Начало повествования см. в «Рассказы земляков. Школа №3 в 70-е годы»
Часть 1. Учителя школы №3 в 70-е годы
Школа - не только здания, где расположены учебные классы и мастерские, библиотека и котельная, актовый и спортивные залы и пр. материальные объекты. Прежде всего, школа – это коллектив учителей и духовность общения между учителями и учениками.
В 1968 году вышел в прокат интересный художественный фильм о школе, который по сути был почти документальным – «Доживём до понедельника» https://www.youtube.com/watch?v=TpTCCF9sEFA
А через три года, в первых числах 1971 года несколько сотен учеников южной части г. Петушки, их родители и десятки педагогов тоже с волнением ждали своего понедельника, понедельника 11 января, дня открытия школы №3.
Предлагаю вспомнить наших учителей 70-х годов и чем они нам запомнились. Хотя многих из учителей уже нет в живых, как в прочем, и до четверти бывших их учеников, но они все живы в нашей памяти пока мы сами живы.
Полагаю, что самим учителям, их родным и близким тоже будет приятно чувствовать, что мы о них помним. Спасибо!
И так…
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мягков Александр Дмитриевич, (29.11.1920 -16.04.1998 гг.), участник Великой отечественной войны, майор, краснофлотец, член КПСС. Директор школы №3 с 1971 по 1981 год. Основной учебный предмет - обществоведение.
Место рождения – д. Борисово Собинского района
Срок службы на флоте – 1939 -1945гг.
https://www.moypolk.ru/soldier/myagkov- … mitrievich
Лучшего директора школы наверно и нельзя подобрать. Высокий, широкоплечий, офицерская осанка, целеустремлённый взгляд, всегда в аккуратном костюме, видный мужчина.
Редко кто из учеников-акселератов нашей школы мог дотянулся по росту до уровня Александра Дмитриевича.
Основная его работа – руководство коллективом учителей, планирование работы с учениками, которых почти восемь сотен человек, выполнение административных обязанностей по ведению обширного хозяйства всей школы, выполнение представительских функций в РОНО и Райкоме и другие обязанности, о которых может рассказать только тот человек, кто был долгое время постоянным директором такого сложного механизма, как школа.
Кроме административной работы Александр Дмитриевич преподавал в старших классах предмет Обществоведение. Рассказывал нам об устройстве нашего государства и его ветвей власти, о взаимодействие разных государственных органах, о Конституции и правах человека.
Была у меня в младших классах и неформальная встреча с директором, когда однажды сосед по улице нажаловался в школу, мол школьники сильно орут на уличной хоккейной площадке, порой, используя нецензурную лексику. Хоть лично я не употребляю матерные слова принципиально, но и меня вызвали к директору, за компанию. Сосед, наверно, думал, что после этого дети будут играть в командные игры молча. Нас, как и положено в таких случаях, пожури, пропесочили и отпустили под традиционное обещание «мы больше так не будем». После этого неделю мы не играли в хоккей, но потом опять постепенно начали кричать и активно двигаться. Такова жизнь. Теперь и я, став взрослым, злюсь порой на шумных чужих детей. Но можно ли что-то изменить? Разве, что усадить за смартфоны… И такие разборки со школьниками наверно были у директора каждую неделю.
На всех школьных и пионерских линейках кто главный? Правильно, директор. Именно ему делают доклад о готовности построения на линейку. Именно он ведёт «разбор полётов» и закрывает построения. Но делает всё это очень торжественно и солидно, с высоты своего высокого роста и авторитета.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Васильева Нина Николаевна, родилась 23.10.1935г., завуч, математика, физика, астрономия.
Детство - См. «Рассказы земляков. Оккупация».
С 1984 по 1996 год - Директор школы №3
Очень мягкий, тактичный и добродушный человек. С ней очень приятно разговаривать, не давит, не командует, а просто по-матерински ведёт беседу и основной упор при этом на понимание.
По долгу службы Нина Николаевна периодически присутствовала в классах на задней парте в дни проверки работы учителя и учеников. При этом был определённый напряг как со стороны учеников, так и у учителя.
Если Нина Николаевна присутствовала на выпускных экзаменах и решался вопрос отметки, скажем 3,5 или 4,5, то она всегда тактично округляла в пользу ученика, в качестве аванса на будущее.
При отсутствии директора выполняла его функции, а при наличии директора тоже часто была рядом с ним на всех школьных массовых мероприятиях. Многих ребят знала по имени и фамилии, хотя могла лично и не преподавать в их классе.
Нина Николаевна преподавала в старших классах Астрономию, самую удивительную и романтичную науку. Космос устроен совсем по-другому, чем известные условия обитания на Земле. Если высокие температуры, то миллионы градусов. Если низкие температуры, то почти абсолютный ноль. Если расстояния, то световые года. Если давление, то миллионы земных атмосфер. И всё это в естественном состоянии. История вселенной и её границы– тоже большая загадка. И все эти загадки человечеству только предстоит осознать и попытаться приспособить под свои нужды. Именно на нашем веку человек полетел в космос, вышел в открытый космос, посетил Луну и, возможно, скоро посетит Марс и построит космическую станцию на Луне. Романтика!
Лучше всего в Петушках наблюдать звёзды зимой с ясную морозную погоду при отсутствии Луны и побочного освещения. Благо, что у школяров нашего времени глаза ещё не убиты мониторами и сотовыми телефонами и отлично видна огромная россыпь небесных звёзд. При этом вокруг многих звёзд движутся свои планеты, которые уже невооружённым глазом не увидишь. И наша Земля лишь песчинка в этом огромном мире. Как тут опять не вспомнить знаменитые слова Ломоносова М.В. и не восхититься божественным мирозданием:
«Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.»
Забавно было на перегонки в компании приятелей, сидя на лавке, искать на небе движущиеся спутники. Если повезёт, то можно увидеть падающую звезду, вернее, метеорит. Раньше у бабушек считалось, что это после всевышнего суда чью-то душу с неба в ад сбрасывают.
Примечательно то, что 24 июля 1790 года во Франции впервые в истории было документально зафиксировано падение метеорита на Землю. Этот случай признала французская Академия наук. До этого подобные случаи считали народными выдумками, суевериями или просто забавами хулиганов, бросающих камни. Пока ученые не верили в существование метеоритов, их охотно использовали обычные люди, например, средневековые кузнецы делали из железных метеоритов молоты, наковальни, ножи и другие предметы.
За одни сутки на нашу планету падает 5–6 тонн метеоритов, то есть примерно 2 000 тонн метеоритов в год. Однако не все они долетают до земли. За всю историю наблюдений ученые насчитали всего 24 тыс. метеоритов, упавших на землю.
Особо любопытные школьники ездили в Москву, в планетарий, чтобы послушать увлекательные рассказы о космосе и посмотреть на настоящие метеориты. Да и во взрослом возрасте вид огромного звёздного неба завораживает…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Макаров Александр Васильевич, родился в апреле 1917г., математика, геометрия.
С 1945 по 1950 год был директором Марковской школы Петушинского района, что в 10 км. южнее г. Покров
https://markovo.edusite.ru/p5aa1/History.htm
https://www.vladimir.kp.ru/daily/26374.4/3254585/
Учитель ж.д. школы №36.
Александр Васильевич был самым старшим по возрасту и педагогическому стажу в нашей школе. Ветеран труда. Преподаватель – мужчина- это некоторая редкость среди учителей многих школ, поэтому мужчина всегда создаёт определённый колорит и атмосферу в классе, привыкшему к женскому воспитанию. В первую очередь – дисциплина на уроке, не пошалишь. Некая мужская уверенность в изложении материала и доказательствах теорем. И в тоже время мягкость в общении с бывшими учениками. Нам повезло, т.к. в школе №3 было достаточно учителей –мужчин. Некоторые из них иногда приходили к нам на подмену отсутствующих учителей-женщин, т.е. была возможность сравнивать.
Александр Васильевич проживал в Борщевне в частном доме с печным отоплением, ухаживал за садом и огородом, вёл домашнее хозяйство, физическим трудом не гнушался.
Дожил до преклонного возраста и умер, когда ему было более 90 лет.
----------------------------------------------------------------------------------
Воронцова Эра Григорьевна, родилась 14.11.1932г., русский и литература.
Детство - См. «Рассказы земляков. Оккупация».
Учитель ж.д. школы №36, учитель вечерней школы рабочей молодёжи ф-ка «Катушка».
Из воспоминаний Эры Григорьевны Воронцовой (в 1960 г. - Смолякова):
«…мне захотелось написать о школе, но не про учителей, а про учеников, о моём первом выпуске 10 класса 1960 года.
Когда я начала работать в Петушинской школе №36, мне дали 5-ый, 7-ой и 9-ый классы. В 5 и 7-ом с грамотностью было всё в порядке, а с 9-ым возникло много проблем. Несколько девочек сами попросили заниматься с ними после уроков, а кое-кого пришлось убеждать. В 10 классе стали писать более связно и грамотно.
Но на второй год моей работы тяжело заболела мама, она осталась одна в г. Усть-Катаве Челябинской области, так как младшие брат и сестра уехали учиться в Москву и в Орехово-Зуево. Болезнь мамы оказалась неизлечимой, и мы привезли её, тяжело больную, в квартиру (комната и кухня), которую я снимала в частном доме.
Позже я переписывалась с некоторыми бывшими учениками. Вот что, вспоминая, написала мне Нина Котова: «Я помню всё до мелочей, как мы переживали, когда у Вас болела мама, видели Ваши переживания, сочувствовали Вам».
Когда маме стало совсем плохо, и некому было заменить меня в 10 классе, мне пришлось дней десять быть около мамы. Март, каникулы… Надо закончить программу по литературе, продолжить подготовку к сочинению… А в 50-60 годы не только ученики, но и учителя темы сочинений узнавали уже в классе, на экзамене, и оценка ставилась одна за грамотность и содержание. Что делать? И большая часть класса согласилась приходить на занятия – по четыре часа каждый день! Терпеливо слушали даже Горького «На дне» в записи на грампластинке.
А когда мама умерла (на 52 году жизни), школа, в основном 10 класс, помогли мне её похоронить. Помню, что-то мне нужно было взять во дворе, я тороплюсь выйти, а Коля Горбачёв останавливает меня: «Эра Григорьевна, там снег, а вы в тапочках…» .» 2023г.
Эра Григорьевна- самый миниатюрный преподаватель в нашей школе, но при этом огромных человеческих качеств. Мастер своего дела. Очень переживает за своих учеников.
Когда в старших классах проходили роман «Война и мир», то она не строила иллюзий на предмет того, что все ученики прочитали и хорошо ознакомились с содержанием такого великого произведения, кладезя человеческих отношений и переживаний. Тем более, что произведения такого масштаба надо читать за период жизни несколько раз и в каждом возрасте ты будешь видеть то, что именно нужно тебе в этом возрасте. Так вот, по рекомендации городских учителей русского языка и литературы и РОНО в помощь ученикам в ДК устроили специальный дневной платный показ художественного фильма «Война и мир» https://yandex.ru/video/preview/7631734567073040307 . Вход только ученикам школ города.
Конечно фильм не отражает всё содержание романа, но он даёт некую систему восприятия тех эпохальных событий, описанных в романе. В назначенные дни и часы старшеклассники нашей школы под относительным присмотром Эры Григорьевны пришли в ДК и смотрели киноверсию романа. Кстати, 15 апреля 1969 года в Лос-Анджелесе, на церемонии вручения премии «Оскар» за 1969 год, фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший фильм на иностранном языке.
Этот фильм показывали и по телевизору, но большинство телевизоров учеников было чёрно-белыми и экраны небольшие, плюс постоянные помехи. А тут огромный экран, всё в цвете, отличное качество – зрелище великолепное.
Вот так порой проходили уроки литературы.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Воронцов Вячеслав Павлович, физкультура. Муж Эры Григорьевны – см. выше.
В 1965 году выступал в команде по футболу за «Катушку» (сидит второй справа) - См. «Рассказы земляков. Стадион».
На школьных построениях зачастую делал доклад директору школы о готовности классов.
Пока не приняли на работу молодого напарника - Полохина Виталий Дмитриевича, был единственным учителем по физкультуре в школе. Кабинет физруков располагался непосредственно рядом со спортивным залом, а напротив кабинета располагались две раздевалки: для ребят и девчат. В каждой раздевалке была своя небольшая душевая комнатка.
Потолок в спортзале высокий, на больших окнах защитные сетки. В спортзале хороший и новый спортинвентарь: «конь», турник, перекладина для прыжков в высоту, два толстых каната для лазания, спортивные маты. Спортзал приспособлен для игры в волейбол и баскетбол, на полу была выполнена краской специальная разметка.
В тёплое время года школьники ходили заниматься спортом на стадион. Зимой малолетки катались на лыжах вокруг школы, благо территория большая. Ребята постарше ходили на лыжах на поле за стадион.
В 10-м классе мы с группой одноклассников выпросили у Вячеслава Павловича ключи от спортзала, чтобы после уроков поиграть в баскетбол. И он нам доверил зал. Совсем иные ощущения от добровольной игры в огромном зале во внеурочное время небольшой группой игроков. Как же это было замечательно! Мы несколько раз пользовались добротой Вячеслава Павловича. Спасибо ему!
Наверно, это очень редкое явление, когда муж и жена работают рядом в одной организации, тем более, в таком небольшом коллективе как школа. Но вот так вышло у Эры Григорьевны и Вячеслава Павловича и это здорово.