С началом сенокоса - 12 июля, «Пётр и Павел»- мы с братом по очереди иногда сопровождали отца. Папа у Мазаихи косил траву, а потом нёс на своём горбу тяжёлую вязанку домой, а я шёл рядом и на плече нёс косу. Потом сено разбрасывали рядом с домом для просушки. Мы с братом его в течении светового дня несколько раз шевелили вилами и граблями, чтобы оно не слёживалось. Обычно дня три сено сохло, при этом надо следить, чтобы дождь не намочил. В случае дождя и на ночь сено накрывали тряпками или деревянными щитами. Как только сено высохнет, его папа уносил вилами на двор и забрасывал на сушила – настил под самой крышей. Сено потом подстилали курам и поросёнку.
Периодически в течении года родители занимались заготовкой дров. Папа и мама пилили брёвна на чурбаки, а когда брат подрос, то он стал помогать отцу пилить. Чурбаки колол отец, но когда брат ещё подрос, то и ему доверили топор. Наколотые дрова складывали в поленницы для просушки рядом с двором, под навесом. Тут уж и я помогал таскать поленья. Обычно зимой дрова брали из запаса на дворе, поэтому высушенные свежие дрова потом переносили тоже на двор. Здесь я тоже помогал таскать поленья. А по мере подрастания мне доверили работу с пилой, а потом уж и с топором.
Когда папе дали отпуск, то он взял нас с братом и мы вместе поехали в деревню к его маме, моей бабушке. Там папа занимался по хозяйству, заготавливал дрова на зиму, латал крышу двора, а мы с братом были у него на подхвате «подай-принеси».
В июле ходили за Клязьму за черникой, в августе за грибами, а в начале сентября за брусникой. Бруснику собирать мне показалось намного сложнее, чем всё остальное, т.к. она не так обильно и кучно растёт, да и ходить в сапогах по болотине как-то страшновато.
Так и пролетело лето в забавах и трудах. А далее всё пошло как по кругу: уроки-домашка. Теперь, во втором классе, после школы я уже шёл сразу домой, а не к маме на работу. Учился в первую смену. Мне доверяли ключ от дома – прятал его недалеко от дома, чтобы в школе не потерять. Разогревать обед не надо было, т.к. утром протопленная печь сохраняла тепло до обеда и суп не был холодным. Посуду после еды не мыл, т.к. хорошо её отмыть при помощи мыла и негорячей воды из рукомойника у меня не получалось. Научился мыть посуду только через несколько лет, когда стал повзрослее и порукастей.
Но были и интересные дни, например, когда в клуб на фабрику приезжал известный артист Георгий Вицин. Он забавно рассказывал о создании комедийных фильмов, в которых он участвовал. Эти рассказы сами были как мини-комедии, зрители смеялись и радушно хлопали. Полный зал. Мама, как и другие женщины принарядились перед концертом и одела серёжки. Я её спросил: «Зачем? Ты всё равно их не видишь.» Она только рассмеялась в ответ. Странные эти женщины. Ни один настоящий мужчина добровольно не согласится без наркоза проткнуть себе мочки ушей, а некоторые наши девочки в классе уже это сделали. Правда, получили бурчание от учителей, мол вам ещё рано серьги носить и красоваться перед зеркалом и мальчиками, мол, вы ещё ноздрю проткните. (А ведь, как бы подсказала: сейчас школьницы и ноздрю и пупки протыкают…). И мальчики действительно на них посматривали с интересом. А как не посматривать, если странные взрослые с детского сада периодически спрашивают: «Ты нашёл (а) себе жену/мужа?». Только зачем она мне?! Моим родителям и со мной проблем хватает…
На сентябрь приходится важное и тяжёлое испытание большинства семей на прочность – копка картошки. Копать картошку надо вдвоём: один лопатой копает землю, второй вручную собирает картошку. Копали те, кто посильнее, т.е. папа и мама, а мы с братом руками разгребали песчаную землю и искали в ней картошку, затем складывали в вёдра. Тяжёлые вёдра с картошкой родители потом носили на край участка и высыпали для просушки. После просушки картошку перебирали на несколько сортов: крупная на еду себе, семенная для посадки на следующий год, мелкая на корм живности. Разложенную в кошёлки картошку надо было унести на двор, а, немного погодя, перенести и высыпать в закрома: под кухню или в отдельный погреб. Вся процедура нудная и тяжёлая, да и погодные условия не всегда способствовали, мог быть и дождь, после которого земля прилипает к лопатам и к картошке. А могло быть и прохладно, что требовало одевать дополнительную тёплую одежду, сковывающую движения. Запас картошки гарантировал относительное спокойствие в плане пропитания до следующей осени, т.к. основным питанием в ужине была для многих картошка. Правда, уже тогда были некоторые единичные семьи, которые не сажали овощи на своих участках, не мучились ухаживать, а покупали нужное в магазинах. Сейчас таковых стало большинство, т.е. деревенский огородный уклад жизни в Петушках проиграл соревнование с городским укладом. Теперь в частном секторе чаще встретишь необработанные участки земли, чем обработанные.
Первая учебная четверть второго года обучения пролетела и принесла две тройки в дневник: чистописание и пение. Чисто писать и чисто петь я так и не научился, как только учителя не старались.
Самое тягостное на уроке, это услышать от учительницы фразу «Сейчас к доске пойдёт…», после чего в классе всё затихает, все ученики затаили дыхание, сжались в комочки, душа ушка в пятки. Пауза, как у великих артистов, затягивается: чем значимей артист и сцена, тем дольше пауза. Некоторые ученики прячутся за спины впередисидящих, но это не имеет значение, так как выбор жертвы идёт по классному журналу. И вот «агнец для заклания» назван и понуро идёт к доске, при этом все остальные облегчённо выдохнули и лёгший шумок вернулся в класс. Фу, пронесло!
Так же напрягает учеников фраза «звонок для учителя.» Но как для учителя, если это спасительный круг именно для ученика?! Да и время переменки никто не увеличит.
Однажды один мальчик своим неумением ответить простой урок вывел Анну Яковлевну из терпения и она, с горяча, ударила его указкой по плечу. Указка сломалась, возможно по трещине или сучку, но весь класс замер в оцепенении. Анна Яковлевна сказала, что если кто и дальше будет так учить уроки, то их отчислят из нашей школы и направят в «школу дураков», т.е. Красную школу. Вот такая была страшилка.
Правда на самом деле всё обстояло несколько иначе. В хорошей Красной школе отважные учителя взялись за тяжёлый труд научить детей с отклонением в развитии, чтобы эти дети могли хотя бы малость знаний набрать, без которых самостоятельно не прожить: читать, писать, считать. За что школе большое спасибо. На производстве не всегда нужны сильные грамотеи. Кто-то должен и двор подметать, и полы мыть, и стружку убирать, и ящики изготавливать и выполнять иные простые работы. В любом случаи, эти люди с задержкой в развитии смогут сами заработать деньги, обслужить себя и не зависеть от стареющих родителей.
В Филинской школе была традиция оставлять после уроков тех учеников, кто проштрафился на уроке, т.е. учитель тратил своё личное время на таких отстающих: давал им задания, следил за ходом его самостоятельного исполнения и проверял результат. Набегало по времени на дополнительный урок. А так, как мы ходили в школу и обратно некоторыми компаниями, то остальные члены компания вынуждены были ждать своего незадачливого компаньона: слоняться по школе или делать свою домашку. Хуже всего, когда послеурочные занятия были в ту пору, когда мы учились во вторую смену: на улице темень, к вечеру и так устаёшь, а тут жди этого … Виноват один, а страдают в том числе и другие. И бросать его одного не хорошо. И дома волнуются, позвонить ведь нечем и не куда, телефонов-то нет. Потом всю дорогу домой на проштрафившегося бурчим. Нервотрёпка сплошная.
Мне арифметика давалась как-то легко, поэтому порой у меня некоторые списывали домашние задания. Иногда доходило до обидного абсурда: тот, кто списал получал большую отметку, чем я, т.к. у него написано более аккуратно и без исправлений. Иногда меня к себе приглашал соседский приятель Витя, чтобы вместе уроки по арифметике поделать и потом поиграть. Чудно было видеть чужой дом изнутри. Вроде по функционалу всё тоже самое, но всё не так, как у нас дома: печка не такая, мебель другая и стоит иначе, лосиные рога в другом месте, половики и другие текстильные вещи не такие. Всё в новинку.
Арифметика, как ловля рыбы, тут нужно уловить логику и последовательность поведения и тогда ты ею овладеешь. Витя сам рыбак и сын рыбака, поэтому вскоре проникся и постепенно освоился с арифметикой. Потом у нас было больше времени вместе поиграть, например, в морской бой. Кстати, даже мультики были про арифметику, типа https://ok.ru/video/7105025018493
У Вити в саду росла замечательная яблоня, на которой в конце лета вырастало множество небольших, не более 3-4 см. в диаметре, сладких яблок. Эту яблоню за то прозвали – китайка. Витя иногда угощал ребят этими вкусными яблоками. Разумеется, не всегда в отношениях пацанов всё гладко, иногда мы с Витей обменивались тумаками, потом обходили друг друга, но со временем всё опять налаживалось. Соседи всё-таки.
В конце октября-начале ноября по старинной деревенской традиции мы ежегодно квасили капусту на зиму. В свежем состоянии капусту в домашних условиях долго не сохранишь – помёрзнет и испортится. Своя капуста на огороде росла плохо, т.к. её постоянно съедали черви-личинки бабочки-капустницы. Поэтому была традиция покупать капусту на стороне- чаще на станции.
Но как-то несколько раз купить капусту на станции не получилось, и отец брал нас с братом с собой для поездки на электричке в город Дрезну, там на вокзальной площади продавали дешёвую и хорошую капусту. Кочаны капусты габаритные, но не очень тяжёлые. Покупали мешка два-три, но сразу их отец унести не мог, поэтому я караулил один мешок, пока папа относил остальные до моего брата. Потом брат караулил мешки, а папа носил до меня, перешедшего на другое место по пути следования. Так перебежками и транспортировали капусту до электрички, а потом и до Борщевни. Тележки не было, всё на пупке. И так действовали мы не одни.
Перед засолкой капусты ошпаривали деревянную бочку кипятком для дезинфекции и распаривания досок бочки, а потом в кипяток бросали раскалённые в печи специальные природные камни. Капусту резали весь выходной день всей семьёй, главное пальцы не порезать. Кочерыжки не выбрасывали, мы с братом их в охотку съедали, пока капустная горечь не надоест. В ход шла только крупная соль. Капусту в бочке накрывали деревянной крышкой, а сверху ставили гнёт, т.е. те же самые природные камни. Потом мама из квашенной капусты периодически до самого лета варила вкусные щи.
С началом холодов меня родители водили на каток на стадион – осваивал навыки катания на коньках по льду. Тяжёлая работа: низкие ботинки с коньками выворачивают ноги. Зато было повадно, т.к. рядом было много ребят, в том числе тех, что были со мной ранее в детском саду (см. «Рассказы земляков. Детство 60-х.»)
Когда посмотрел по телевизору сказку «Снегурочка», то очень расстроился за стариков. Надо было им слепить не одну Снегурочку, а несколько, какая-нибудь и осталась бы. Как-то попросил маму: «Мам, расскажи мне сказку. Учительница говорит, что бабушки любят рассказывать сказки.» А мама отвечает: «Но я-то не бабушка». А я в ответ: «Ну вот, как чего поиграть с тобой, так ты говоришь, чай не молодая, а уже старая. Ну вот и рассказывай…». Мне очень нравились сказки: книжные и киношные.
По окончании второй четверти родители решили отправить меня с братом в дом-отдыха «Сушнево-2». Брат уже несколько раз там бывал зимой, а я-то впервые. Когда дети садились в автобус, то я плакал, не хотел уезжать. В доме-отдыха нас поселили с братом в одной комнате. Там же было ещё четыре человека из других школ. Мы быстро со многими подружились – совместные игры сближают детей. А когда пришло время 10 января уезжать по домам, то я опять чуть не заплакал – жалко было расставаться. Вот ведь как странно жизнь устроена. Потом я маме рассказал, что занял 8-ое место по шахматам, запомнил много анекдотов и несколько романсов типа «из-под шали цветной, из груди молодой, кровь горячая струйкой бежала … https://vk.com/wall-208967333_173»
и некоторые песни https://ok.ru/video/2189047302853
Иногда с братом случались стычки, но так бывает всегда, когда под одной крышей постоянно живут разные по характеру люди. Стычки перерастали в «молчанку», но потом опять общение восстанавливалось. Как говорят в народе: «Братьев и сестёр не выбирают, но уж лучше то, что они есть, чем если бы их не было вовсе».
В конце 60-х годов появились в продаже диковинные ручки, которые не надо макать в чернильницу и в них накачивать чернила. Ручки были в виде прозрачных шестигранных трубочек, сверху закрываемые колпачком на резьбе. Внутрь трубочки вставлялся полиэтиленовый стержень: тонкая трубочка с металлической головкой снизу. Ручка очень дорогая по –началу, более одного рубля. Потом правда быстро цены упали до 70 копеек, а потом и до 35 копеек. Как же было сподручно писать такими ручками без клякс и с чистыми руками.
Перьевые ручки уходили в историю, но оставались ещё некоторое время в общедоступном пользовании на почте и сберкассе для заполнения бланков. Но тем не менее, еще много десятилетий на промышленных предприятиях пользовались перьевыми ручками и рейсфедерами для подводки текстов и линий на кальках чертежей. В ход шли чёрные чернила и более густая тушь.
Стерженьки для ручек тоже были по первости дорогими, поэтому в «Доме быта» на первом этаже был организован пункт заправки израсходованных стержней новой пастой. Руководил этим делом молодой парень –инвалид по ногам, что жил на Владимирской улице. Он приезжал на работу на велосипедной коляске с ручным приводом. У него на столе был небольшой пресс, заправляемый чернильной пастой. Паста была в жестяных 3-х литровых банках. Парень сперва выдавливал длинной иглой шарик из головки стержня, подносил головку к штуцеру пресса и ручным прессом загонял пасту внутрь стержня. Потом возвращал шарик на место. Дёшево и сердито. Дешевле, чем покупать новый стержень. Правда, иногда заправленные стержни плохо писали и шарик не хотел крутиться, т.е. мазал строчку. По мере удешевления изготовления ручек и стержней от такой заправки стержней пастой отказались, стержни стали одноразовыми и их просто выбрасывали. Однако, пластик долго не разлагается на свалке, т.е. получается, что технический прогресс опять наступил на экологию.
Многие, наверно, заметили, что при решении трудных задач ученик машинально пихает край ручки или карандаша в рот. Деревянная ручка расслаивается и может язык прищемить; краска от ручки и щепа попадают в рот – противно. Так вот, грызть полиэтиленовый мягкий колпачок намного приятней и чище, чем край перьевой ручки.
Второй класс окончил без троек, на все четвёртки, в том числе благодаря, наверно, смене перьевых ручек на шариковые.
В начале лета родители определили меня и моего брата в городской детский/пионерский лагерь. Так родителям спокойней: дети под присмотром старших, вовремя и вкусно накормлены, какие-никакие развивающие занятия и игры. Лагерь размещался в здании старого ясельного отделения фабричного детского сада, где я ранее уже прошёл определённый этап своего взросления. Побыв первую смену в лагере, решили, что можно и интересно побыть и вторую смену. Так пролетели два месяца лета, ну а в августе мы с братом уже были дома.
Мы оба увлекались сбором коллекций значков. Значков собралось более 170 шт., которые мы накололи на красный вельвет, натянутый на картинную рамку и повесили на стену. Какие-то значки покупали в киосках, какие-то дарили нам, какие-то находили на улице. Если были в коллекции одинаковые значки, то один из них обменивали у ребят на другой. https://dzen.ru/a/Yd1sbyOI33ZE4EsY?refe … =1400&
Была у нас и коллекция старых денег, начиная с последних царских и до реформы 1961 года. Видимо, кто-то так далеко спрятал и потом зазевался вовремя потратить и как результат- с трудом нажитое богатство превратилось в бумагу/картинки для коллекционеров. Были в коллекции денег мелкие монеты и купюры социалистических стран: Польша, ГДР, Чехословакия, Болгария, Куба, ... Кто-то когда-то там был и привёз в СССР и потом монетки как-то добрались до Петушков. Например, наш родственник Николай служил в армии на Кубе в начале 60-х и тоже привёз на память монетки и подарил нам с братом.
Сбором коллекции почтовых марок, календарей, открыток или этикеток от спичечных коробок мы как-то не прониклись, хотя кое-что из этого у нас было, на случай обмена. Но некоторые ребята были сильно увлечены этим действом и я видел у них целые альбомы марок – чётких красочных мини-картин, запечатлевших памятники, знаменитых людей и события.
Любили всей семьёй по вечерам смотреть диафильмы, где я был за чтеца.
Как-то папа принёс с фабрики самодельные гантели, и мы с братом с радостью стали заниматься физкультурой, порой в «драку-собаку» кому первому тягать железки. Так же папа сделал турник на кухне, чтобы можно где было тренироваться подтягиваться, а на дворе подвесили мешок с тряпками для занятий боксом, для разнообразия.
По-прежнему мы с братом выполняли задания по дому. Как-то мама послала меня в магазин на стадион за пшеном и хлебом, а я забыл прихватить завязку для мешочка. Хорошо, что догадался завязать мешочек шнурком от своих ботинок: идти тяжеловато, но зато пшено не просыпал.
Были и казусы. Мама послала меня за макаронами, а я привёз лапши. А в оправдание сказал, что долго ехал на велосипеде и забыл, как они называются, потому ещё, что надо помнить, как бы велик не украли и не обманули с покупкой… На «велике» ехать быстро, но как его уберечь от угона?! И такие кражи порой случались, т.к. в ту пору замки и цепи под них на велики ставить было не принято, полагались на порядочность.
Потом школьные занятия продолжились по накатанному кругу…
Иногда в Борщевне зимой отключали электричество и приходилось делать уроки при свете керосиновой лампы. Раньше так учились мои мама и папа, причём электричества не было дома и в школе. Трудность номер один- найти лампу в темноте на дворе при свете свечки или фонарика, если в нём ещё живые батарейки. Трудность номер два: проверить наличие в лампе керосина, при необходимости найти и аккуратно долить. Конечно, если часто отключают свет, то заправку лампы керосина делают заблаговременно, а если только в первый раз отключили свет – до заправляй лампу в темноте. Соответственно, лампа пахнет керосином и когда её касаешься, то руки тоже пахнут керосином. Лампу ставят на подставку на стол, снимают стеклянную колбу, зажигают фитиль и накрывают огонёк снова стеклом. Трудность номер три: надо постоянно следить, чтобы лампа не коптила, иначе потолок над лампой покроется сажей, т.е. величина огня небольшая. А так как лампа в доме одна, то рядом на столе пристраивается брат со своими учебниками и мама с кухонными принадлежностями для готовки ужина. В тесноте -полумраке, но не в обиде. Трудность номер четыре : главное - лампу случайно не опрокинуть, а то тогда пожар и ожоги, как было в Леонове с Ниной Хромовой – см. «Рассказ земляков. В тылу.» Порой и теперь случаются перебои с электричеством, но керосиновые лампы потеряли, сгнили и керосин так просто уже не купишь, т.к. керосиновых лавок больше нет, а в хоз. товарах керосин редкость и очень дорогой.
В третьем классе учился во вторую смену. Уроки приходилось делать сразу посте завтрака, потом обед и в школу. Сам проверял сделанные домашние задания. Сам проверял портфель на предмет всё ли взял, т.е. постепенно становился более самостоятельным.
Иногда смены моей учёбы совпадали со сменами учёбы брата, а иногда и нет. Когда дома были вдвоём, то как-то надо было уживаться вместе. Сложность, в том числе, в заучивании стихов, иностранных слов или повторения параграфа вслух. Тогда кто-то шёл на кухню и плотно закрывал за собой дверь. Но всё равно голос был слышен, тем более, что невольно к нему прислушиваешься и вынужденно тоже разучиваешь или бесишься, что сбиваешься с мысли.
А как хочется на улицу…
Часть 3. УЛИЦА
Как мы все понимаем, начальная школа- это в том числе и школа уличных занятий, т.к. время, проведённое в школе, и время, проведённое на улице примерно одинаково и уличные преподаватели не менее увлечённые и строгие. Получается, что улица учит тому, что по разным причинам пока не вошло в школьную программу. При этом уличные занятия проходят в более раскованной обстановке, а не сидя за партой по стойке «смирно». Количество учеников уличного класса небольшое и разновозрастное. В ней можно всё самому руками/ногами попробовать. Можно переспросить без всяких условностей типа «подними сперва руку». Основной двигатель познаний – интерес. Если кто-то сильно напортачил, то срабатывает правило: рукоприкладство на улице никто не отменял. Многое из предметов уличных занятий очень пригодятся в дальнейшем. Например, в старших классах есть (был/будет) школьный предмет Начальная военная подготовка. Но основы этого предмета закладываются намного раньше и на улице: стрелялки, взрывалки, бег, ловкость, сила, смекалка, воля к победе, умение обращаться с ножом, топориком, лопатой, воздушной винтовкой, огнём, первая мед. помощь, терпимость к ранам/ушибам и пр., плавание, причём всё это без упоминания о значках и галстуках.
Про спички. На стене одного деревянного дома «силикатской слободы», со стороны дороги, висел плакат, изображающий испуганного мальца, загораживающего лицо от огня и под плакатом надпись: «Спички детям не игрушки!» Всё правильно. Но мы то уже не детсадовские дети, мы ведь уже школьники, мы уже растём и становимся пацанами…
Под влиянием более старших товарищей последующее поколение малолеток, т.е. нас, осваивало, в том числе, обращение с пугачом.
Пугач состоит из загнутого под углом 90 градусов стального стержня с глубоким отверстием. Внутрь отверстия вставляется загнутый гвоздь. Эти две детали соединены резиновым кольцом. Внутрь отверстия стержня засыпается сера от 2-3 спичек, а в коробке за 1 копейку целых 60 спичек, т.е. 20 выстрелов. Это более продвинутый вариант стрельбы детским пистолетом с применение пистон. При нажиме на резинку гвоздь соскальзывает со стенки и ударяется по сере – происходит мгновенное загорание серы с появлением громкого хлопка. Если серы много не сыпать, то пугач вполне безопасен в пользовании. Однако, то что вызывает восторг у малолеток – громкий хлопок, приводит в бешенство взрослых, вынужденных слушать эти резкие звуки, тем более, что такие пугачи в компании у каждого пацана, т.е. хлопки идут беспрерывно. Разумеется, спустя некоторое время терпение некоторых взрослых заканчивается и те ругаются с нами и обращаются в школу с жалобой на учеников. Директор нас вызвал и сделал нагоняй, родители добавили свой нагоняй. Как результат: наши пугачи конфискованы и утилизированы. Как же мы потом костили жалобщика разными словами… Однако, спустя годы я стал взрослым и теперь хаотичные громкие хлопки петард теперешнего малолетнего поколения бесят меня и других взрослых, ведь люди пришли с работы и хотят отдохнуть в тишине. Жизненный круг замкнулся и вышел на иной уровень извлечения резких шумов, т.к. тяга пацанов к выстрелам не прекратится, наверно, никогда.
Намного опасней стрельба из самодельного «поджига», т.е. пистолета, аналога ручной артиллерийской пушки, стреляющей металлическими шариками от подшипника. Заряжали «поджиг» серой от спичек со стороны дула, а зажжённую спичку запала подносили в прорезь с казённой стороны. Но в нашем детстве любителей такого вида экстрима почти не было, т.к. мы были наслышаны о том, что оные стволы непредсказуемо могло разорвать при заклинке шарика.
Самая простая игра со спичками – поджечь пластмассовую шпулю, найденную на территории фабрики, а затем наблюдать, как расплавленные пластик капает на землю. Пиф-пиф-пиф, как бомбардировка с самолёта. Побочное действие горящей шпули – ожоги на руках и ногах, но это не страшно, т.к. шрамы и ожоги украшают настоящего мужчину.
Территорию фабрики мальцы периодически посещали набегами, как любопытная саранча, например, возвращаясь из школы через дыру в деревянном заборе западнее ул. Орловка. Далее мы шли по территории фабричного склада с множеством стеллажей с уложенными квадратными берёзовыми палками –заготовки для деревянных шпуль. Покидали территорию фабрики опять же через дыру в заборе со стороны Борщевинских прудов. При такой познавательной экскурсии мы набирали в портфели всё, что мальцам может пригодиться: чурка для изготовления чижика, пластиковая шпуля, банку с карбидом, железные кольца и пр. Железные кольца на фабрике предназначались для установки на головку деревянной шпули, чтобы она не растрескивалась. Мы же эти кольца использовали как пули: одевали кольцо на ровную палку и резким взмахом руки кольцо устремлялось очень далеко, т.е. получалась своеобразная метательная машина типа пращур.
Особо ценная находка – кусок телефонного кабеля со множеством медных тонких проводков внутри. Каждый проводок имел полимерную изоляцию разных цветов. Ребята этот кабель раздербанивали, извлекали и делили между собой проводки. Проводки шли для художественного плетения типа https://ru.pinterest.com/Ermakusya/плетение-из-телефонного-провода-ссср/
Не менее зрелищна дымовая шашка, сделанная из старой или найденной расчёски. Завёрнутую в газету расчёску поджигают, а затем, как разгорится пластик, огонь тушат. После этого начинается процесс тления пластика с выделением большого объёма вонючего противного дыма.
Старшие ребята делали как-то самодельный салют. Где-то находили кусок магния, истирали его напильником и собирали на савок. Порошок магния подкидывали в воздух, куда другой участник подносил зажжённый факел. Происходила огненная яркая вспышка. Правда, ветер может магниевую пудру сдуть в сторону затейников, которые получат массу впечатлений от испуга и опалённые волосы на голове и бровях. Хорошо, что магний был очень редкий металл в наших местах. Аналогичная забава с канифолью, который применяли на заводе и фабрике для увеличения трения скольжения ремённых передач и транспортёров. Дурацкая забава! Но эта мысль приходит только после очередного опаливания волос на своей собственной голове и страхе потерять зрение.
Намного безопасней забава со статическими высокими температурами – плавить свинец, добытый из старых аккумулятором, выброшенных на свалку. Решётчатые пластинки свинца комкали и складывали в консервную банку с деревянной ручкой. Банку ставили на огонь костра на берегу Клязьмы. Как свинец расплавится, то содержимое банки выливали в земляную форму или столовую ложку. Иногда выливали свинец в выямку со стороны днища алюминиевого флакона из-под аэрозоли, но как выяснилось позднее, это очень опасно. Остатки аэрозоли от высокой температуры закипали и её пары могли разорвать флакон, т.е. получалась бомба. Позднее - это когда ходили на городскую свалку и бросали в костёр эти флаконы, а те взрывались с громким звуком.
Свалка – это кладезь выброшенных вещей, которые еще могли как-то пригодится пацанам. Туда же выбрасывали и пищевые отходы и как результат: над свалкой кружили большие стаи крикливых чаек, добывающих себе пропитание. Никто ничего не перерабатывал, что могло гореть – сжигали. Зловонья плотно стояли в воздухе, поэтому мы очень редко туда ходили. Мы-то не ходили, а вот зловонье порой само шло в Борщевню, когда сильный ветер дул со стороны свалки. Что-то за полвека изменилось?!
Не менее зрелищная игра в бутылки с карбидом. Годятся бутылки от водки или вина, которые повсюду валяются на помойках, т.к. у них повреждено горлышко и сдать их в пункт приёма посуды не получится. «Чекушка» – слишком маленькая, а «огнетушитель» - слишком прочный. Карбид находили на стройках, фабрике или заводе, где его использовали для газосварочных работ. Критерий отбора карбида - специфический запах, булькает при попадании в воду, выделяемый газ –ацетилен- горит. Место забавы- бывшие карьеры вдоль Клязьмы. В бутылку заливали воду до половины её объёма, затем напихивали вовнутрь траву в роли пыжа, а поверх неё кидали кусочки карбида. Бутылку плотно затыкали пробкой –палкой, переворачивали и палку втыкали в землю вертикально. Все участники убегали на безопасное расстояние, метров 20…30. А далее химическая реакция: при взаимодействии воды и карбида выделяется большое количество газа, т.е. внутри бутылки повышается давление. Когда давление превысит прочность бутылки происходит взрыв и шумный хлопок. Бывали случаи, когда пробка установлена не так туго, тогда бутылка как ракета устремлялась в верх или в сторону, если палка накренилась. Если карбида не хватило для взрыва бутылки, то её как-то надо разрядить – разбить камнем на расстоянии, т.к. это мина. Некоторые нетерпеливые подходили к такой мине, а та возьми и взорвись, при этом стёкла от бутылки летят во все стороны, в том числе в нетерпеливого. Форс-мажор, как бы теперь сказали. Крик! Боль! Слёзы. Тогда бегом домой извлекать осколки и мазать повреждённые места, порой лица, зелёнкой или йодом. Шрамы украшают мужчину. Разумеется, спустя некоторое время терпение некоторых взрослых заканчивается и те пытаются поймать обидчиков или обращаются в школу с жалобой на их учеников. Дальше по накатанной схеме: директор/завуч - родители – нагоняй. Причём, порой нагоняй не за то, что взрывал, а за то, что попался, слабак. «Эх, не очко меня сгубило, а к одиннадцати туз.»
Там, где у ребят в кармане спички, то вполне резонно там найти у некоторых и курево: сигареты или папиросы, украденные у курящих отцов. У кого в семье отец не курил, дети тоже не курили, т.к. запах табака изо рта ничем не скроешь, не станешь же каждый день есть лук или чеснок. Курящая женщина в то время – нонсенс, показатель низкого социального уровня. Из-за отсутствия фабричного курева в дело могло идти самодельное курево, скажем, из сушёных ивовых листьев, завёрнутых в газетные самокрутки, т.е. курение для форсу. У особо заядлых курильщиков был экстрим покурить на перемене между уроками в школьном туалете: кто-то стоит на стрёме в предбаннике, а остальные курят у открытой форточки. Хоть мужчин среди преподавателей немного, но всё одно они устраивали рейды и отлавливали курильщиков. Дальше по накатанной схеме: директор/завуч - родители – нагоняй. Однако, тех, кто уже начал регулярно курить и материться по примеру родителей, это не останавливало. Некоторые, хоть и первачки, но уже были курильщиками и матершинниками.
Там же в школьном туалете культивировалась азартная игра на деньги – «трясучка». Между двумя ладонями располагались мелкие монетки, поровну принадлежащие игрокам. Когда ладонями трясёшь, то монетки крутятся и по команде соперника тряску прекращают. Соперник озвучивает положение монет. Верхнюю ладонь отводишь в сторону и смотрят, как лежат монетки: орлом или решкой. Если соперник угадал, то он забирает деньги. Если не угадал, то ведущий оставляет деньги себе. Дальше по накатанной схеме: рейд учителей – директор/завуч - родители – нагоняй. Кто-то на этом и заканчивает, а кто-то продолжает играть до следующей поимки с поличным и двойным нагоняем.
Была детская уличная забава под названием «ножечки», при этом кидали складной нож в землю с разной высоты: с колена, с пояса, с плеча с головы или просто с ладони. Задача, чтобы нож воткнулся в землю, предварительно взрытую этим же ножом. Можно метать нож в деревянную вертикальную доску, но т.к. ножи тупые и из плохой стали, то втыкаться в доску они не спешили. Были аналогичные метания острых предметов в доску в подражание индейцам – метания малых туристических топориков. Главное, чтобы острые предметы не отскакивали в сторону кидающего и зрителей.
Очень интересной у нас считалась уличная игра – круговая лапта. Каждый игрок очерчивает на земле себе круг- зону произвольной формы.
Выбирается по жеребьёвке водящий. В качестве жеребьёвки может быть вытаскивание самой короткой спички/палочки из кучки одинаковых. У каждого игрока имеется лапта для ударов по мячу. Лапта – плоская деревянная дощечка с ручкой, типа опиленный сверху меч. Мяч как правило небольшой, теннисный. Трогать мяч игроку с лаптой никакими частями тела нельзя, только лаптой. Игроки могут свободно перемещаться в любое время, водящий – только когда мяч летит или катится.
Один игрок, находясь в своём круге, выбивает мяч в сторону водящего. Задача максимум того — поймать мяч в воздухе руками. Если поймал мяч, который не коснулся земли, то тот игрок, который ударял по мячу, становится водящим. Если водящий не поймал, то он бежит за мячом, поднимает его, и с этого места должен попасть в круг игрока. Бежать надо очень быстро, иначе мяч укатится далеко и будет намного сложнее попасть в круги. Игрок защищает себя и свой круг лаптой, т.е. отбивает мяч. Если не сумел защитить, то игрок становится водящим.
Водящий может занять круг какого-нибудь игрока, когда его там нет, но только когда мяч находится в воздухе. При этом игрок может попытаться спасти свой круг, бросив в него лапту, но тогда задача водящего будет уже попасть мячом не в круг, а в лежащую лапту.
Если мяч улетел слишком далеко, то водящий может несколько раз подкидывать его в направлении кругов и подбегать. Игроки же стараются не давать водящему приблизиться к кругам, отбивая мяч во время подкидывания.
Несколько схожая игра в чижик, лаптичка та же, https://www.youtube.com/watch?v=to1TWaXqrJ4
В конце 60-х годов рядом с силикатным заводом по улице Клязьменской, западнее конторы, на месте теперешних домов 1А и 2А и далее в глубь по Заводскому проезду был пустырь, поросший травкой. До войны здесь располагался колхозный скотный двор.
На пустыре стояли деревянные ворота, и местные дети играли там в минифутбол. Это была единственная просторная ровная площадка в Борщевне, где можно было играть в футбол, не опасаясь, что мяч отскочит кому-то за забор или в окно. Спортивная площадка была в шаговой доступности, детям не надо было идти долго и далеко до стадиона, тем более, что на стадионе не была оборудована площадка для детского футбола пришлых команд. Да и путь до стадиона таил в себе опасность, т.к. проходил вдоль оживлённой автомобильной дороги.
Но руководство завода думало только о своих проблемах и дали команду установить на этой площадке с десяток вагончиков типа железнодорожных от электричек, но без колёс. В вагончиках были оборудованы жилые комнаты с двухъярусными кроватями и даже был один вагончик как клуб для досуга. Водяное отопление подвели от завода. В этих вагончиках поселили правонарушителей- «зэков», поселенцев за 101 километр от Москвы. Место работы им определили на заводе. Таким образом завод пытался закрыть брешь в кадрах на вредных участках, но создавал напряг для местных детей- играть в футбол детям стало негде. Вот такая забота руководства о подрастающем поколении.
Пришлось детям играть в футбол прямо на улицах от забора до забора на проезжей части, т.е. с глубокой песчаной колеёй. В конце игры, по предварительной договорённости команд, проигравшей команде раздача «гостинцев» по попе, как в фильме «Папа» https://ok.ru/video/1141624801844 (15-20 минуты).
Как формировали команды? Очень просто. Сперва определяли капитанов команд – самых старших и сильных. Остальные ребята делились по примерно одинаковым по силе парам. Каждый из пары придумывал на период жеребьёвки себе смешной позывной типа «колбаса», а другой, скажем «сыр». Оба идут к капитану и спрашивают: «Что выберешь: колбасу или сыр?». Тот выбирает. Так по очереди капитаны набирали команды. Если во время игры подходили ещё ребята, то их сразу в игру не брали, мол ищи себе пару. А где её искать?! Порой так в запасе и простоишь всю игру, пока тебя не выпустят на замену по случаю травмы игрока или уходу по зову родителей.
Была злая забава на тему «подайте мячик». Старую камеру меча заполняли песком, а мяч ставили у тропинки. Когда кто-то проходил мимо, то ребята просили его пнуть мяч в их сторону. Неподозревающий засады прохожий со всей дури бил ногой по мячу и с ужасом узнавал, что это подстава. После чего шли в воздух матюки и угрозы оторвать уши, но ребята дружно скрывались в рассыпную. Но были и «учёные» прохожие, которые сами в детстве тем же баловались. Эти прохожие сперва легонько пнут мяч и только убедившись, что это не подвох, били сильно по мячу, который летел в произвольном направлении. Так порой лучше уж самому за ним сбегать, чем просить такой помощи.
Если количество ребят для игры в футбол не набирается, но играли в почекушки, т.е. кто больше сможет ударить ногой по мячу, пока тот не коснётся земли.
Футбольный мяч тяжёлый и дорогой, 5-6 рублей, поэтому его дети покупали вскладчину и хранился он у кого-то из ребят, который выносил и уносил мяч по необходимости. Волейбольный мяч дешевле и полегче, им легче играть малолеткам, но он быстрее и рвётся, если его пенять ногами. Волейбольные мячи родители покупали персонально своему ребёнку, а уж тот решал, выносить его на улицу на всеобщее пенание или нет. Футбольный и волейбольные мячи были со сменными камерами и шнуровкой; с ниппелем появились позднее.
Волейбольный мяч годился для игры малолеток в старинную игру - штандер: на земле чертят большой круг — в него должны поместиться все участники. Затем ведущий подбрасывает мяч, называя имя любого другого игрока. Все разбегаются в разные стороны, а названный игрок водит. Он ловит или быстро поднимает с земли мяч, после чего кричит: «Штандер!» — и все остальные должны остановиться. Водящему нужно выбить кого-то мячом: он выбирает свою цель (обычно игрока, который находится к нему ближе всех), делает в его сторону три шага и старается попасть. Он может схитрить и шагать в одну сторону, а бросать мяч в другую, чтобы ничего не подозревающий игрок не успел увернуться. Если водящий попал, то «побитый» получает штрафное очко, если нет — штрафное очко засчитывается бросавшему. В следующем коне этот же водящий подбрасывает мяч и называет имя игрока, который займет его место. В конце игры очки суммируются, и тот, кто набрал меньше всех, объявляется победителем.
Для малолеток была ещё одна игра – в прятки/хоронички. Играть можно в помещении или на свежем воздухе. В любом случае участники заранее договориваются, в границах какой территории их будут искать. Количество игроков может быть разным – от двух и больше. Сначала среди детей выбирается водящий – вОда- именно он будет искать. Кому достанется эта роль, поможет определить любая считалочка. «ВОда» отворачивается от остальных ребят, поворачивается лицом к электрическому столбу, забору или какой-то угол, закрывает глаза и с боков лица держит ладошки. Главное, быть честным и не подглядывать. ВОда начинает начинает считать – до 30 или 50, как игроки обговорили заранее . И как только он окончит счет, сообщает всем: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать! Кто не спрятался, я не виноват!». Затем «вОда» начинает свой поиск. Когда он обнаруживает спрятавшегося, бегом возвращается на свое первоначальное место и «застукивается»: «Стуки-стуки, вижу Вову, он под диваном!» (называется имя увиденного им игрока). Правда, если тот, кто скрывался, поймет, что его нашли, он может попробовать водящего обогнать и первым себя застукать: «Стуки, стуки за себя!». Игра продолжается до тех пор, пока не найдут всех детей. Первый пойманный участник становится «водой» в следующий раз.
Ребята постарше играли в волейбол с «картошкой», т.е. на интерес. Сперва как обычный волейбол, но потом, кто потерял мяч, тот садится на корточки в круг- становится «картошкой» и по нему начинают «гасить», т.е. бить по мячу, чтобы он попал в сидящего игрока. Если мяч ударил сидящего и отскочил в сторону, то под смех и комментарии остальных игра продолжается. Если ударивший промахнулся и мяч не попал в «картошку», то он тоже садится в круг. При этом стоячие игроки просят «картошку» сидеть кучнее, чтобы легче в неё попасть - окучить. Каждый последующий потерявший мяч, так же садится в круг, что увеличивает шансы у сидящих на поимку мяча «гашения». Но если сидящие ухитрились поймать мяч, то на их место садится игрок, сделавший плохое «гашение», а все сидящие под радостные крики встают.
Иногда упражнялись типа тренировки для игры в баскетбол, т.е. кидали мяч в кольцо. В качестве кольца годился старый обод от велосипеда или круг от стула, закреплённые, например, на электрическом уличном столбе. Специального баскетбольного мяча и асфальта, как у угнетённых чернокожих однолеток в трущобах Америки у ребят в Борщевне не было. Мяч плохо отскакивает от песчаной рыхлой поверхности, а каждый раз ходить на стадион тоже не вариант, да и там на баскетбольной площадке асфальт убитый, ещё довоенный. Но тем не менее, СССР финансово помогал зарубежным коммунистическим партиям на протяжении всего своего существования, например https://www.kp.ru/daily/27277.3/4410862/ . Увы, и сейчас мы финансируем некоторые зарубежные страны и потом «прощаем долги наши», при том, что так в мире никто не поступает и нам самим никто ничего не прощает, налоги растут, а нормальной спортплощадки в Борщевне по-прежнему нет.
Другая азартная групповая игра –вышибалы/выбивалы. В узком проулке, огороженном с двух сторон высокими заборами чертят на земле две поперечные линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются по жеребьёвке двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков на площадке. Обычно мяч имеет размеры более теннисного, но меньше волейбольного, т.к. теннисный может лететь очень быстро и больно ударить, а волейбольный слишком медленно и его легко ловить. Лучший вариант - мяч диаметром примерно 10 см., он и в ладони хорошо сидит и его кинуть с большой скоростью можно, и ловить сложнее. Мяч, пролетевший мимо и не задевший игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.
Задача вышибал — попасть в игроков мячом и как можно быстрее кинуть ответный мяч, не дав команде перебежать далеко от себя и чтобы игроки запыхались туда-сюда бегать.
Задача игроков — уворачиваться и ловить «свечки», которые позволяют тебе в случае последующего попадания в тебя остаться в поле. Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Если мяч сначала ударился о землю, а потом попал в игрока, данный удар и «свеча» не засчитываются. Когда на поле остается последний игрок, его задача увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если ему это удалось, игра считается выигранной, все выбывшие игроки возвращаются и всё начинается с начала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся вышибалами и игра продолжается.
Одна из проблем игры в проулке- это отскок мяча в чужой огороди надо проситься у хозяев или по- тихому забрать мяч. Благо, что тогда никто калитки не закрывал на запор и любой желающий мог дойти с улицы до дома, например, чтоб постучать в стену и вызвать хозяина; или как в нашем случае- забрать залетевший мяч. Некоторые жители держали на участке собак, чтобы чужие не ходили. Поэтому мы старались играть в том проулке, в котором кто-то из игроков жил и можно беспроблемно вернуть мяч в игру. Играть же вне закрытой с боковых сторон площадки намного сложнее, т.к. тогда мяч улетает очень далеко и игра замирает на некоторое время. Чем взрослее и сильнее игроки, тем активнее идёт игра. Повторюсь опять: дети молча играть не могут, поэтому все удары/броски сопровождают комментарии и вопли небольшой боли попадания и азарта ухода от поражения.
После такой игры всё наружная одежда в пыли, а внутренняя мокрая, в поту. Сил никаких не остаётся, но эмоции зашкаливают. Хорошо бы сходить в баню – см. «Рассказы земляков. Бани»
Но есть игра, которая не требует спортивного инвентаря. Это – игра в «слона». Группа ребят делятся по весу на две группы. Одна из групп становится перпендикулярно забору друг за другом в согнутом положении, плотно прижавшись друг к другу, чтобы уменьшить длину «слона» и усилить его прочность. Вторая группа запрыгивает на спины стоящих, но перебираться вдоль «слона» и раскачиваться нельзя. Как только все уселись на спине «слона» считают , скажем, до 10. Если «слон» выстоял и не развалился, то команды меняются местами. Если «слон» развалился, то игра повторяется.
Есть вариант «ходячий слон», т.е. когда вторая команда уселась на спины первой, то «слон» должен сделать несколько шагов до прочерченной на земле линии и не развалиться.
Стоять в составе «слона» и прыгать на «слона» очень нелегко, постоянно путаешься в одежде. Некоторые снимают верхнюю одежду, чтобы легче разбежаться и подальше запрыгнуть. Однако, если очень далеко прыгнешь, то можешь вовсе перепрыгнуть «слона» и свалиться на землю, т.к. «голова ходячего слона» поджимается весь. Но при этом вес седоков уменьшается и «слону» легче вести седоков. При игре в стоячего «слона» важно, чтобы самый тяжёлый запрыгнул как можно ближе к забору, чтобы продавить руки первого игрока, держащегося за забор. Сложнее всего запрыгивать последнему участнику, т.к. почти всегда ему места на «слоне» не остаётся и надо запрыгивать чуть ли на своего предыдущего игрока.
В тёмное время года по вечерам можно было увидеть на улице или в переулке взрослых и детей с фонариками https://dzen.ru/a/YV8Npvai3jZsvItj?refe … =1400& . Фонари освещения были не на каждом электрическом столбе, да и лампы накаливания были маломощны и часто перегорали. Забраться самому и заменить лампочку не получится, нужно специальное снаряжение для лазания по гладким столбам: кошки-крюки на ноги и специальный монтажный пояс; поэтому лампочки меняли сами электрики и по отдельному вызову. А пока освещения нет, люди вынуждены в кромешной мгле пробираться с использованием фонариков. Беда фонариков- надо часто менять дорогие батарейки (~17 коп./шт.) и лампочки накаливания. Аккумуляторные, но тяжёлые фонари были только у железнодорожников. Но их надо еще как-то заряжать, следить за электролитом. Пацаны постоянно проверяли между собой, чей фонарь лучше: держит фокус и далеко светит. Иногда давали световой сигнал приятелю, посветив прерывисто в его окно, чтобы он выходил гулять.
В апреле-мае, после таяния снега на территории будущего завода «ТОКАМАК» было несколько ям и низин, заполненных талой водой – отличные места для плавания на плоту. В качестве плота годился деревянный щит или пролёт забора, а вместо вёсел – длинный шест. Главное, чтобы щит был большой по водоизмещению, а шест не гнилой. Ребята по старше показывали мальцам азы обращения с плав. средством на воде; мальцы смотрели, раскрыв рот от зависти, но сами лесть на плот боялись.
Более отчаянные старшие ребята упражнялись в плотоводстве на Бортняшке, где в качестве плота использовали льдины. «Безумству храбрых поём мы песню…». Кстати, некоторые частные дома на улице Куйбышева иногда так по весне подтапливало, что можно было от крыльца до калитки переправляться на резиновой лодке.
Летом центр игр перемещался на Клязьму. Там же, на высоком берегу Клязьмы, что ранее был от водокачки до Бортняшки, наши пацаны тайно выкопали землянку: углубления в склоне, которое закрывали деревянном щитом, покрытым дёрном. Землянка небольшая, сидеть в ней могли не более 3-4 мальчишек. Сыро. Того гляди песок обрушится, когда высохнет. Посидели-посидели несколько раз, да сами и обрушили землянку, т.к. скучная забава получилась, а иного предназначения ей не нашли. Получилось, что процесс достижения цели намного интересней, чем сама цель.
Если сами не занимались играми и спортом, то можно было наблюдать, как это делают другие. См. «Рассказы земляков. Стадион». Не менее зрелищно, особенно в плохую погоду, наблюдать за спортсменами по телевизору, например, https://lsvsx.livejournal.com/1573632.html
https://www.championat.com/hockey/artic … -1969.html
В наше время соседи порой собирались на лавочке перед чьим-нибудь домом обсудить других соседей и последние новости. Некоторые ставили две скамейки, а между ними столик, чтобы заодно и поиграть в домино, лото или карты. Если взрослых не было, то эти очаги культуры оккупировали мальцы и школьники, мальчишки и девчонки. Если рядом со столом стоял электрический столб с фонарём и выключателем – высший класс: можно играть даже тогда, когда на улице стемнело. Эти места притягивали людей. Но если детвора начинала сильно шуметь и досаждать хозяевам, то взрослые нас прогоняли. Иногда быстрее хозяев нас прогоняли назойливые комары, кучами облепившие открытые участи тела.
С приходом зимы начинались зимние забавы. Из мокрого снега лепили снеговиков и крепости. Играли в снежки. В больших сугробах копали траншеи и лазы. Катались с горок на санках – см. «Рассказ земляков. Детство 60-х.» Кататься с горки на лыжах мне меньше нравилось, т.к. трудно держать равновесие и страшновато. Съезжать же с горы, сидя же на санках, куда приятней.
Девчонки с нами в эти мальчиковые игры не играли. Мы от них и они от нас держались особняком. У них в чести были игры в прыгалки/скакалки, салочки, классики, штандар, съедобно-не съедобно, рыбак и рыбаки, море волнуется раз…замри, игра с отскочившим от стены мячом (перепрыгивать его), испорченный телефон, цветочки, лото...
«Съедобное-несъедобное»: Один ведущий, а остальные игроки вставали в линию или просто садились на скамейку. Ведущий кидал игроку мяч и называл предмет, если он был съедобным, мячик нужно было поймать, если нет – отбить. Задачей ведущего было запутать игроков. Например, после цепочки «мороженое-торт-пицца-шоколад» внезапно сказать «табуретка», если игрок ловил «несъедобный» предмет, он становился ведущим. Чем быстрее протекала игра, тем сложнее и веселее было в нее играть.
«Рыбак и рыбки»: Выбирался один «рыбак», который вставал в центр круга со скакалкой. Задача рыбака – быстро и низко крутить скакалкой над землей, задача рыбок – перепрыгнуть через «удочку». Сложность игры – правильно рассчитать время прыжка. Если прыгнуть слишком рано или, наоборот, поздно, скакалка запутается вокруг ног, выводя «рыбку» из игры.
Разумеется, среди некоторых девочек были и пацанки, которые играли с ребятами в некоторые совместные игры, например, вышибалы или «волейбол с картошкой», причём некоторые могли и накостылять обидчику-пацану.
Девочки также ходили на Клязьму, стадион и в лес за мост с родителями.
Вот так в вкратце о некоторых уличных забавах, в которых так же формировался и закаливался характер младшеклассников, набирался бесценный жизненный опыт и искался ответ на вопрос: «Из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки?»
https://yandex.ru/video/preview/410648109515992614
Часть 4. ЭПИЛОГ
Как-то в конце декабря 1970г. Анна Яковлевна сказала, что после зимних каникул все Борщевенские ребята переходят учиться в только что построенную школу №3. Борщевенских ребят в нашем классе было порядка одной трети, а по всей Филинской школе примерно 25%.
Было грустно расставаться с ребятами, с которыми уже успел подружиться, освоиться в коллективе.
С некоторыми ребятами еще получиться встретиться на школьных городских олимпиадах и соревнованиях, на станции и вокзале. Но они всё дальше и дальше отдалялись в памяти.
Прощай Филинская школа! Прощайте строгая, но справедливая и добрая Анна Яковлевна!
Как-то ещё нас встретят в новой школе?!
https://www.youtube.com/watch?v=YdAdh_faey4
По воспоминаниям Пети, ученика младших классов Филинской школы конца 60-х.
2024г.
P.s. Если что-то не так или упустил, Вы поправьте меня.
Если Вам было интересно вместе со мной вспомнить некоторые пережитые моменты, то, возможно, это будет интересно и Вашим знакомым – поделитесь и с ними ссылкой.