Начало повествования см. в «Рассказы земляков. Школа №3 в 70-е годы»
ПИОНЕРИЯ, начало 70-х
Советское общество было пропитано идеологией и культом В.И. Ленина. Причём идеологи восторгались даже его детскими годами и поступками, хотя Володя рос обычным мальчиком https://rg.ru/2014/04/22/reg-pfo/lenin.html
В своё время Н.К. Крупская была против канонизации образа вождя мирового пролетариата https://www.kommersant.ru/doc/1115689 , но изменить ничего не могла: новому времени нужны новые идеализированные кумири.
Повсюду в Петушках можно встретить скульптуры, бюсты, портреты В.И. Ленина, а также лозунги, восхваляющие партию (см. «Рассказы земляков. Детство 60-х», «Три километра в стиле ретро» и «Рассказы земляков. Начальная школа). В книжных магазинах были целые отделы книг, посвященные идеологии.
Под прямое влияние партийной идеологии попадали дети с момента поступления в школу; для них создали последовательные ступеньки: сперва октябрята, потом пионеры, потом комсомольцы. Наша школа №3 не была исключением из этого заведённого порядка.
Правило октябрят гласит: Октябрята — будущие пионеры.
Определены и законы пионеров, Утвержденные Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года https://dedovkgu.narod.ru/bib/vpo.htm
Для постоянного напоминания Законы печатали и на обратной стороне тетрадей в линейку.
Звучит красиво, но, для статуса закона, очень расплывчато, конкретный смысл не понятен. Если в этом перечне слово «пионер» заменить на слово «школьник», то что-то изменится? И что важнее: название или содержание? Предан Родине или партии?
Странен и первый пункт Положения: «Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая са¬модеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, смена и резерв ВЛКСМ.
По поручению КПСС повседневной деятельностью пионерской организа¬ции руководит ВЛКСМ.»
Таким образом декларируется, что пионерия- самодеятельная организация, но тут же пишут, что она имеет внешнее управление от ВЛКСМ, который в свою очередь тоже имеет внешнее управление от КПСС. Ну и о какой самодеятельности может идти речь?! Разумеется, ни о какой. Что тебе скажут согласно утверждённой иерархии, то и делай. Политические рельсы проложены и «паровоз» может двигаться только по ним, «в коммуне остановка».
Были и специальные директивы https://djvu.online/file/se5dwCDtM5DzC
Как результат, при достижении учащимися любой школы возраста 10 лет начиналась работа по вовлечению вчерашних октябрят в пионеры. К этому моменту бывшие октябрята, как правило, самостоятельно переставали носить октябрятские звёздочки с ликом 4-хлетнего ребёнка, т.к. стеснялись и считали себя более взрослыми, чем первачки. Октябрятские занятия теряли интерес у подросших детей и хотелось что-то новенькое.
А в пионерии дети видели нечто особенное. Яркая парадная форма: алые галстуки на белоснежном фоне белых рубашек, красные пилотки. Зрелищность линеек: маршировка отрядов в парадной форме, торжественный вынос знамени дружины высоким и сильным знаменосцем и двумя стройными девочками сопровождения. Команды как в армии- равняйсь, смирно, равнение на знамя. Музыкальное сопровождение выноса знамени: барабанная дробь и громкие звуки горна. Синхронное исполнение приветственного салюта всей дружиной. Всё это октябрята видели ранее со стороны, а тут им предлагали самим стать участниками этого действа. Зрелищность искренне притягивала.
Принимали в пионеры по рекомендации классного руководителя. Критерий отбора: успеваемость и дисциплина. Приём осуществлялся в несколько заходов. Сперва отбирали первую группу ребят с хорошими показателями. Разумеется, что ребёнку хочется, чтобы именно его записали в первый список и ребёнок расстраивается, когда он в этот список не попадает. Однако, эта скорбь длится не долго, т.к. наступает очередь сформировать второй список с посредственными показателями по учёбе и дисциплине. Опять кого-то обидели, кто не попал и в этот список. Но есть между школами города показатель массовости приёма в пионеры, поэтому вскоре и всех остальных принимают в пионеры. Массовость – почти 100% - достигнута, все в классе теперь одинаковенькие с галстуками. Довольны руководство школы и РОНО, райкомы ВЛКСМ и КПСС и даже дети. Дети ведь по первости бояться быть в коллективе не такими как все. Однако, пройдёт лишь два-три года и подростки наоборот будут сторониться быть «как все» и у них начнут преобладать личностные характеристики в поведении, одежде, причёске, учёбе, увлечениях и пр.
Был парадокс в том, что первую группу наших ребят- самых лучших- принимали в пионеры на школьной пионерской линейке 22 апреля, посвящённой Дню рождения В.И. Ленина, или даже ранее. А вторую группу, более посредственных, в День рождения пионерии 19 мая отправили аж в Москву в музей В.И. Ленина, где сопровождающие группу пионеры повязали октябрятам красные галстуки. Третью группу принимали тоже в школе, в конце учебного года.
Когда меня не включили в первый список, а мою соседку по парте Лену включили- как же мне было обидно, досадно и завидно. Хотя, признаться надо, что девчонки всегда учились хорошо и с дисциплиной у них лучше. Но вскоре это неравенство в галстуке было исправлено и меня в числе второй группы приняли в пионеры во время большого путешествия шумной компании в Москву. Музей В.И. Ленина располагался рядом с Кремлём, поэтому от Курского вокзала мы добирались на метро, в котором некоторые старые залы уже выглядели как музей революции.
Вход в музей В.И. Ленина бесплатный. Нас провели по многим залам музея, где можно было увидеть бесконечное множество исторических экспонатов и услышать от экскурсовода интересные рассказы. https://dzen.ru/a/Za0BFRxzlxFWaunq?from_site=mail
В одном из комнат нам включили запись живого голоса В.И. Ленина. После экскурсии в одном из залов музея прошла церемония приёма в пионеры: сопровождавшие нас несколько пионеров-старшеклассников и старшая пионервожатая Нина повязали нам галстуки. В соседних залах такие же мероприятия проводились с другими ребятами из других школ Москвы или приезжих. Потом мы покинули музей, погуляли немного, поели вкусного мороженого и вернулись довольные к вечеру домой, где всё увиденное и пережитое я рассказал папе, маме и брату за ужином. Жаль, что фоток не было…
В сентябре следующего учебного года наш класс назвали Пионерским отрядом, а тех, кто сидел в разных рядах – у окна, в середине и у стены- назвали звеньями №1, 2 и 3. В каждом звене избрали звеньевых, а все вместе избрали председателя отряда. Основной принцип выборов в общественных организациях – «лишь бы не меня». Как только кто-то предлагал достойную кандидатуру, остальные тут же это предложение подхватывали и уже отвертеться не было возможности. Получалось, как в том анекдоте о выборе председателя колхоза:
Кандидат: «Да я не справлюсь!»
Толпа: «Да мы поможем!», хотя большинство особо помогать не собирается и не будет.
Кандидат: «Да я всю работу развалю!»
Толпа: «Да мы поможем!»
Все выборы под присмотром классного руководителя и с его одобрения. Таким образом получился совет отряда из звеньевых и председателя.
От каждого пионерского отряда предлагаются кандидатуры в Совет дружины школы, которые потом общим голосованием на пионерской линейке под присмотром руководства школы утверждаются. Руководит Советом дружины – старшая пионервожатая – штатный работница школы, как правило, недавно её закончившая и обучающаяся заочно в педагогическом училище. У нас была Нина Васильева, доброй души человек. Дружина насчитывала более 250 человек.
Из истории пионерской символики: https://dzen.ru/a/ZFDRrfa9rFa-WeQF?from_site=mail
Если ты не попал в выборные должности, то быть пионером вовсе не накладно: сам себе хозяин, живи как прежде - как тебе хочется. Только галстук с утра не забывай повязывать. А после уроков галстук можно и снять, чтобы дышать свободней и чтобы по дороге домой казаться более взрослым.
Были с галстуком и казусы. Мои родители каждую весну покупали на станции маленького поросёночка для домашнего откорма. Иногда отец привозил поросёночка в мешке из Орехова. А чтобы карапузик не замёрз на холодном дворе, для него делали временный загон на кухне. У нас на кухне стояла в углу высокая железная кровать, так вот под ней папа из досок смастерил загончик, отгородив две стороны. Однако, время от времени любопытный и шабутной зверёк выбирался из загона на простор кухни и как все малыши всё пробовал на вкус. Так вот, ему попался галстук, упавший случайно на пол. Поросёнок с аппетитом его пожевал так, что на грудь такой галстук уже не повяжешь. Правда, иногда и сами пионеры в пылу задумчивости пихали края галстука в рот пожевать, в этом деле мы не хуже поросёночка. Как результат, галстук с дырками и на выкидку, беги покупать новый за 70 копеек.
Тем же, кого кем-то назначили – дополнительная головная боль. Двух девочек назначили шефами над первоклашками-октябрятами. Вот что они должны делать?! Пришли к первачкам, поговорили в классе под присмотром учителя о ходе дальнейшей их учёбы. И вот и всё. Разница межу пятиклассником и первачком огромных 4 года, это совсем разные по развитию и восприятия жизни люди.
В 1972 году даже фильм сняли на тему шефства - «Чудак из 5Б» https://www.youtube.com/watch?v=UAYmjFAiI4s
В фильме показано, как хороший паренёк пытается как-то развлечь первачков, но особо из этого ничего не получается: каждое поколение живёт своей жизнью. Задумка о шефстве вроде хорошая, но как её реализовать – никакого серьёзного представления ни у автора фильма, ни у организаторов пионерии, как оказалось, нет. Чему может научить шеф-подросток? Он же не нянька и не тренер. Разве, что стоять на голове больше других.
Ну может ещё на переменке пожурить отстающих и задиристых, но это и так делает учитель ежедневно. И если нарушитель не внимает учителю, то он, надо полагать, не будет внимать и угроз со стороны шефа. Ведь шеф бить-то никого не может, самого за это накажут.
Шеф может рассказывать октябрятам о пионерах-героях Великой отечественной войны. Но такой стенд с фотографиями и описаниями их подвигов весит на стене в коридоре. А писать более подробные отдельные рефераты на эти темы в библиотеке очень сложно и долго, а шефу надо и свои уроки когда-то делать и отдохнуть, погулять.
Кроме того, некоторые пионеры-герои имели в народе сомнительную репутацию. Например, Павлик Морозов, чьим именем по идеологическим соображениям названы многие улицы в стране и снят фильм https://www.youtube.com/watch?v=2dazWrKL_Q8
Газеты писали и о последователях подвига П. Морозова - https://dzen.ru/a/ZI0aA_-XdRJ1QFdM
Однако, в народе это имя стало именем нарицательным и означало, что сын предал и довёл до тюрьмы родного отца и пионерия тут не причём. Позднее, после устранения цензуры и пропаганды со стороны КПСС, появится в СМИ иной документированный взгляд на те события, например,
https://www.gazeta.ru/social/2018/11/13/12057637.shtml
А что должны и могут делать звеньевые и председатель отряда?!
Организовать/планировать жизнь отряда?!
Но она и так организована и спланирована – все ходят в школу по учебному расписанию и учатся по мере сил и возможностей. Ради этого ученики и ходят в школу.
Создать отрядную редколлегию?!
Но все отказываются что-то придумывать и не умеют рисовать гуашью. И о чём писать в классной стенгазете, о каких таких значимых событиях? И….ов получил «2», так от этого никто не застрахован. Напишешь на общее посмеяние, так наживёшь себе врага и от И….ва получишь тумака, мол и сам разберусь со своими отметками. Более того, когда И…ва принимали в пионеры, все знали, что он слабоват по учёбе и дисциплине, но всё равно принимали, чтобы не ухудшить показатели школы. Руководители полагали, что лучше мы недостойного примем и потом будем его пытаться переучить через пионерию. Тем самым вымывается смысл, что пионер – пример и пр. (см. законы выше). По жизни получалось, что пионер – любой желающий, а не достойный этого звания.
Просматривались двойные стандарты: на словах одно, а на деле совсем иное. И такое состояние общества прослеживалось во многом, например, на словах, мы самое продвинутое государство с прогрессивной плановой экономикой (без кризисов), а в магазинах дефицит; Запад загнивает, а мы в бедности процветаем. Даже если честно трудом и потом заработал деньги, то на них не можешь свободно купить что-то стоящее, например, понравившуюся тебе квартиру и в нужном тебе месте. Партия обещала коммунизм к 80-му году, но что-то не верилось. И т.д. и т.п. типа https://dzen.ru/a/Ze63G-oVMDonLsVG?from_site=mail
Так вот, на классном собрании стоит этот И…ов перед пионерами и из него классный руководитель и кто-то из товарищей, чтоб не тянуть время, «клещами вытягивают» признание: «Я больше так не буду. Исправлюсь». Как только он это сказал, все с облегчением вздыхают, ритуал морального жертвоприношения окончен и все расходятся. А дальше всё идёт как и прежде, до следующего собрания. Иногда отстающего оставляли на второй год, но с годами это стали практиковать всё меньше и меньше, чтобы не ухудшать показатели школы и РОНО.
Кстати, отставание или даже переучивание второй год не всегда и не у всех ведёт к плохим последствиям – см. https://dzen.ru/video/watch/646371f868b14b5d770aadd4
В школе была редколлегия на уровне школьной Дружины и Комитета комсомола, которые делали совместные выпуски стенгазеты раз в четверть. Тематика и материалы согласовывались с руководством школы. Тематика: общая успеваемость по школе и отдельным классам; достижения в олимпиадах по школьным предметам и спортивных соревнованиях как внутри школы, так и по городу. Изредка критиковали нарушителей дисциплины. В канун 7 ноября выходила стенгазета с материалами по Октябрьской революции 1917 г. В мае были выпуски, посвящённые подвигу ветеранов Великой отечественной войны и тружеников тыла.
Организовать массовый выход в кино в клуб фабрики «Катушка» после уроков?
Но не всем хочется идти такой большой компанией в кино, тем более, что в любом коллективе всегда складываются определённые небольшие компании некоторых единомышленников, некие группы по общению. И сподручней что-то делать сообща в пределах этой неформальной небольшой группы, чем в формальном большом звене или тем более в отряде. Да и на голодный живот смотреть кино не здорово, а если разойтись по домам пообедать, то многие и вовсе не придут, передумают. Кто-то уже видел этот фильм, или ему эти артисты не нравятся, или иные причины не идти в указанный час в кино. Кто-посещает спортивные секции (см. «Рассказы земляков. Стадион»), а кто-то творческие кружки, а кто-то музыкальную школу и им менять график не пристало. Дело на безделье не меняют. В общем, по-всякому коряво выходит и на собрании отряда/класса шума много и более ничего, только время тратим. «Шумим, брат, шумим…» Но тем не менее, это всех устраивает, чтобы никто не лез в их жизнь и тем более обязывал что-то делать вопреки воле человека.
Иногда на классном часе обсуждали статьи из газеты «Пионерская правда», пытаясь как-то приспособить оные рассказы под свои обстоятельства, перенять опыт. Получалось не очень.
В общем, какие-либо мероприятия вроде как надо придумывать, но как известно: «всё что надумано, «высосано из пальца», то не приживается». Должно быть что-то жизненное. А где его взять?!
По осени и весной проводились мероприятия по сбору макулатуры и металлолома. Якобы пионерская инициатива, но в этих однодневных разовых акциях нет никакой идеологии. Ведь никто же не называет ежедневную влажную уборку школьниками после уроков в закреплённых за ними помещениях школы – пионерской/комсомолькой уборкой.
Сборы вторсырья - сложные организационные мероприятия: определить место приёма макулатуры и металлолома, промежуточное взвешивание, хранение, организация вывоза из школы, её погрузку в авто и доставка до центрального пункта сбора. Разумеется, такое дело не по силам подросткам, а удел взрослых организаторов. Но команда пришла сверху и её надо выполнять. Это показатель работы школы, РОНО, района, области…
Ну и где школьнику взять макулатуру?! Не будешь же собирать обрывки газет по помойкам. У тех ребят, что живут в частном секторе, вся макулатура идёт на розжиг печей. Если её отдашь, то останешься без растопки. А считай добрая половина класса. У ребят, кто живёт в квартирах, могли сохраниться некоторые газеты и журналы, вот они в основном их и несли.
Иногда родители помогали своим детям и приносили с работы исписанные производственные журналы и прочую бумагу. Странно, но на производстве макулатуру на вывоз не собирали, а чаще сжигали её в фабричной котельной как документы служебного пользования, вместо того, чтобы измельчить и всё-таки сдать в утиль.
Мне больше всего в сборе макулатуры нравилось выискивать в кипе принесённых бумаг, что временно лежали под лестницей, сатиристические журналы «Крокодил». Мы такой журнал дома не выписывали и потому они для меня все были новые. Я складывал их портфель, приносил домой и запоем читал. Некоторые школьники тоже выискивали в этой куче макулатуры что-то им интересное. Прочитанные журналы я потом обратно относил в школу на замену новыми, т.к. от момента приноса макулатуры до её вывоза порой проходила не одна неделя. Получалась некая передвижная библиотека с обменным фондом. https://dzen.ru/a/ZhZ6C74mfAdAO2ic
Пристрастие к этому журналу не оканчивалось сбором макулатуры, а продолжилось и позднее. Мама как-то договорилась с библиотекарем фабричной библиотеки, чтобы я мог приходить к ним и читать подшивки журнала «Крокодил» за все предыдущие годы. Как же было удобно сидеть в мягком библиотечном кресле и читать журналы на низком журнальном столике. Светло, тепло, тихо, умиротворённо, в читальном зале я один. Начитавшись забавных рассказов и насмотревшись весёлых карикатур я уже мог через некоторое время по стилю рисунка определить некоторых завсегтатых художников, например, Сычёва. Рассказы давали первичное представление о взаимоотношении людей на производстве и в быту. Вот такое вышло увлечение из макулатуры.
Не менее странная ситуация со сбором металлолома. Ну и где школьнику взять металл?! Собирать по помойкам и на далёкой свалке лёгкие консервные банки, так с ними не наберёшь назначенную на человека норму. Одна дорога – легализованное воровство на промышленном предприятии, благо, что территория за депо (в сторону «Катушки») не была огорожена. Вот там мы с одноклассниками и выискивали железки, которые были нам по силам уволочь и приемлемый вес, чтобы занять какие-то места по школе. Ребята волоком тянут железку, как бурлаки на Волге, а девчата следы на земле заметают, чтобы в глаза не бросалось. Правда, учителя, принимавшие металл, побаивались, а не придут ли потом железнодорожники ругаться. Но, видимо, учёт на ж.д. как и везде, так себе, а когда спохватятся недостачи, то металл от школы уже увезут, всё шито-крыто. После таких сборов ребята приходили домой чумазые и мамам приходилось ворчать и внепланово отстирывать грязную одежду. Таким образом получалось, что сбор металла – проблема большого круга людей.
Как всё это было у наших ровесников из других мест – см. «СССР. Знак качества. Серия 15. Наше советское детство (ведущий Г. Сукачёв)» https://vk.com/video-195370_456240112
Результаты сборов макулатуры и металлолома оглашали на периодических школьных и пионерских линейках. По такому случаю школьников обязывали приходить в школу при параде. Пионеры: белый верх (рубашки), чёрный низ и наглаженный красный галстук. В тёплое время года линейки проводились на улице перед школой у памятника В.И. Ленина. В холодное время линейки проводили в спортивном зале или в какой-нибудь рекреации.
Потратив массу нервов, классные руководители строили и по очереди выводили в зал условно стройными группами свои классы/отряды и располагали их в назначенном месте, указанном мелом на полу. Тут действовало отработанное годами правило: «Подальше от первой линии и учителя, чтобы можно было, скрывшись за спины впереди стоящих, поболтать с соседями». Но всё одно, учителя периодически стреляли гневными глазами и шептали, чтобы не разговаривали в строю, иначе поставят в первую линию. Как только все классы/отряды более-менее выстроились, а это тягостных 15…20 минут, звучала команда внести знамя пионерской дружины, если это линейка пионерская. Если же это общешкольная линейка, то вносили ещё и знамя школы.