Форум города ПЕТУШКИ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум города ПЕТУШКИ » Свободный полёт » Рассказы земляков. Пионерия 70-х


Рассказы земляков. Пионерия 70-х

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Начало повествования см. в «Рассказы земляков. Школа №3 в 70-е годы»

ПИОНЕРИЯ, начало 70-х

   Советское общество было пропитано идеологией и культом В.И. Ленина. Причём идеологи восторгались даже его детскими годами и поступками, хотя Володя рос обычным мальчиком https://rg.ru/2014/04/22/reg-pfo/lenin.html
    В своё время Н.К. Крупская была против канонизации образа вождя мирового пролетариата https://www.kommersant.ru/doc/1115689 , но изменить ничего не могла: новому времени нужны новые идеализированные кумири.
   Повсюду в Петушках можно встретить скульптуры, бюсты, портреты В.И. Ленина, а также лозунги, восхваляющие партию (см. «Рассказы земляков. Детство 60-х», «Три километра в стиле ретро» и «Рассказы земляков. Начальная школа). В книжных магазинах были целые отделы книг, посвященные идеологии.
   Под прямое влияние партийной идеологии попадали дети с момента поступления в школу; для них создали последовательные ступеньки: сперва октябрята, потом пионеры, потом комсомольцы. Наша школа №3 не была исключением из этого заведённого порядка.

Правило октябрят гласит: Октябрята — будущие пионеры.

Определены и законы пионеров, Утвержденные Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года  https://dedovkgu.narod.ru/bib/vpo.htm
Для постоянного напоминания Законы печатали и на обратной стороне тетрадей в линейку.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t146919.png

   Звучит красиво, но, для статуса закона, очень расплывчато, конкретный смысл не понятен. Если в этом перечне слово «пионер» заменить на слово «школьник», то что-то изменится? И что важнее: название или содержание? Предан Родине или партии?
Странен и первый пункт Положения: «Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая са¬модеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, смена и резерв ВЛКСМ.
По поручению КПСС повседневной деятельностью пионерской организа¬ции руководит ВЛКСМ.»

Таким образом декларируется, что пионерия- самодеятельная организация, но тут же пишут, что она имеет внешнее управление от ВЛКСМ, который в свою очередь тоже имеет внешнее управление от КПСС. Ну и о какой самодеятельности может идти речь?! Разумеется, ни о какой. Что тебе скажут согласно утверждённой иерархии, то и делай. Политические рельсы проложены и «паровоз» может двигаться только по ним, «в коммуне остановка».

   Были и специальные директивы  https://djvu.online/file/se5dwCDtM5DzC
   Как результат, при достижении учащимися любой школы возраста 10 лет начиналась работа по вовлечению вчерашних октябрят в пионеры. К этому моменту бывшие октябрята, как правило, самостоятельно переставали носить октябрятские звёздочки с ликом 4-хлетнего ребёнка, т.к. стеснялись и считали себя более взрослыми, чем первачки. Октябрятские занятия теряли интерес у подросших детей и хотелось что-то новенькое.
   А в пионерии дети видели нечто особенное. Яркая парадная форма: алые галстуки на белоснежном фоне белых рубашек, красные пилотки. Зрелищность линеек: маршировка отрядов в парадной форме, торжественный вынос знамени дружины высоким и сильным знаменосцем и двумя стройными девочками сопровождения. Команды как в армии- равняйсь, смирно, равнение на знамя. Музыкальное сопровождение выноса знамени: барабанная дробь и громкие звуки горна. Синхронное исполнение приветственного салюта всей дружиной. Всё это октябрята видели ранее со стороны, а тут им предлагали самим стать участниками этого действа. Зрелищность искренне притягивала.

  Принимали в пионеры по рекомендации классного руководителя. Критерий отбора: успеваемость и дисциплина. Приём осуществлялся в несколько заходов. Сперва отбирали первую группу ребят с хорошими показателями. Разумеется, что ребёнку хочется, чтобы именно его записали в первый список и ребёнок расстраивается, когда он в этот список не попадает. Однако, эта скорбь длится не долго, т.к. наступает очередь сформировать второй список с посредственными показателями по учёбе и дисциплине. Опять кого-то обидели, кто не попал и в этот список. Но есть между школами города показатель массовости приёма в пионеры, поэтому вскоре и всех остальных принимают в пионеры. Массовость – почти 100% - достигнута, все в классе теперь одинаковенькие с галстуками. Довольны руководство школы и РОНО, райкомы ВЛКСМ и КПСС и даже дети. Дети ведь по первости бояться быть в коллективе не такими как все. Однако, пройдёт лишь два-три года и подростки наоборот будут сторониться быть «как все» и у них начнут преобладать личностные характеристики в поведении, одежде, причёске, учёбе, увлечениях и пр.
   Был парадокс в том, что первую группу наших ребят- самых лучших- принимали в пионеры на школьной пионерской линейке 22 апреля, посвящённой Дню рождения В.И. Ленина, или даже ранее. А вторую группу, более посредственных, в День рождения пионерии 19 мая отправили аж в Москву в музей В.И. Ленина, где сопровождающие группу пионеры повязали октябрятам красные галстуки. Третью группу принимали тоже в школе, в конце учебного года.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t357270.png

 
   Когда меня не включили в первый список, а мою соседку по парте Лену включили- как же мне было обидно, досадно и завидно. Хотя, признаться надо, что девчонки всегда учились хорошо и с дисциплиной у них лучше. Но вскоре это неравенство в галстуке было исправлено и меня в числе второй группы приняли в пионеры во время большого путешествия шумной компании в Москву. Музей В.И. Ленина располагался рядом с Кремлём, поэтому от Курского вокзала мы добирались на метро, в котором некоторые старые залы уже выглядели как музей революции.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t371322.png

Вход в музей В.И. Ленина бесплатный. Нас провели по многим залам музея, где можно было увидеть бесконечное множество исторических экспонатов и услышать от экскурсовода интересные рассказы. https://dzen.ru/a/Za0BFRxzlxFWaunq?from_site=mail
  В одном из комнат нам включили запись живого голоса В.И. Ленина. После экскурсии в одном из залов музея прошла церемония приёма в пионеры: сопровождавшие нас несколько пионеров-старшеклассников и старшая пионервожатая Нина повязали нам галстуки. В соседних залах такие же мероприятия проводились с другими ребятами из других школ Москвы или приезжих. Потом мы покинули музей, погуляли немного, поели вкусного мороженого и вернулись довольные к вечеру домой, где всё увиденное и пережитое я рассказал папе, маме и брату за ужином. Жаль, что фоток не было…

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t570408.png

 
  В сентябре следующего учебного года наш класс назвали Пионерским отрядом, а тех, кто сидел в разных рядах – у окна, в середине и у стены- назвали звеньями №1, 2 и 3. В каждом звене избрали звеньевых, а все вместе избрали председателя отряда. Основной принцип выборов в общественных организациях – «лишь бы не меня». Как только кто-то предлагал достойную кандидатуру, остальные тут же это предложение подхватывали и уже отвертеться не было возможности. Получалось, как в том анекдоте о выборе председателя колхоза:
Кандидат: «Да я не справлюсь!»
Толпа: «Да мы поможем!», хотя большинство особо помогать не собирается и не будет.
Кандидат: «Да я всю работу развалю!»
Толпа: «Да мы поможем!»
Все выборы под присмотром классного руководителя и с его одобрения. Таким образом получился совет отряда из звеньевых и председателя.
  От каждого пионерского отряда предлагаются кандидатуры в Совет дружины школы, которые потом общим голосованием на пионерской линейке под присмотром руководства школы утверждаются. Руководит Советом дружины – старшая пионервожатая – штатный работница школы, как правило, недавно её закончившая и обучающаяся заочно в педагогическом училище. У нас была Нина Васильева, доброй души человек. Дружина насчитывала более 250 человек.
  Из истории пионерской символики: https://dzen.ru/a/ZFDRrfa9rFa-WeQF?from_site=mail
   Если ты не попал в выборные должности, то быть пионером вовсе не накладно: сам себе хозяин, живи как прежде - как тебе хочется. Только галстук с утра не забывай повязывать. А после уроков галстук можно и снять, чтобы дышать свободней и чтобы по дороге домой казаться более взрослым.
  Были с галстуком и казусы. Мои родители каждую весну покупали на станции маленького поросёночка для домашнего откорма. Иногда отец привозил поросёночка в мешке из Орехова. А чтобы карапузик не замёрз на холодном дворе, для него делали временный загон на кухне. У нас на кухне стояла в углу высокая железная кровать, так вот под ней папа из досок смастерил загончик, отгородив две стороны. Однако, время от времени любопытный и шабутной зверёк выбирался из загона на простор кухни и как все малыши всё пробовал на вкус. Так вот, ему попался галстук, упавший случайно на пол. Поросёнок с аппетитом его пожевал так, что на грудь такой галстук уже не повяжешь. Правда, иногда и сами пионеры в пылу задумчивости пихали края галстука в рот пожевать, в этом деле мы не хуже поросёночка. Как результат, галстук с дырками и на выкидку, беги покупать новый за 70 копеек.
  Тем же, кого кем-то назначили – дополнительная головная боль. Двух девочек назначили шефами над первоклашками-октябрятами. Вот что они должны делать?! Пришли к первачкам, поговорили в классе под присмотром учителя о ходе дальнейшей их учёбы. И вот и всё. Разница межу пятиклассником и первачком огромных 4 года, это совсем разные по развитию и восприятия жизни люди.
   В 1972 году даже фильм сняли на тему шефства -  «Чудак из 5Б»  https://www.youtube.com/watch?v=UAYmjFAiI4s
  В фильме показано, как хороший паренёк пытается как-то развлечь первачков, но особо из этого ничего не получается: каждое поколение живёт своей жизнью. Задумка о шефстве вроде хорошая, но как её реализовать – никакого серьёзного представления ни у автора фильма, ни у организаторов пионерии, как оказалось, нет. Чему может научить шеф-подросток? Он же не нянька и не тренер. Разве, что стоять на голове больше других.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t254777.jpg

 
  Ну может ещё на переменке пожурить отстающих и задиристых, но это и так делает учитель ежедневно. И если нарушитель не внимает учителю, то он, надо полагать, не будет внимать и угроз со стороны шефа. Ведь шеф бить-то никого не может, самого за это накажут.
   Шеф может рассказывать октябрятам о пионерах-героях Великой отечественной войны. Но такой стенд с фотографиями и описаниями их подвигов весит на стене в коридоре. А писать более подробные отдельные рефераты на эти темы в библиотеке очень сложно и долго, а шефу надо и свои уроки когда-то делать и отдохнуть, погулять.
  Кроме того, некоторые пионеры-герои имели в народе сомнительную репутацию. Например, Павлик Морозов, чьим именем по идеологическим соображениям названы многие улицы в стране и снят фильм  https://www.youtube.com/watch?v=2dazWrKL_Q8
Газеты писали и о последователях подвига П. Морозова - https://dzen.ru/a/ZI0aA_-XdRJ1QFdM
   Однако, в народе это имя стало именем нарицательным и означало, что сын предал и довёл до тюрьмы родного отца и пионерия тут не причём. Позднее, после устранения цензуры и пропаганды со стороны КПСС, появится в СМИ иной документированный взгляд на те события, например,
https://www.gazeta.ru/social/2018/11/13/12057637.shtml

  А что должны и могут делать звеньевые и председатель отряда?!
   Организовать/планировать жизнь отряда?!
  Но она и так организована и спланирована – все ходят в школу по учебному расписанию и учатся по мере сил и возможностей. Ради этого ученики и ходят в школу.

Создать отрядную редколлегию?!
Но все отказываются что-то придумывать и не умеют рисовать гуашью. И о чём писать в классной стенгазете, о каких таких значимых событиях? И….ов получил «2», так от этого никто не застрахован. Напишешь на общее посмеяние, так наживёшь себе врага и от И….ва получишь тумака, мол и сам разберусь со своими отметками. Более того, когда И…ва принимали в пионеры, все знали, что он слабоват по учёбе и дисциплине, но всё равно принимали, чтобы не ухудшить показатели школы. Руководители полагали, что лучше мы недостойного примем и потом будем его пытаться переучить через пионерию. Тем самым вымывается смысл, что пионер – пример и пр. (см. законы выше). По жизни получалось, что пионер – любой желающий, а не достойный этого звания.
   Просматривались двойные стандарты: на словах одно, а на деле совсем иное. И такое состояние общества прослеживалось во многом, например, на словах, мы самое продвинутое государство с прогрессивной плановой экономикой (без кризисов), а в магазинах дефицит; Запад загнивает, а мы в бедности процветаем. Даже если честно трудом и потом заработал деньги, то на них не можешь свободно купить что-то стоящее, например, понравившуюся тебе квартиру и в нужном тебе месте. Партия обещала коммунизм к 80-му году, но что-то не верилось. И т.д. и т.п. типа  https://dzen.ru/a/Ze63G-oVMDonLsVG?from_site=mail
   Так вот, на классном собрании стоит этот И…ов перед пионерами и из него классный руководитель и кто-то из товарищей, чтоб не тянуть время, «клещами вытягивают» признание: «Я больше так не буду. Исправлюсь». Как только он это сказал, все с облегчением вздыхают, ритуал морального жертвоприношения окончен и все расходятся. А дальше всё идёт как и прежде, до следующего собрания. Иногда отстающего оставляли на второй год, но с годами это стали практиковать всё меньше и меньше, чтобы не ухудшать показатели школы и РОНО.
  Кстати, отставание или даже переучивание второй год не всегда и не у всех ведёт к плохим последствиям – см. https://dzen.ru/video/watch/646371f868b14b5d770aadd4
     В школе была редколлегия на уровне школьной Дружины и Комитета комсомола, которые делали совместные выпуски стенгазеты раз в четверть. Тематика и материалы согласовывались с руководством школы. Тематика: общая успеваемость по школе и отдельным классам; достижения в олимпиадах по школьным предметам и спортивных соревнованиях как внутри школы, так и по городу. Изредка критиковали нарушителей дисциплины. В канун 7 ноября выходила стенгазета с материалами по Октябрьской революции 1917 г. В мае были выпуски, посвящённые подвигу ветеранов Великой отечественной войны и тружеников тыла.

  Организовать массовый выход в кино в клуб фабрики «Катушка» после уроков?
   Но не всем хочется идти такой большой компанией в кино, тем более, что в любом коллективе всегда складываются определённые небольшие компании некоторых единомышленников, некие группы по общению. И сподручней что-то делать сообща в пределах этой неформальной небольшой группы, чем в формальном большом звене или тем более в отряде. Да и на голодный живот смотреть кино не здорово, а если разойтись по домам пообедать, то многие и вовсе не придут, передумают. Кто-то уже видел этот фильм, или ему эти артисты не нравятся, или иные причины не идти в указанный час в кино. Кто-посещает спортивные секции (см. «Рассказы земляков. Стадион»), а кто-то творческие кружки, а кто-то музыкальную школу и им менять график не пристало. Дело на безделье не меняют. В общем, по-всякому коряво выходит и на собрании отряда/класса шума много и более ничего, только время тратим. «Шумим, брат, шумим…» Но тем не менее, это всех устраивает, чтобы никто не лез в их жизнь и тем более обязывал что-то делать вопреки воле человека.
  Иногда на классном часе обсуждали статьи из газеты «Пионерская правда», пытаясь как-то приспособить оные рассказы под свои обстоятельства, перенять опыт. Получалось не очень.
  В общем, какие-либо мероприятия вроде как надо придумывать, но как известно: «всё что надумано, «высосано из пальца», то не приживается». Должно быть что-то жизненное. А где его взять?!
   По осени и весной проводились мероприятия по сбору макулатуры и металлолома. Якобы пионерская инициатива, но в этих однодневных разовых акциях нет никакой идеологии. Ведь никто же не называет ежедневную влажную уборку школьниками после уроков в закреплённых за ними помещениях школы – пионерской/комсомолькой уборкой. 
    Сборы вторсырья - сложные организационные мероприятия: определить место приёма макулатуры и металлолома, промежуточное взвешивание, хранение, организация вывоза из школы, её погрузку в авто и доставка до центрального пункта сбора. Разумеется, такое дело не по силам подросткам, а удел взрослых организаторов. Но команда пришла сверху и её надо выполнять. Это показатель работы школы, РОНО, района, области…
  Ну и где школьнику взять макулатуру?! Не будешь же собирать обрывки газет по помойкам. У тех ребят, что живут в частном секторе, вся макулатура идёт на розжиг печей. Если её отдашь, то останешься без растопки. А считай добрая половина класса. У ребят, кто живёт в квартирах, могли сохраниться некоторые газеты и журналы, вот они в основном их и несли.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t232586.jpg

Иногда родители помогали своим детям и приносили с работы исписанные производственные журналы и прочую бумагу. Странно, но на производстве макулатуру на вывоз не собирали, а чаще сжигали её в фабричной котельной как документы служебного пользования, вместо того, чтобы измельчить и всё-таки сдать в утиль.
  Мне больше всего в сборе макулатуры нравилось выискивать в кипе принесённых бумаг, что временно лежали под лестницей, сатиристические журналы «Крокодил». Мы такой журнал дома не выписывали и потому они для меня все были новые. Я складывал их портфель, приносил домой и запоем читал. Некоторые школьники тоже выискивали в этой куче макулатуры что-то им интересное. Прочитанные журналы я потом обратно относил в школу на замену новыми, т.к. от момента приноса макулатуры до её вывоза порой проходила не одна неделя. Получалась некая передвижная библиотека с обменным фондом. https://dzen.ru/a/ZhZ6C74mfAdAO2ic
   Пристрастие к этому журналу не оканчивалось сбором макулатуры, а продолжилось и позднее. Мама как-то договорилась с библиотекарем фабричной библиотеки, чтобы я мог приходить к ним и читать подшивки журнала «Крокодил» за все предыдущие годы. Как же было удобно сидеть в мягком библиотечном кресле и читать журналы на низком журнальном столике. Светло, тепло, тихо, умиротворённо, в читальном зале я один. Начитавшись забавных рассказов и насмотревшись весёлых карикатур я уже мог через некоторое время по стилю рисунка определить некоторых завсегтатых художников, например, Сычёва. Рассказы давали первичное представление о взаимоотношении людей на производстве и в быту. Вот такое вышло увлечение из макулатуры.
   Не менее странная ситуация со сбором металлолома. Ну и где школьнику взять металл?! Собирать по помойкам и на далёкой свалке лёгкие консервные банки, так с ними не наберёшь назначенную на человека норму. Одна дорога – легализованное воровство на промышленном предприятии, благо, что территория за депо (в сторону «Катушки») не была огорожена. Вот там мы с одноклассниками и выискивали железки, которые были нам по силам уволочь и приемлемый вес, чтобы занять какие-то места по школе. Ребята волоком тянут железку, как бурлаки на Волге, а девчата следы на земле заметают, чтобы в глаза не бросалось. Правда, учителя, принимавшие металл, побаивались, а не придут ли потом железнодорожники ругаться. Но, видимо, учёт на ж.д. как и везде, так себе, а когда спохватятся недостачи, то металл от школы уже увезут, всё шито-крыто. После таких сборов ребята приходили домой чумазые и мамам приходилось ворчать и внепланово отстирывать грязную одежду. Таким образом получалось, что сбор металла – проблема большого круга людей.
   Как всё это было у наших ровесников из других мест – см. «СССР. Знак качества. Серия 15. Наше советское детство (ведущий Г. Сукачёв)»   https://vk.com/video-195370_456240112

  Результаты сборов макулатуры и металлолома оглашали на периодических школьных и пионерских линейках. По такому случаю школьников обязывали приходить в школу при параде. Пионеры: белый верх (рубашки), чёрный низ и наглаженный красный галстук. В тёплое время года линейки проводились на улице перед школой у памятника В.И. Ленина. В холодное время линейки проводили в спортивном зале или в какой-нибудь рекреации.
  Потратив массу нервов, классные руководители строили и по очереди выводили в зал условно стройными группами свои классы/отряды и располагали их в назначенном месте, указанном мелом на полу. Тут действовало отработанное годами правило: «Подальше от первой линии и учителя, чтобы можно было, скрывшись за спины впереди стоящих, поболтать с соседями». Но всё одно, учителя периодически стреляли гневными глазами и шептали, чтобы не разговаривали в строю, иначе поставят в первую линию. Как только все классы/отряды более-менее выстроились, а это тягостных 15…20 минут, звучала команда внести знамя пионерской дружины, если это линейка пионерская. Если же это общешкольная линейка, то вносили ещё и знамя школы.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t528964.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t946921.png

0

2

Все пионеры в зале подымали правые руки в виде пионерского салюта. Знаменосец- высокорослый пионер нёс знамя, а с боков его сопровождали две пионерки. Все трое ещё и в красных пилотках и белых перчатках шли синхронным строевым шагом, ну или как бы строевым. Иногда, сзади шел барабанщик, громко отбивающий ритм. Иногда трубил горнист.
  Потом представитель каждого отряда шёл строевым шагом к старшей пионервожатой и докладывал о присутствии на линейке своего отряда. После чего, старшая пионервожатая докладывала директору/завучу школы о присутствии пионерской дружины на линейке, т.е. выполнялся церемониальный ритуал, очень схожий с военными порядками. И всё это время стоя на ногах, хотя в ногах правды нет.
  Странно то, что комсомольцы и партийцы придумали для пионеров порядки, которые на себе не применяли – проводить собрания стоя, час…полтора. Как бы смотрелись собрания и съезды, когда бы все участники топчутся на одном месте?!
  Ну а дальше, как всегда на таких пионерских мероприятиях, - «разбор полётов». Называли, кто молодец и вызывали для вручения почётных грамот. Кто проштрафился тоже порой вызывали в цент линейки и прилюдно журили и ждали ответную реплику типа: «Я больше так не буду. Исправлюсь». Как только он это сказал, все с облегчением вздыхают, провинившийся становится в строй за спины товарищей. При мне никого из пионеров не исключили, нарушители обходились внушениями. Если повестка линейки не сильно растянута, то всё проходило оперативно на одном дыхании.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t84650.png

Мягков Александр Дмитриевич, в 1971- 1981гг. директор средней школы №3 г. Петушки.

  Однако, иногда приглашали выступающих со стороны и те убеждали пионеров «учиться, учиться и ещё раз учиться». Как это три раза учиться – не понятно?! Приглашённый что-то рассказывали о своей жизни и жизни предприятий, откуда они пришли. Что-то было интересно слушать, особенно, когда оратор увлекал аудиторию своими интересными рассказами, например, о войне или иных героических событиях.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t628131.png

А что-то бывало и скучно, особенно, когда выступающие переходили на шаблонные формальные призывы и говорили о том, что мы должны вот то, что мы должны вот это… И всё и всем дети чего-то должны, рабство какое-то. В народе даже было выражение: «Ты же не на собрании, говори нормальным языком и по существу дела», т.е. люди в нормальном разговоре – нормальные люди, а как выйдут на трибуну, то как будто их подменили - сплошные абстрактные лозунги. Почему так?
  Иногда, когда линейка затягивалась чрезмерно, ребята бурчали, шум в зале нарастал, внимание к выступающим падало, душно, усталость. Были случаи, правда редкие, когда кто-то из детей падал в обморок, который приводил в ужас всех школьников и учителей. Возможно, это были частные случаи - припадок эпилепсии у больного. Но именно это событие теперь затмевало всё то, что сказано было на этой линейке.
  По окончании линейки под общий салют пионеров выносили знамя и звучала долгожданная команда «разойтись».
  В мае руководство школы устраивало иногда Смотр строевой песни. Каждый пионерский отряд разучивал какую-то революционную песню и пытался ровным строем пройти мимо жюри – руководства школы. Место проведения смотра – от одного угла фасада школы до другого, жюри стоит на ступеньках подъезда школы. Форма одежды – парадная. Предварительно учились петь и маршировать на месте в помещении класса, а потом уж тренировались ходить строем под эту песню. Не зря военные говорят: «Парад – это то, что для лошади свадьба: голова в цветах, а задница в мыле». Нам-то ещё ничего, как говорится «пять минут позора и ты на каникулах», а вот классному руководителю головная боль и нервы на пределе, чтобы из разрозненной толпы ребят сотворить ровный строй ног и голосов. Ведь это и её оценивают руководители школы и товарищи, а у Галины Михайловны Ленковой это первые выходы в таком качестве. Вообще, когда тебя кто-то оценивает, то это всегда напряг нервов и сил, что школьнику, что взрослому.
   Победителям конкурса – почётные грамоты, а остальным - спасибо за участие. Грамоты где-то затерялись, а вот память до сих пор осталась.
  Есть такая еврейская притча. Деревенский мальчик спрашивает папу, почему тот не берёт расписки и не фиксирует в журнал тех, кому и сколько дал в долг. На что отец ответил: «Расписки и журнал могут потеряться, а память - она надёжней.» Так и есть. Кстати, ни одно документированное свидетельство о браке и венчании не гарантирует от развода, а всему гарантия – слово и память.
  Какие песни пели на смотрах? Ну, на пример:
Взвейтесь кострами синие ночи  https://yandex.ru/video/preview/15405587365994602062
Смело товарищи в ногу  https://yandex.ru/video/preview/4209884076400965539
Орлёнок, взлети выше солнца https://yandex.ru/video/preview/15094524662110732038
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью https://yandex.ru/video/preview/6187745821469146970
Наш паровоз вперёд лети https://www.youtube.com/watch?v=16IEHUbjztk

Эстрадные песни типа   https://yandex.ru/video/preview/6306964352465846395  петь в строю не полагалось.
  В честь дня рождения В.И. Ленина положительных пионеров по очереди снимали с уроков, чтобы они могли добраться и постоять в почётном карауле рядом с памятниками вождя. Таковых мест караула для нашей дружины было три. Первый и самый удобный– у памятника В.И. Ленина, что стоял рядом со школой. Второй - у бюста, что стоял у ж.д. клуба в сквере. Третий, самый дальний - у бюста, что стоял между универмагом и Райкомом.
  Повезло тем ребятам, что стояли ближе к школе, остальным же добираться пешком до места несения караула и обратно дальше и дольше. Время стояния в карауле – примерно 30 минут. Форма одежды-парадная. Хорошо, если погода благоприятная…
   Как же это утомительно подростку неподвижно стоять на одном месте. А все прохожие идут мимо клуба или универмага и на тебя смотрят и тщательно разглядывают: «А чей это ребёнок?» А случайные малолетки и вовсе впритык подходят и спрашивают, мол чего ты тут стоишь. Стоишь себе, стоишь, а смены всё нет и нет. Хорошо, если до этого успел в туалет заскочить. А надо было ещё с приятелем заранее договориться, что бы он твой портфель и пересменку перенёс в другой класс по окончании урока. Ну вот вроде и долгожданная смена неторопливо идёт, мороженое уплетают. После смены караула – быстрей в школу на уроки, поблажки, что пропустил урок не будет, всё самому придётся учить. Странная ситуация: если ты относительно хорошо учишься, то на тебя ещё заботы вешают под видом- «ты удостоен чести…», а если учишься так себе, то и забот меньше. Вот тебе и житейская мудрость: кто везёт – на том и возят.
  В подтверждение этой мудрости на одном из собраний отряда меня назначили в Совет дружины. Принцип назначения – см. выше. В другой раз, надо самому кого-то предложить, тогда гарантированно сам останешься не тронутым.
   Несколько таких же назначенных пришли в назначенное время в пионерскую комнату, что располагалась напротив дверей входа в актовый зал/столовую. Комнатка небольшая, стоит три стола буквой «Т» - один для старшей пионервожатой, остальные для членов Совета дружины. Несколько стульев.
    В дальнем левом углу стоит тумба, а на ней белоснежный большой гипсовый бюст В.И. Ленина. Его иногда выносили на сцену актового зала во время некоторых общешкольных мероприятий- заседаний, собраний, смотров самодеятельности.
  В ближнем левом углу стоит тумба, а на ней стоят горн и барабан. Каждый входящий в пионерскую комнату считает своим долгом дунуть в горн и постучать палочками по барабану. Этому нет объяснения, но это все делают. Видимо, внутри ребёнка какой-то магнит сидит, который так и тянет. Но часто всё это делается неумело, но очень громко, типа  https://yandex.ru/video/preview/2187992134308735851 
  От этого выступления шум на всю школу, поэтому старшая пионервожатая постоянно одёргивала пришедших, чтобы те расселись и начали работать. Иногда совет назначался после шестого урока, а если у тебя в этот день было только пять уроков, то приходилось целый урок где-то слоняться.  Делать домашку в это время не хотелось, т.к.  устал и хотелось идти домой отдохнуть и пообедать домашней едой.
  Чем занимается Совет дружины сказать трудно. Непонятно какую пионерскую работу надо делать в отряде/классе, а стало быть и во всей дружине. Идут самые надуманные предложения, которые воплотить никак не получится, да и не очень-то и надо. Например, надо как-то организовать социалистическое соревнование между отрядами. Но по каким направлениям? Как его оценивать? Тем более, что главная задача учеников – учиться и этим они и так занимаются без пионерской организации. Убери пионерскую организацию из школы и ведь ничего не изменится: как ходили ученики в школу, так и будут. Но убрать никто не даст и надо ей придумать пионерские занятия. Получалось коряво, надуманно. Общешкольные мероприятия, типа сборы металла и бумаги, смотры строевой песни и художественной самодеятельности, олимпиады по предметам, межшкольные спортивные соревнования и пр. шли по инициативе и под началом руководства школы и РОНО. А тут надо что-то придумать своё- пионерское. Несколько поколений пионеров и их инструкторов придумывало- придумывало, но что-то ничего особенного так и не придумало.
  Один писатель – Аркадий Голиков (Гайдар) - сочинил в 1940г. идеалистическую сказку для своего малолетнего сына Тимура, как бы смоделировав гражданскую войну на деревенскую жизнь. Даже сняли фильм https://yandex.ru/video/preview/571537419920115551  Однако это иллюзия, утопия и так в деревнях ребята никогда не жили. Мы-то деревенские знаем. Но пропагандисты подхватили эту книжную тему и стали культивировать под вывеской «Тимуровское движение», формируя поколение идеалистов. Однако, жизнь рушит надуманное, как бы оно не было красиво представлено. Как говорил дедушка К. Маркс: «Практика- критерий истины».
   Раньше публично об этом молчали, но теперь общедоступно https://dzen.ru/a/ZW-AvmSblVzTOrzB
  Вот и нас- теперешних пионеров- хотели присоединить к этому движению. Где найти того человека, которому надо что-то помочь? Ходить по домам и квартирам и расспрашивать, кто живёт один, немощен и нуждается в помощи? Такие расспросы, как правило, вызывают у взрослых подозрения, а нет ли здесь потаённой засады: впусти в дом чужих людей и попробуй уследи за ними. А если что-то потом пропадёт в доме, даже не по их вине, но пионеры всё равно будут под подозрением. Больные и немощные люди часто бывают забывчивыми и не сразу вспомнят, где что было. Я теперь сам такой.
  Взрослые- они странные люди, во всём ищут злой умысел и угрозу. Как-то шли с одноклассником Валерой к нему домой, частный дом по улице Спортивной у моста. Ну и решили посоревноваться, кто перекинет снежок через конёк крыши сарая рядом стоящего дома. Малость покидали снежки, так выскочила из дома тётка и стала на нас орать, мол почто мне окна побить хотите. Хотя окон со стороны сарая/двора вовсе нет. Валеру она по-соседски знала и не поленилась сходить в школу и на ябедничать. Нас с Валерой потом вызвали к завучу, запугали до слёз и отправили извиняться перед крикливой тёткой. Делать нечего, пришлось идти и извиняться. Вот такой конфликт на ровном месте. А что собственно произошло такого страшного от наших детских курышей?!
  И, наверно, пожилой человек из осторожности лучше обратится за помощью в собес к штатным постоянным сотрудникам. Ведь жизнь намного суровей, чем идеалистическая придуманная книжка. В пионеры принимали всех подряд, а через некоторое время они вырастали и некоторые из них пополняли ряды колоний, например, для несовершеннолетних типа в г. Покров https://prokolledzh.ru/college/pspun1zt/   и  https://vedom.ru/news/2011/09/20/5274-chto .
    Наверно в каждой школе были ученики, которые пошли «по наклонной». https://mka1.ru/publication-blog/doklad … noj-rossii   И кто даст гарантию, что эти правонарушители, освободившись, не наведаются вновь к ещё более немощному человеку для подпитки своих финансов. Не всё так просто и однозначно.
  Вот как вышло «тимуровское движение» в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться»  https://yandex.ru/video/preview/15903025919813067164   (с 31 минуты).
  Несколько проще помогать своему однокласснику, попавшему в трудную ситуацию. Например, в наш класс как-то в сентябре пришёл второгодник Вова. Так вышло, что, катаясь зимой на лыжах, он сломал ногу. Ходить в школу не может, нога в гипсе, прыгает по дому на костылях. Телефонного сообщения нет. Что делать? Оставаться второй раз на второй год – совсем беда. Классная руководительница -Галина Михайловна -просила одноклассников организовать ученическое шефство над ним: после уроков идти к нему и помогать делать уроки, осваивать новый материал. Вова жил в частном доме в ГоРеме. Местным одноклассникам сподручнее к нему заходить. Мне же, жителю Борщевни, тоже иногда приходилось навещать Вову. Очень не по пути домой: большой крюк по дороге, много времени в пути, после уроков голодный. Но тем не менее, как-то получилось подбодрить неунывающего инвалида и помочь ему остаться на плаву в школьном море. Вова поправился и на второй год больше не оставлялся. Обычно, вновь приходящие в класс, считаются чужаками, даже если они несколько лет уже учатся рядом. А тут эта беда как-то сблизило отношения между ребятами. Более того, полагаю, что именно из-за этого случая, Вова и одноклассница Людмила духовно сблизились, а в последствии, по окончании школы, и поженились. И так бывает: не было бы счастья, да несчастье помогло.
  Но такая помощь в учёбе ведь не должна быть показателем пионерского соц. соревнования между отрядами, не ломать же кому-то конечности из-за показателей. И что здесь пионерского? Чисто товарищеская взаимовыручка и никакой политики.
    В какой-то момент, по принципу, описанному выше, меня назначили представителем нашей пионерской дружины для работы в Совете городской дружины. Совет встречался раз в месяц в Доме пионеров, что расположен между озером Таракашка и школой №2 в старом деревянном доме, типа частного деревенского. Командовал Советом инструктор от Райкома ВЛКСМ. Тема общения, в том числе, соц. соревнование между школами/дружинами по типу довоенных «стахановцев» https://dzen.ru/a/Yy8a5RKcM2-lLk9j?from_site=mail
  Мне дали для контроля и перенимания опыта пионерскую дружину школы №2. Раз в четверть я ходил к ним и что-то слушал, смотрел, а потом рассказывал на Совете городской дружины и у себя в школе.
   Однако, организация соц. соревнования во всех школах была одинаковая и не понятная, в общем, как и у нас в дружине. Для возможности сравнивать положение дел в общественных организациях типа пионерия или комсомол пытались вводить систему баллов. Сделали стенгазету – получи баллы, провели линейку- получи баллы, собрал столько-то макулатуры и металла – получи какие-то баллы, помог бабушке перейти дорогу- опять баллы… и пр. Была попытка привести всё разнообразие жизни к каким-то абстрактным математическим баллам, суммируя которые можно было бы как-то определять эффективность работы организации. Однако, люди, составив такой прейскурант деяний, стали заложниками этого документа, т.к. начиналась гонка за баллами, какие пожирней. Беда! Всё как-то коряво и непонятно. Игорь Сукачёв, «научи меня жить»  https://yandex.ru/video/preview/379451317995591584
Через год меня вывели из составов Советов – плановая ротация, и я с облегчением вздохнул.
Кроме общения пионеров в школе была ещё возможность общения в период летних каникул. Летний фабричный пионерский лагерь размещался в здании бывшего детского садика фабрики «Катушка» на Фабричном проезде. Именно сюда меня привела мама на 10-ом месяце жизни, а потом после второго класса в качестве октябрёнка.  После постройки школы №3 фабрика взяло шефство над ней, т.е. помогала содержать здание школы и содействовала в организации учебного процесса, в том числе в содержании детского летнего лагеря.
    Здание с внутренним двориком, деревянное, ветхое, двухэтажное, в плане – буква «Г». Под лагерь выделили несколько комнат и помещение с пищеблоком –«маленькая палочка буквы Г». В лагере было несколько комнат, в том числе спальня для октябрят. В этой спальне октябрята спали после обеда, как в детском саду. В одной из игровых комнат располагался настольный теннис, а в другой мы разучивали песенки.
   Рядом со зданием располагалась площадка для построения трёх отрядов: двух пионерских и одного октябрятского. На площадке был установлен флагшток. На утреннем построении флаг лагеря поднимали, а вечером опускали. И то и другое под салют пионеров. Утром и вечером всех ребят пересчитывали, фиксировали отсутствующих и следили, чтобы никто не потерялся. Кормление как в детском саду: завтрак, обед, полдник. Повара и вожатые с фабрики.
   После завтрака какие-то мероприятия: совместные игры или соревнования между отрядами. Иногда ходи играть на территорию стадиона. Были экскурсии на Клязьму и в Мазаиху.
   В плохую погоду разучивали пионерские песни, например,  Картошка пионеров идеал https://dzen.ru/video/watch/5eaaa396c4772e7fdd0bf51f
  Были и не пионерские. Просто брали книжку-песенник, листали и с одобрения большинства разучивали. Мне до сих помнится одна из них: Ора да райда -  вариант https://yandex.ru/video/preview/3084007848256151300
Музыкальное сопровождение- гармонь.
Были и некоторые эстрадные песни, мелодию которых гармонист сам подбирал на слух. Например, из репертуаров Первый фестиваля – Песня года. 1971 https://dzen.ru/video/watch/64ee074528e … _site=mail
или фестиваля Песня года. 1972  https://yandex.ru/video/preview/11588126636129622460
  Когда октябрята спали, остальные играли в тихие игры. В настольный теннис играть запрещалось, т.к. шарик громко стучит, да и постоянные комментарии и ахи-охи…
   Высший пилотаж для пацанов – пройти тайком на закрытую территорию здания, куда вход был строго-настрого запрещён. Вожатые боялись, что гнилые полы, особенно второго этажа, могут провалиться. Чудно видеть огромные комнаты и коридоры пустыми, покинутыми людьми. Зрелище навивало тягостное ощущение, но был интерес «а что там в другой комнате».
   Так как в лагере одновременно и длительное время находились ребята разной возрастной категории и разных мест учёбы, то происходило ненавящевое знакомство, появлялись общие интересы. За три недели общения складывались какие-то команды, группы общения. Иногда, ребята приходили в лагерь и на другую смену, тогда общение удваивалось.
  Если позволяла погода, то в конце каждой смены вожатые устаивали пионерский костёр. Устраивали его на дальней окраине Мазаихи. Костёр горел, а ребята сидели вокруг него и пели песни, разученные ранее. Грустили, что так быстро время пролетело.
  Однако, со временем здание детского сада совсем устарело и его снесли. Пионерские летние лагеря стали организовывать на базе школы №3. Но учиться и быть летом в одном и том же здании как-то не интересно, поэтому я уже больше не соглашался на предложения родителей проводить часть лета в таком лагере. Однако, желающие быть и летом в школе имелись и это уже стало традицией последующих поколений.

    Как-то раз в сентябре, уже начался учебный процесс, в школу пришла сверху разнарядка: для отправки в пионерский лагерь «Артек» надо отобрать одного достойного ученика: мальчика определённого класса. Решили отправить Колю, который хорошо учился и занимался в футбольной секции на стадионе. Сборы в такой лагерь– хлопотное дело, кути это, купи то, плюс напряг с дорогой. А потом в школе ждали, когда же Коля пришлёт письмо, в котором расскажет о своём житье-бытье. Тогда любили по радио «Пионерская зорька» расхваливать жизнь в Артеке и Орлёнке и зачитывать хвалебные письма оттуда. Вот и мы ждали и дождались такое письмо, которое зачитывали потом во многих классах. У меня завидки не было, т.к. дома мне спокойней и привычней, чем напряг на выезде в неизвестность.
    Сам я в летних загородных пионерских лагерях не был, поэтому склонен поверить на слово очевидцу - Косте Иночкину   https://yandex.ru/video/preview/16492228805756147238

   В 1974 году городские власти решили провести 19 мая, в воскресенье, на площади рядом с Райисполкомом, общегородскую пионерскую линейку, приуроченную к 50-тилетию присвоения пионерской организации имени Ленина. Форма одежды парадная: белые рубашки, красные галстуки, чёрный низ. Собрали по несколько отрядов от всех пионерских дружин города, т.е. от школ №1, 2 и 3, Красной школы и интерната. Как бы лучших делегатов от каждой школьной дружины.
   Однако, именно на этот день пришёлся весенний зазимок: на улице зябко и даже летали белые мухи. Ох, уж натерпелись пионеры от такого испытания холодом, будучи в лёгкой одежде.  https://thermo.karelia.ru/weather/w_his … ;year=1974
Как всегда на всех больших линейках после построения отрядов ещё минут 20..30 «маринуют» собравшихся – ждут организаторов мероприятия. Пионеры стоят, переминаются с ноги на ногу, толкаются, чтобы как-то согреться. Организаторы митинга в это время ждут назначенного времени в тёплом здании. Наконец-то они вышли, все в пиджаках – холод же, и стали рассказывать нам, как хорошо жить людям под их руководством и особенно хорошо стало жить детям, т.к. о них очень сильно заботятся. Некоторые слушатели верили.
  Остальные ребята смотрели по сторонам и недоумённо роптали, что мол рядом стоит РДК с вместительным тёплым светлым вестибюлем и кинозалом и туда бы можно перенести митинг из-за непогоды. Ведь, не ровен час, можно и массово простудиться в такой лёгкой одежде и тонких ботинках. Ан, нет, ораторам и так тепло.
  По окончании линейки синие от холода дети быстро побежали домой, чтобы как-то согреться. В памяти не сохранились слова пламенных ораторов, но на всю жизнь запомнилось отношение организаторов митинга к нам.
 
   Согласно Положения в пионерской организации могут состоять школьники до 15 лет. Однако, уже в 13 лет, в шестом классе, всё меньше и меньше желающих носить пионерские галстуки- см., например, фото ниже.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t171415.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t604567.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t146312.png

  Зачинщиками не носить пионерские галстуки были ребята. Девчата ещё держатся за пошлое, но и среди них уже находятся «первые ласточки». И бороться с этим возрастным обстоятельством практически нет возможности. Классный руководитель и некоторые учителя ворчат, но максимум, что они достигают - некоторые ребята достают галстуки из портфеля. Но по окончании их урока галстуки опять уходят в портфели. Школьники выросли и не хотят пионерского единообразия, в том числе, во внешнем виде. Произошло то же самое, что раньше произошло с выросшими октябрятами- человеку пора «менять кожу», он уже другой и прежнее его уже не устраивает, содержание должно превалировать над формой.
   Эту ситуацию медленно, но всё же осознали и на верху, поэтому с 10.06.1986г изменили возрастной ценз на более детский: «В пионерскую организацию принимаются школьники в возрасте от 9 до 14 лет.»
   Галина Михайловна, наш классный руководитель, устала бороться и предложила компромиссный вариант: пионерские галстуки ребятам 7 класса можно не носить, но тогда они должны носить взрослые галстуки. Так же поступили и в других классах нашей школы.
   Но подростки – всё те же дети, им нравятся яркие краски и рисунки. Каких только пёстрых расцветок не были на наших галстуках. Форма рисунков тоже была разнообразной: полоски, круги, ромбики, горошек, зигзаги и пр. Узлы галстуков тоже отличались по величине и устройству. Некоторые модники периодически меняли галстуки в течении недели и носили на галстуках блестящие заколки. Со стороны родителей и прохожих было очень чудно видеть нас - невысоких щупленьких подростков, но в строгих костюмах и с солидными яркими галстуками, как малолетние начальники.
   Но в любом случае руководство школы наш протест услышало и не стало ломать подростковую психику и упрямство. Большое им спасибо и добрая память!
  Так постепенно пионерия заканчивалась. Но занятия существовали и вне её: школьная учёба, дела по дому, улица, творческие кружки, самостоятельные увлечения…
  Впереди нас ждала иная жизнь – юность и обучение в старших классах, но это уже совсем другая история...
А пока всем Салют!

По воспоминаниям Пети, пионера школы №3 начала 70-х годов ХХ века.   
2024г.,
 
P.s.  Если что-то не так или упустил, Вы поправьте меня.

0


Вы здесь » Форум города ПЕТУШКИ » Свободный полёт » Рассказы земляков. Пионерия 70-х