Форум города ПЕТУШКИ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум города ПЕТУШКИ » Свободный полёт » Рассказы земляков. Учителя школы №3 в 70-е


Рассказы земляков. Учителя школы №3 в 70-е

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Начало повествования см. в «Рассказы земляков. Школа №3 в 70-е годы»

Часть 1. Учителя школы №3 в 70-е годы

   Школа - не только здания, где расположены учебные классы и мастерские, библиотека и котельная, актовый и спортивные залы и пр. материальные объекты. Прежде всего, школа – это коллектив учителей и духовность общения между учителями и учениками.
  В 1968 году вышел в прокат интересный художественный фильм о школе, который по сути был почти документальным  – «Доживём до понедельника» https://www.youtube.com/watch?v=TpTCCF9sEFA
  А через три года, в первых числах 1971 года несколько сотен учеников южной части г. Петушки, их родители и десятки педагогов тоже с волнением ждали своего понедельника, понедельника 11 января, дня открытия школы №3.
   Предлагаю вспомнить наших учителей 70-х годов и чем они нам запомнились. Хотя многих из учителей уже нет в живых, как в прочем, и до четверти бывших их учеников, но они все живы в нашей памяти пока мы сами живы.
  Полагаю, что самим учителям, их родным и близким тоже будет приятно чувствовать, что мы о них помним. Спасибо!
И так…
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
   Мягков Александр Дмитриевич, (29.11.1920 -16.04.1998 гг.), участник Великой отечественной войны, майор, краснофлотец, член КПСС.  Директор школы №3 с 1971 по 1981 год. Основной учебный предмет - обществоведение.
Место рождения – д. Борисово Собинского района
Срок службы на флоте – 1939 -1945гг.
  https://www.moypolk.ru/soldier/myagkov- … mitrievich

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t905227.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t381641.png

     
  Лучшего директора школы наверно и нельзя подобрать. Высокий, широкоплечий, офицерская осанка, целеустремлённый взгляд, всегда в аккуратном костюме, видный мужчина.
   Редко кто из учеников-акселератов нашей школы мог дотянулся по росту до уровня Александра Дмитриевича.
   Основная его работа – руководство коллективом учителей, планирование работы с учениками, которых почти восемь сотен человек, выполнение административных обязанностей по ведению обширного хозяйства всей школы, выполнение представительских функций в РОНО и Райкоме и другие обязанности, о которых может рассказать только тот человек, кто был долгое время постоянным директором такого сложного механизма, как школа.
  Кроме административной работы Александр Дмитриевич преподавал в старших классах предмет Обществоведение. Рассказывал нам об устройстве нашего государства и его ветвей власти, о взаимодействие разных государственных органах, о Конституции и правах человека.
  Была у меня в младших классах и неформальная встреча с директором, когда однажды сосед по улице нажаловался в школу, мол школьники сильно орут на уличной хоккейной площадке, порой, используя нецензурную лексику. Хоть лично я не употребляю матерные слова принципиально, но и меня вызвали к директору, за компанию. Сосед, наверно, думал, что после этого дети будут играть в командные игры молча. Нас, как и положено в таких случаях, пожури, пропесочили и отпустили под традиционное обещание «мы больше так не будем». После этого неделю мы не играли в хоккей, но потом опять постепенно начали кричать и активно двигаться. Такова жизнь. Теперь и я, став взрослым, злюсь порой на шумных чужих детей. Но можно ли что-то изменить? Разве, что усадить за смартфоны…  И такие разборки со школьниками наверно были у директора каждую неделю.
   На всех школьных и пионерских линейках кто главный? Правильно, директор. Именно ему делают доклад о готовности построения на линейку. Именно он ведёт «разбор полётов» и закрывает построения. Но делает всё это очень торжественно и солидно, с высоты своего высокого роста и авторитета.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Васильева Нина Николаевна, родилась 23.10.1935г., завуч, математика, физика, астрономия.
Детство - См. «Рассказы земляков. Оккупация».
     
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t743689.png

С 1984 по 1996 год - Директор школы №3

  https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t622549.png

   Очень мягкий, тактичный и добродушный человек. С ней очень приятно разговаривать, не давит, не командует, а просто по-матерински ведёт беседу и основной упор при этом на понимание.
По долгу службы Нина Николаевна периодически присутствовала в классах на задней парте в дни проверки работы учителя и учеников. При этом был определённый напряг как со стороны учеников, так и у учителя.
  Если Нина Николаевна присутствовала на выпускных экзаменах и решался вопрос отметки, скажем 3,5 или 4,5, то она всегда тактично округляла в пользу ученика, в качестве аванса на будущее.
  При отсутствии директора выполняла его функции, а при наличии директора тоже часто была рядом с ним на всех школьных массовых мероприятиях. Многих ребят знала по имени и фамилии, хотя могла лично и не преподавать в их классе.
Нина Николаевна преподавала в старших классах Астрономию, самую удивительную и романтичную науку. Космос устроен совсем по-другому, чем известные условия обитания на Земле. Если высокие температуры, то миллионы градусов. Если низкие температуры, то почти абсолютный ноль. Если расстояния, то световые года. Если давление, то миллионы земных атмосфер. И всё это в естественном состоянии. История вселенной и её границы– тоже большая загадка. И все эти загадки человечеству только предстоит осознать и попытаться приспособить под свои нужды. Именно на нашем веку человек полетел в космос, вышел в открытый космос, посетил Луну и, возможно, скоро посетит Марс и построит космическую станцию на Луне. Романтика!
   Лучше всего в Петушках наблюдать звёзды зимой с ясную морозную погоду при отсутствии Луны и побочного освещения. Благо, что у школяров нашего времени глаза ещё не убиты мониторами и сотовыми телефонами и отлично видна огромная россыпь небесных звёзд. При этом вокруг многих звёзд движутся свои планеты, которые уже невооружённым глазом не увидишь. И наша Земля лишь песчинка в этом огромном мире. Как тут опять не вспомнить знаменитые слова Ломоносова М.В. и не восхититься божественным мирозданием:
«Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.»

   Забавно было на перегонки в компании приятелей, сидя на лавке, искать на небе движущиеся спутники. Если повезёт, то можно увидеть падающую звезду, вернее, метеорит. Раньше у бабушек считалось, что это после всевышнего суда чью-то душу с неба в ад сбрасывают.
  Примечательно то, что 24 июля 1790 года во Франции впервые в истории было документально зафиксировано падение метеорита на Землю. Этот случай признала французская Академия наук. До этого подобные случаи считали народными выдумками, суевериями или просто забавами хулиганов, бросающих камни. Пока ученые не верили в существование метеоритов, их охотно использовали обычные люди, например, средневековые кузнецы делали из железных метеоритов молоты, наковальни, ножи и другие предметы.
  За одни сутки на нашу планету падает 5–6 тонн метеоритов, то есть примерно 2 000 тонн метеоритов в год. Однако не все они долетают до земли. За всю историю наблюдений ученые насчитали всего 24 тыс. метеоритов, упавших на землю.
  Особо любопытные школьники ездили в Москву, в планетарий, чтобы послушать увлекательные рассказы о космосе и посмотреть на настоящие метеориты. Да и во взрослом возрасте вид огромного звёздного неба завораживает…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Макаров Александр Васильевич, родился в апреле 1917г., математика, геометрия.
    С 1945 по 1950 год был директором Марковской школы Петушинского района, что в 10 км. южнее г. Покров
https://markovo.edusite.ru/p5aa1/History.htm
https://www.vladimir.kp.ru/daily/26374.4/3254585/
Учитель ж.д. школы №36.
     
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t920459.png

   
  Александр Васильевич был самым старшим по возрасту и педагогическому стажу в нашей школе. Ветеран труда. Преподаватель – мужчина- это некоторая редкость среди учителей многих школ, поэтому мужчина всегда создаёт определённый колорит и атмосферу в классе, привыкшему к женскому воспитанию. В первую очередь – дисциплина на уроке, не пошалишь. Некая мужская уверенность в изложении материала и доказательствах теорем. И в тоже время мягкость в общении с бывшими учениками.  Нам повезло, т.к. в школе №3 было достаточно учителей –мужчин. Некоторые из них иногда приходили к нам на подмену отсутствующих учителей-женщин, т.е. была возможность сравнивать.
   Александр Васильевич проживал в Борщевне в частном доме с печным отоплением, ухаживал за садом и огородом, вёл домашнее хозяйство, физическим трудом не гнушался.
  Дожил до преклонного возраста и умер, когда ему было более 90 лет.

----------------------------------------------------------------------------------

  Воронцова Эра Григорьевна, родилась 14.11.1932г., русский и литература.
Детство - См. «Рассказы земляков. Оккупация».
Учитель ж.д. школы №36, учитель вечерней школы рабочей молодёжи ф-ка «Катушка».

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t347283.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t984201.png

   

Из воспоминаний Эры Григорьевны Воронцовой (в 1960 г. - Смолякова):
   «…мне захотелось написать о школе, но не про учителей, а про учеников, о моём первом выпуске 10 класса 1960 года.
   Когда я начала работать в Петушинской школе №36, мне дали 5-ый, 7-ой и 9-ый классы. В 5 и 7-ом с грамотностью было всё в порядке, а с 9-ым возникло много проблем. Несколько девочек сами попросили заниматься с ними после уроков, а кое-кого пришлось убеждать. В 10 классе стали писать более связно и грамотно.
   Но на второй год моей работы тяжело заболела мама, она осталась одна в г. Усть-Катаве Челябинской области, так как младшие брат и сестра уехали учиться в Москву и в Орехово-Зуево. Болезнь мамы оказалась неизлечимой, и мы привезли её, тяжело больную, в квартиру (комната и кухня), которую я снимала в частном доме.
   Позже я переписывалась с некоторыми бывшими учениками. Вот что, вспоминая, написала мне Нина Котова: «Я помню всё до мелочей, как мы переживали, когда у Вас болела мама, видели Ваши переживания, сочувствовали Вам».
  Когда маме стало совсем плохо, и некому было заменить меня в 10 классе, мне пришлось дней десять быть около мамы. Март, каникулы… Надо закончить программу по литературе, продолжить подготовку к сочинению… А в 50-60 годы не только ученики, но и учителя темы сочинений узнавали уже в классе, на экзамене, и оценка ставилась одна за грамотность и содержание. Что делать? И большая часть класса согласилась приходить на занятия – по четыре часа каждый день! Терпеливо слушали даже Горького «На дне» в записи на грампластинке.
    А когда мама умерла (на 52 году жизни), школа, в основном 10 класс, помогли мне её похоронить. Помню, что-то мне нужно было взять во дворе, я тороплюсь выйти, а Коля Горбачёв останавливает меня: «Эра Григорьевна, там снег, а вы в тапочках…» .»  2023г.

Эра Григорьевна- самый миниатюрный преподаватель в нашей школе, но при этом огромных человеческих качеств. Мастер своего дела. Очень переживает за своих учеников.
  Когда в старших классах проходили роман «Война и мир», то она не строила иллюзий на предмет того, что все ученики прочитали и хорошо ознакомились с содержанием такого великого произведения, кладезя человеческих отношений и переживаний. Тем более, что произведения такого масштаба надо читать за период жизни несколько раз и в каждом возрасте ты будешь видеть то, что именно нужно тебе в этом возрасте. Так вот, по рекомендации городских учителей русского языка и литературы и РОНО в помощь ученикам в ДК устроили специальный дневной платный показ художественного фильма «Война и мир» https://yandex.ru/video/preview/7631734567073040307 . Вход только ученикам школ города. 
    Конечно фильм не отражает всё содержание романа, но он даёт некую систему восприятия тех эпохальных событий, описанных в романе. В назначенные дни и часы старшеклассники нашей школы под относительным присмотром Эры Григорьевны пришли в ДК и смотрели киноверсию романа.  Кстати, 15 апреля 1969 года в Лос-Анджелесе, на церемонии вручения премии «Оскар» за 1969 год, фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший фильм на иностранном языке.
   Этот фильм показывали и по телевизору, но большинство телевизоров учеников было чёрно-белыми и экраны небольшие, плюс постоянные помехи. А тут огромный экран, всё в цвете, отличное качество – зрелище великолепное.
  Вот так порой проходили уроки литературы.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Воронцов Вячеслав Павлович, физкультура. Муж Эры Григорьевны – см. выше.

     https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t949376.png

   В 1965 году выступал в команде по футболу за «Катушку» (сидит второй справа) - См. «Рассказы земляков. Стадион».
  На школьных построениях зачастую делал доклад директору школы о готовности классов.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t231515.png

   Пока не приняли на работу молодого напарника - Полохина Виталий Дмитриевича, был единственным учителем по физкультуре в школе.  Кабинет физруков располагался непосредственно рядом со спортивным залом, а напротив кабинета располагались две раздевалки: для ребят и девчат. В каждой раздевалке была своя небольшая душевая комнатка.
Потолок в спортзале высокий, на больших окнах защитные сетки. В спортзале хороший и новый спортинвентарь: «конь», турник, перекладина для прыжков в высоту, два толстых каната для лазания, спортивные маты. Спортзал приспособлен для игры в волейбол и баскетбол, на полу была выполнена краской специальная разметка.
  В тёплое время года школьники ходили заниматься спортом на стадион. Зимой малолетки катались на лыжах вокруг школы, благо территория большая. Ребята постарше ходили на лыжах на поле за стадион.
  В 10-м классе мы с группой одноклассников выпросили у Вячеслава Павловича ключи от спортзала, чтобы после уроков поиграть в баскетбол. И он нам доверил зал. Совсем иные ощущения от добровольной игры в огромном зале во внеурочное время небольшой группой игроков. Как же это было замечательно! Мы несколько раз пользовались добротой Вячеслава Павловича. Спасибо ему!
  Наверно, это очень редкое явление, когда муж и жена работают рядом в одной организации, тем более, в таком небольшом коллективе как школа. Но вот так вышло у Эры Григорьевны и Вячеслава Павловича и это здорово.

0

2

Грачева Евдокия Ивановна, география

         https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t446379.png

  Евдокия Ивановна так замечательно преподавала географию, что наш одноклассник Гена тоже загорелся желанием как можно больше узнать по этому предмету. Гена выучил названия многих стран, городов и столиц этих стран, знал место их расположения на карте мира. Играть в города с Геной было невозможно, т.к. он всё одно обыграет. Хоть у нас дома карта мира висела на стене давно, но мне запомнить столько географических названий, по сути иностранных слов, было проблематично. а Гена запоминал как старые названия, так и новые. Например, государство Цейлон сменило название на Шри-Ланка, так Гена помнил оба названия. Эти знания помогли Гене занимать почётные места на олимпиадах по географии в школе и в городе. И всё это благодаря Евдокии Ивановной, которая считала, что не знать географию – просто стыдно. Стыдно и не гоже советскому школьнику уподобляться глупому недорослю  https://grraen.livejournal.com/28224.html
   Кстати, уподобиться недорослю и попасть в нелепую ситуацию очень легко и теперь, если слишком довериться электронному навигатору. И такие ситуации случались и со мной. Так что, знание географии не помешает. Кстати, проверьте себя на предмет знания географии родной страны: много ли Вы знаете городов, скажем, в Иркутской области?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Шаханов Борис Григорьевич, биология, труды столярка
   
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t771239.png

   Основной предмет – биология. Но занятия столяркой, это наверно, больше для души. Полагаю, что так рассуждал Борис Григорьевич. Биология – это наука бумажная, картинки на бумажках. А работа с деревом – совсем другое. Дерево имеет душу, как человек. Если его строгаешь вдоль, то оно гладкое, аж блестит. А если строгаешь поперёк – беда. Ведь никто не любит против шёрстки. Дерево к тому же имеет насыщенный запах. Как приятно пахнет стружка, особенно из-под твоего рубанка!
  Столярная мастерская располагалась рядом со спортивным залом. Вход в мастерскую только при наличии халата. Каждому ученику в распоряжение предоставлялся деревянный верстак с двумя деревянными тисками: продольными и поперечными.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t665421.png

 
Это только кажется, что строгать деревяшку очень просто. А на самом деле надо хорошо наточить, а затем настроить выступание ножа/резца рубанка. Рубанки тоже бывают разные – см. https://dzen.ru/a/Y9RIYEpTXy2NmQXf   А сколько ещё разных столярных инструментов придумали мастера: стамески, долото, коловорот, пилы для продольного пила, пилы для поперечного пила, киянки, рейсмусы,….
  При строгании надо очень ровно и уверенно вести рубанок вдоль заготовки, чтобы съём стружки был равномерный, а поверхность плоской. Не одну чурку испортишь, пока научишься более-менее сносно строгать, благо, что шефы с фабрики «Катушка» снабдили школу поделочным материалом.
   На распилку досок на заготовки циркулярной стационарной пилой нас не допускали, берегли наши пальцы, руки и глаза. Но вот работать на токарном станке по дереву Борис Григорьевич нас научил. Мы обтачивали фигурные  балясины типа  https://yandex.ru/video/preview/5614504047873137354 .
    Иногда так увлечёшься, что уходить с урока не хочется. Порой договаривались и доделывали балясины после уроков, чтобы потом дома похвалиться перед родителями.  Говорят, что даже царь Пётр Первый любил точить деревяшки на токарном станке. Да и в фильме «Война и мир» отец князя Болконского тоже токарил на станке прямо у себя в кабинете.
  У Бориса Григорьевича была харизма, которая привлекала к нему ребят. В том числе, это мотоцикл «Ява», мечта многих пацанов и не только, на котором он иногда приезжал в школу и ставил его под окнами своей мастерской. Была даже попытка организовать мотокружок в школе, но из-за слабости материальной базы, т.е. отсутствия школьного мотоцикла или хотя бы двухскоростного мопеда, начинание затухло. Картинками и схемами ребят не увлечёшь. Нужен металл и возможность прокатиться. И это уже каждый решал сам за себя в домашних условиях в зависимости от финансовых и иных возможностей родителей купить/хранить/использовать какую-то мототехнику. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Покраснетьева Нина Васильевна, история в старших классах.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t977514.png

  В средних классах историю вела Дмитриева Тамара Васильевна, увы, фото у меня нет.
https://i.imgur.com/VWxVUM5.jpeg
https://i.imgur.com/1LQ4sSA.jpeg


------------------------------------------------------------------------------------

  Ленкова Галина Михайловна, родилась 02.11.1950г., математика, геометрия.
Образование: Орехово-Зуевский учительский институт, факультет математики, физики и экономики 1967-1972гг.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t308343.png

   

   В школу пришла в сентябре 1972 года сразу после окончания института. Её назначили классным руководителем нашего класса. Преподавала в школе математику и геометрию.
  Чем отличается обычный учитель от классного руководителя?  Тем, что помимо учебных разговоров всегда возникают, хоть и не продолжительные, разговоры о жизни в классе. Более продолжительные разговоры за жизнь проходят во время классного часа, который организовывался примерно раз в неделю после уроков. Хоть по возрасту Галина Михайловна была самой молодой учительницей в школе, но её ученики слушались и прислушивались к её советам, её взгляду на жизнь. Девчонки больше к ней тяготели, т.к. она им была как старшая сестра и они могли с ней разговаривать на некоторые чисто женские темы. Маленькая дочка Галины Михайловны тоже притягивала, как магнит, внимание девчонок.
   Все классные мероприятия проходили под контролем и при участии Галины Михайловны: «разбор полётов», контроль внешнего вида учеников, дежурство по школе и в классе, участие в школьных конкурсах, помощь отстающим и т.д. Причём, на школьных мероприятиях оценивали не только нас-учеников, но и её, как молодого наставника: как она справится с таким испытанием, навалившимся первый раз в её жизни.
   Мы старались её особо не подводить, по мере наших возможностей, конечно. Но были и серьёзные разборки. Как без них?!
  Мы с математикой и геометрией дружили и порой на контрольных работах я выполнял задание минут за 20 и начинал вертеться на месте, смотреть в окно и по сторонам. Галина Михайловна замечала мою излишнюю подвижность и спрашивала: «Пётр, что сидим, не решаем?». Я отвечал, мол всё сделал. Галина Михайловна подходила сама или просила принести тетрадь и проверяла решения. Если всё в порядке, то говорила: «Тогда решай другой вариант контрольной, написанный на классной доске». Порой за один урок успевал выполнить две контрольных. Иногда Галина Михайловна отправляла меня в коридор погулять, дабы не отвлекать остальных.
   Как-то на классном часе девчата спросили Галину Михайловну: «А кто у Вас любимчик в нашем классе?». Она немного смутилась столь откровенного вопроса, но ответила: «Да, любимчик есть, как и у каждого, наверно учителя, но его имя никому не назову.» Однако девчата не унимались: «А мальчик или девочка?». Однако Галина Михайловна так и не ответила, мол не пытайте. Тогда я вслух шутя предположил: «Наверно, я?». На что она категорично ответила, мол нет. Так мы и не узнали тогда, кто же этот счастливчик. Да и кто женскую и учительскую душу поймёт?! А может быть её женская половина выбрала одного, а учительская – другого любимчика…
  В старших классах Галина Михайловна приглашала ряд сильных учеников для дополнительных факультативных занятий по алгебре и геометрии после основных уроков, т.е. своеобразная была организована усиленная подготовка к выпускным экзаменам в школе и вступительным экзаменам в ВУЗ. На факультативах решали и разбирали более сложные задачки, нежели чем были в школьном учебнике.
  Кстати, в России с 1 декабря 2024г. планируют отмечать День математика.
  Очень серьёзным испытанием для всех была трудовая практика после 9 класса. В деревне Ючмер мы все вместе прожили автономно в старой деревенской деревянной школе три недели в июне, каждый день выходя на работу в поле. По субботам после обеда желающих отвозили на ПАЗике домой в Петушки, навестить родных и помыться, а в воскресенье вечером привозили обратно в Ючмер.
  Обеденные столы стояли на улице. Еду готовили девочки под руководством Галины Михайловны. Доставкой провианта занимался преподаватель Начальной военной подготовки, отставной кадровый офицер, майор, Малинович Георгий Михайлович, благо, что у него был личный легковой автомобиль ВАЗ2101. На свежем воздухе и при физической работе аппетит у всех отменный, жалоб на еду не было.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t905603.png

Сложностей хватало с избытком. Здесь и проблемы совместимости, как у космонавтов, и организации совместного проживания, питания, работы и досуга.
   Кто-то привёз с собой катушечный магнитофон и мы иногда устраивали танцы на открытом воздухе.  В гости к нам приходили местные ребята и девчата, драк не было.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t104946.png

   По факту, это была первая в моей жизни дискотека под «неживую» музыку, т.к. до этого все танцы были под «живую» музыку вокально инструментальных ансамблей.
Запомнилась оптимистическая песенка про будущего студента, слова которой я за несколько заходов «пуск-стоп» переписал на листочек   https://yandex.ru/video/preview/8288612460210537489
   Как-то выдержали. Что нас не убивает, то делает сильнее. Продолжение о практике см. ниже в рассказе о Малинович Г.М.
  После нас в этой деревенской школе жил другой 9-ый класс из нашей школы. Девятиклассники из других школ города также испытали на себе крестьянский труд и проживание на выезде в иных деревнях.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Малинович Георгий Михайлович, военрук,

    https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t846574.png

   Георгий Михайлович – отставной кадровый офицер, преподаватель начальной военной подготовки в старших классах. К ученикам относился добродушно, но достаточно строго, чтобы не расслаблялись на столь необычных занятиях.   Георгий Михайлович очень долго служил в пустынных степях Казахстана, поэтому очень сильно восторгался природой нашей средней полосы, обилию зелени и цвета, деревьев, рек и озёр. Те самым, он и нас невольно приобщал ценить такую красоту, малую Родину.
   Мы, девушки и парни, изучали устройство автомата «Калашникова», учились его разбирать и собирать за нормативное время. Даже были соревнования по этой теме между школьниками нашей школы и школьниками иных школ. Норматив на разборку порядка 10 секунд, на сборку 15.
  Военрук рассказывал о вооруженных силах страны и действующих в армии уставах, учил пользоваться ручной гранатой (наступательной и оборонительной), противогазом, дозиметрами, а еще обучал оказанию первую медицинской помощи.
   Отдельно изучали особенности поведения при ядерном ударе, т.к. это было актуально и в городе до сих пор имеются остатки прежних бомбоубежищ.
  В школе была оружейная комната, где хранились автомат «Калашникова» со спиленным бойком, учебные гранаты и настоящая мелкокалиберная винтовка с патронами. Между стадионом и рекой Берёзка располагался городской тир для стрельбы из охотничьего и мелкокалиберного оружия: продолговатый котлован, в восточном торце которого уложены вдоль котлована брёвна. Так вот, в этот тир Георгий Михайлович водил учеников учиться стрелять из мелкокалиберной винтовки. Мишени крепили к торцам брёвен. Стреляли из положения лёжа, брали с собой специальный брезент как подстилку. Особо отличившихся отбирали для городских соревнований.
  Иногда рядом этим тиром Общество охотников устраивало соревнования по стрельбе из охотничьих ружей по летающим тарелочкам. Привозили специальный агрегат, который подбрасывал в воздух пластиковые тарелочки/диски и надо было попасть в них в лёт. Иногда подбрасывали по одной тарелочке, а иногда и сразу по две, для соревнований из двухстволок. Было забавно следить за ходом соревнований и восхищаться умению некоторых стрелков. Собиралась толпа зрителей с острыми языками, придававшими пикантность зрелищу. Охота с ружьём была старой распространённой забавой. У многих охотничьи ружья весели дома на стене. В Петушки даже как-то В.И. Ленин приезжал поохотиться. Да и сейчас есть платные охотохозяйства, в которых выращивают живность для последующего отстрела: попал – трофей твой, не попал – живность ушла на свободу.
   Парни допризывного возраста в 16 лет, недавно получив паспорта нового образца 1974 г. https://mvdgaiussr.livejournal.com/1234.html , вставали на воинский учёт в райвоенкомате, расположенном в г. Покров. Там проводили первичную мед. комиссию и агитировали нас на предмет поступления в военные учебные заведения, мол в армии оклад за погоны лейтенанта 120 рублей + 130 рублей за должность, это чистыми- без налогов, плюс форма и служебное жильё. Кто-то соглашался. После постановки допризывника на учёт надо было информировать военкомат об изменениях в личной жизни: прописка, место учёбы, семейное положение и пр.
  В мае, в конце 9 класса, все допризывники должны были пройти недельные военные сборы с проживанием в одной из отдалённых школ района. Расселили нас всех по классам, где мы расставили раскладушки. К каждому классу=взводу дали старшего – сержанта из близь лежащих воинских частей. Изучали уставы, вооружение, учили ходить строевым шагом с песней, делали короткие марш-броски и т.п. и т.д. С утра раздетыми по пояс делали утреннюю зарядку на стадионе школы. В общем, это была проба армейской солдатской службы, чтобы не было большого страха идти в армию.
    Кстати, в то время как-то и не было частых случаев отклонения от службы, т.к. в народе считалось, что если парень не служил в армии и не нюхал пороха, то он больной какой-то или слабак духом. На проводы в армию собирали в доме стол и друзей. Друзья призывника гуляли всю ночь и под утро провожали до военкомата.
  Правда, были и казусы. Одному парню – Юре- прислали повестку. Он уволился с работы, постригся наголо. Парикмахерше так было обидно состригать такие красивые и густые волосы, что всё причитала. Устроили дома проводы. Юра явился в положенное время в военкомат, а там возьми и скажи: «Отбой! Идите по домам. Ждите новых указаний.» Но в наше время ходить по городу лысым – беда, так только освободившиеся уголовники на гражданке ходят. Юра купил глубокую кепку, чтоб хоть как-то скрыть лысину. Лето, жара, а ты в кепке… Что делать? Сидеть безработным неизвестно сколько или опять устраиваться на прежнюю работу? Наволновался парень. Его забрали в армию только по осени.
   Так же на лето после 9 класса пришлась трёхнедельная сельскохозяйственная практика с выездом в деревню Ючмер – см. выше рассказ о Ленковой Г.М.
    Разумеется, все тяготы организации практики легли на плечи Георгия Михайловича, благо, что за его плечами большой жизненный опыт, высокий армейский чин, а под руками личный автомобиль. Надо организовать трёхразовое питание целого взвода едоков, надо обеспечить взвод спальными принадлежностями типа раскладушками и постельным бельём. Надо обеспечить фронтом работы, т.е. договориться с руководством колхоза что и как делать, как добираться, какой инструмент и пр. 
  По началу, всех бросили на прополку кормовой свёклы. Бескрайне поле полностью заросло сорняками и надо среди сорняков найти росток свёклы, а всё остальное вырвать. Июнь. Жара. Солнце печёт вовсю. Некоторые любители позагорать быстро получили солнечные ожоги со вздутыми пузырями и были переведены для работы на нашу кухню. Ходили также на поле с проросшим овсом полоть сорняки – васильки. Есть норматив и его надо выполнить, чтобы денег за работу хватило на пропитание и проживание. Такая нудная работа изматывает.
   Георгий Михайлович вскоре смекнул, что при таких расценках и наших успехах нам на жизнь не заработать. Поехал в правление и договорился, что парни будут выполнять более оплачиваемую работу – на неудобьях косить траву косами и сушить сено. Оплата по весу готового сена. Оказалось, что более выгодно косить клевер, т.к. более кустистый и массивный при высыхании. Так постепенно, через мозоли и боли в теле, ребята освоили старую крестьянскую забаву – заготовку сена. Да ещё мошкара постоянно лезет в рот и глаза, а злые слепни кусают во все места. Косили с раннего утра, соблюдая заповедь: «коси коса, пока роса». Опять же техника безопасности при заточке косы и работе в коллективе косарей, чтобы руки и ноги уберечь от порезов. Георгий Михайлович всегда с нами в работе, не смотря на возраст и свои болячки.
  Ребятам удалось уговорить военрука привести, хоть на недельку, в лагерь воздушную винтовку и пульки к ней. Хотели устроить соревнования: на улице на дереве повесили мишень и с 10 метров пытались в неё попасть. Ан нет, на ветру пульки никак не хотели лететь в мишень. Запас пулек расстреляли, а других нет и купить негде. Некоторые ребята приспособились стрелять канцелярскими кнопками, размещая их снаружи ствола, но это уже не то.
  Вот в таких условиях произошло внеклассное единение преподавателей: Галины Михайловны, Георгия Михайловича - и их учеников. В совместном труде лучше узнаёшь людей. Спасибо учителям!
  А за работу нам заплатили в руки 12 рублей на человека, т.е., не считая питания и проживания. Первая наша заплата в жизни.

0

3

Хлебушева Мария Ананьевна, химия.
    https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t410657.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t686525.png

  Химия- самая колдовская наука, как и её сестра -  алхимия. Вдруг из обычных веществ получается что-то необычное, порой с дымом и огнём. Специальные приспособления, пробирки, колбы, спиртовки, штативы и много других замысловатых вещей, которые можно подержать в руках и провести опыт прямо у себя на парте. Замысловатые обозначения и названия веществ на таблице Д.И. Менделеева, валентности.
   Создавалось впечатление, что существует два мира: один в виде формул, а второй в виде реальности. Мир формул ещё как-то можно написать на доске мелом, а вот мир реальности, что на самом деле произошло в пробирке, оставалось только догадываться или соглашаться с формулой.
  Пока учил предмет химии, ещё что-то теоретически соображал, но потом всё напрочь из головы улетучилось, но остался осадок: наука мудрёная.  Запомнились названия некоторых химических элементов: купрум, сильвер (Джон Сильвер – помните такого?!), феррум … В одно время пришлось даже поработать рядом с промышленными гальваническими ваннами, понюхать кислоты и щёлочи. Даже если не понимаешь химию процесса, но результат всё одно на лицо – детали с хорошим покрытием типа Ц9хр. или хромирование. Без химии теперь никуда!
   Так же, наверно, рассуждала Мария Ананьевна, что главное дать основы этой науки, а жизнь сама выведет в нужное русло понимания.
  Когда пришло время поступать в комсомол, то я обратился за рекомендацией к Марии Ананьевне, члену КПСС, и она оказала доверие. Полагаю, что я её доверие оправдал, но об этом как-нибудь потом…

------------------------------------------------------------------------------------------

Тихонова (Белышева) Лидия Михайловна, математика, геометрия.

      https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t117820.png

   Родом из  Борщевни. До работы в школе №3 трудилась учителем в школе №1 –см. фото в «Рассказы земляков. Начальная школа».
  Решительная, уверенная, с командным голосом. Дисциплина на уроке строгая.
   К нам на уроки приходила в качестве временной подмены.
   Её дочка – Елена- тоже стала учителем, которая по распределению попала в г. Калинин (Тверь), куда после выхода на пенсию перебралась и сама Лидия Михайловна.

---------------------------------------------------------------------------------

Сентюлев Владимир Григорьевич, физика.

      https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t885851.png
 
   
    Владимир Григорьевич преподавал нам физику. Его кабинет располагался на первом этаже перехода от главного фасадного здания ко второму. В кабинете и в кладовке стояло много любопытных разных физических наглядных пособий и приборов. Когда проходили, например, электрический ток, то на каждую парту давали набор нужных предметов: провода, аккумулятор, вольтметр, амперметр, реостат. Т.е. можно и нужно всё это трогать руками, собирать электрическую цепь, замерять параметры тока и напряжения. Было очень интересно, особенно для мальчишек.
  Но еще было более интересней вывести Владимира Григорьевича на разговор о жизни. И учитель порой охотно на это шёл, рассказывая нам свой взгляд на те или иные события в городе и стране. Класс слушал с удовольствием, ребята переспрашивали и комментировали по-своему, т.е. шло живое общение с умным человеком. Редкий учитель шёл на такой вариант общения с учениками – на равных. Обратная сторона такого общения в том, что он не успевал подробно изложить учебный материал и просил нас самим разобраться с параграфом. Некоторые из учеников были не довольны, мол теперь самим надо вникать, никто не разжуёт. А я так теперь полагаю, что Владимир Григорьевич таким образом приучал нас доходить до истины своими мозгами с использованием текста из учебника, чтобы мы могли самостоятельно учиться.
   Педагогический уровень Владимир Григорьевич ценили в школе и в РОНО и с 1980 по 1993 год  Владимир Григорьевич -  Директор Аннинской школы   https://vk.com/public216921845

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
  Чепурин Анатолий Иванович, черчение, учитель труда
     
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t935451.png

   Анатолий Иванович преподавал в старших классах черчение и был учителем труда для парней в слесарной, т.е. по металлу, мастерской.  Получился некий синтез: что начертил, то и изготавливай по своим чертежам.  Столярная и слесарные мастерские были расположены рядом, через стенку, но преподаватели были разные.
   Таким образом мы освоили простенький держатель метчиков для нарезания резьбы в отверстиях или попросту- вороток. Начертить гораздо проще, бумага всё стерпит. Главное быть аккуратным, иметь хорошую стёрку, заточенные карандаши разной твёрдости и деревянную линейку и треугольник. Ну и голову на плечах. Вот с таким минимальным набором люди вывели человека в космос, корабли в море и сделали руками всё того, что нас и теперь окружает. Компьютеры пока не догнали по количеству всё то, что сделано было до них вручную.
   А вот с изготовлением пришлось ребятам повозиться.
  Рукоятки предстояло изготовить самим на токарном станке по металлу, что стояли в количестве трёх штук в слесарной мастерской. Анатолий Иванович рассказал об устройстве токарного станка и способах управления им. Парням было очень интересно слушать, но ещё более интересней начать работать на станке. Зажал заготовку в патрон, подвёл резец и начал аккуратно снимать стружку, подкручивая ручку на суппорте. Стружку убирать только крючком, рукой нельзя, т.к. можешь пораниться – техника безопасности превыше всего. Если у кого распущенные длинные волосы, то может намотать на токарный патрон похлеще бигуди. 
  По очереди все ребята сами выточили рукоятки на токарном станке, а потом нарезали резьбу вручную плашкой. Заготовки металла и сам режущий инструмент любезно предоставила фабрика «Катушка», шеф нашей школы.

   С слесарной мастерской был и фрезерный станок. Анатолий Иванович рассказал об его устройстве и принципе работы. Но во избежание травматизма учитель отфрезеровал губки воротков сам, а мы лишь нарезали призму ножовкой на кусочки.
Были в слесарной мастерской и два сверлильных станка. На них работать намного проще, лишь бы сверло было не тупым. Смазка кончика сверла в виде мыла или можно просто поплевать.
  Вот так шаг за шагом парни с азартом осваивали разные станки металлообработки и соответствующий инструмент. А главное, каждый сделал своими руками вороток и смог отнести его домой, чтобы похвастаться своими достижениями перед родителями, а родители порадовались за своих выросших парней.  Кстати, этот вороток до сих пор у меня в ходу. Спасибо учителю и наставнику!
  Уроки труда в школе заканчиваются в 8 классе. В 9 и 10 классах ребята уже ходили на практику в слесарный цех на фабрике «Катушка»: 4 часа два раза в месяц. Некоторые наши одноклассники после 8 класса сразу пошли работать на фабрику, разумеется, по началу в качестве учеников-стажёров. Но они уже стали получать денежное вознаграждение. Можно было подзаработать денег и в период летних каникул после 8-го класса; так поступил Саша, устроившись в дворовый цех фабрики подсобным рабочим на два месяца.
Таким образом фабрика еще в школе ориентировала её выпускников на пополнение рядов работников предприятия. Однако, к концу 70-х большую конкуренцию фабрике в плане привлечения трудовых ресурсов составило новое предприятие «ТОКАМАК», что расположилось западнее Борщевни. Там заработки были на 10…20% выше, чем на «Катушке», поэтому многие работники перешли на работу на «ТОКАМАК». Целые демонстрации, вереницы пеших людей с Борщевни, Горы, катушинских домов и ГоРема двигались утром на работу и вечером после смены по Борщевне.
  Так постепенно южная часть города Петушки становилась промышленной зоной, в которой располагались самые крупные предприятия: «Катушка», «Трудовой коллектив», «силикат», «ТОКАМАК» и пр. И местные власти приняли решение, что в этой пром. зоне жилые многоквартирные дома не строить, т.к. центр города они видят на горе, где они сами и работали, и собирались  развивать новое жилое строительство. Таким образом, каждый день утром масса работников шла пешком на юг города на работу, а вечером обратно. Правильно ли это? Южанам, и мне в том числе, было обидно ощущать себя дискриминированными по месту проживания и новому жилью, т.к. свободных мест для жилищного строительство у нас было предостаточно. Увы, в южной части города только спустя многие годы построили единственный многоквартирный дом у катушенской бани, если не считать несколько маленьких домиков на две семьи, так называемых коттеджей, южнее «ТОКАМАК».

-----------------------------------------------------------------------

Полохин Виталий Дмитриевич, физкультура

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t451767.png

   Виталий Дмитриевич пришёл в нашу школу несколько позднее её открытия, но будучи моложе Вячеслава Павловича Воронцова, принял на себя основную физическую нагрузку на уроках физкультуры. Когда были лыжные пробежки в старших классах, то мы выходи на поле, что располагалось за стадионом. Разумеется, ведущим был Виталий Дмитриевич, который не просто торил/обновлял лыжню, но и увлекал своим примером – попробуй его догони. Вот парни в порыве азарта и мчались за ним, высунув языки. А для парней это порой 10 км., а для девушек – 5 км.  Чтобы ветер не продувал лёгкий лыжный костюм он порекомендовал ученикам подкладывать под штаны и кофту куски газет: они лёгкие и не продуваются ветром, дышат и отводят пот. Проверено на себе, работает!
   В старших классах девушки и парни занимались физкультурой отдельно и Виталий Дмитриевич вёл занятия у девушек. Парней же гонял Вячеслав Павлович. Если даже занимались в общем школьном спортзале, то, как правило, наставники были разные. Парни подтягивались на турнике, упражнялись на брусьях, лазали по канату к самому потолку и т.п. У девушек было что попроще, не очень силовое.
  Виталий Дмитриевич был наставником по спортивному ориентированию на местности с использованием карты, линейки (для определения расстояний по масштабу) и компаса. Занятия проводили на песчаных карьерах, что за ГоРемом. Надо было на время пройти указанный в карте маршрут, сделал некие заметки в контрольных точках.
   После 9 класса мне и моим некоторым одноклассникам довелось выступать по спортивному ориентированию за нашу школу. Соревнования проходи рядом с деревней Ючмер, где я уже побывал на сельхоз. практике. Правда маршрут был проложен в другой стороне от прежнего места нашего обитания и тех мест я не знал. Т.к. соревнования были командными, то проход дистанции засчитывали по последнему члену команды. Вначале, пока были силы, мы рванули бегом, но спустя некоторое время силы постепенно уходили. Чтобы никого не потерять в лесу мы двигались, держась за руки, подбадривая девчат. Так гуськом и парами мы добрались до финиша. Приза мы не взяли, но нам всё одно было весело и повадно, что мы одна команда и Виталий Дмитриевич, как жизнерадостный наставник, с нами. Главное не победа, а участие, так говорят на всех олимпиадах.

---------------------------------------------------------------------------------------

Любовь  Зазымкина, музыка/пение. К сожалению фотографии у меня нет.

  Основной музыкальный инструмент – аккордеон. Мы разучивали и исполняли хором патриотические и революционные песни, на пример:
С чего начинается родина   https://yandex.ru/video/preview/15761188647912405661
Песня о Щорсе     https://yandex.ru/video/preview/18330660148647209174
Гренада  https://www.youtube.com/watch?v=H1YQIKCa43c

Исполняли песни прямо сидя за партами в классе, но иногда выстраивались все вместе у доски. Песни сперва записывали в тетрадки, а потом разучивали дома и на уроке.
  Иногда учительница доставала старенький переносной проигрыватель и мы все вместе слушали классическую музыку в исполнении знаменитых ансамблей.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t405841.png

   Разумеется, звучание было не ахти, да и мы сами не были готовы к восприятию такой серьёзной музыки, т.е. такая музыка навевала уныние. Но тем не менее, учительница музыки нам говорила, что если у вас будет возможность послушать живую классическую музыку в приличном зале, то непременно попробуйте, возможно, она вам понравится.
   Так и произошло со мной, когда я впервые попал на концерт в Московской консерватории. Это совсем другое восприятие объёмной музыки, которая порой берёт тебя за душу. Особые ощущения от органной музыки, при которой начинают вибрировать все косточки и внутренности слушателя. В спокойном полумраке время перестаёт существовать, так бы слушал и слушал. Время концерта пролетает незаметно. Музыка Чайковского в живую и на пластинке – это две совсем разные категории восприятия, их нет смысла сравнивать. Здесь я полностью согласен с Любовью  Зазымкиной.
  Виртуозное владение сложным красивым аккордеоном со множеством регистрами  https://yandex.ru/video/preview/11577277311724346820  вдохновило одного парня из нашего класса – Михаила- пойти учиться игре на аккордеоне в музыкальную школу. Какую же надо иметь тягу к музыке, чтобы каждый раз на занятия носить на спине громоздкий и тяжёлый музыкальный инструмент, да еще в чемодане. Сам Миша не крупный, да и жил на Силикате, т.е. далеко от музыкалки. Вот до чего доводит музыка…
   Песни 70-х    https://dzen.ru/a/ZB9XLOYkn0WLD8PE?from_site=mail

0

4

Золотова Ирина Александровна, английский язык. К сожалению фотографии у меня нет.

  Изучение чужого языка – трудная задача. Надо запоминать новые звуки, по-другому складывать язык и дуть гортань, заучивать массу режущих ухо слов, мучиться с расстановкой этих слов в предложении, помнить о временах и исключениях из общих правил.
Вот мы порой пренебрежительно отзываемся о некоторых приезжих, мол понаехали тут, а русский язык плохо знают. Но они-то хоть так знают чужой язык, а мы то чужой ещё смешней коверкаем.
  Ирина Александровна старалась вложить в наши головы иноземный язык, но наши головы сопротивлялись как могли. Сказать, мол виноват учитель, что ученики неучи?! Но это не так.
  Среди нас училась девушка Надя, небольшая такая, в очках, были хорошие результаты по бегу. Так вот она прониклась изучением английского языка, вникла в суть построения речи и правописания, освоила времена и пр. А учитель ведь тоже человек, ему приятно общаться с теми, кто хочет и умеет воспринимать его предмет. Они стали общаться между собой на английском, на зависть всем остальным. А многие только этому радовались, мол лишь бы меня не спросили. Как результат, основная часть класса по-английски «пык-мык», на троечку, а Надя пошла после школы в пед.институт по классу иностранных языков, а по окончании его преподавала язык другим ученикам, в том числе в школе №1, занималась репетиторством. И за всё спасибо Ирине Александровне!
  Порой некоторые люди ведут дискуссию, мол в какую школу и к какому преподавателю отдать своего ребёнка, чтобы тот научил, типа школа№3
   Однако, чаще срабатывает правило: если человек хочет чего-то достичь, то он этого добьётся. А если не хочет, то никакой учитель его палками сделать отличником не сможет.
 
----------------------------------------------------------------------

Часовских Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы.

    https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t916523.png
     

В школе учебные предметы русского языка и литературы были практически ежедневными для всех классов. Русский язык не преподавали только в 10 классе, мол уже достаточно дано знаний.
  Таким образом, в школе одновременно работали несколько учителей по русскому языку и литературе, причём порой было некоторое распределения труда: некоторые учителя преподавали только в средних классах, а другие – только в старших.   В средних классах нам преподавала Вычужанина Вера Николаевна, фото, к, сожалению, нет у меня.
   В период каких-то обстоятельств учителя подменяли друг друга, тем самым у школьников была возможность познакомиться и узнать манеру обучения иных преподавателей этого же предмета.
  Было интересно на уроках литературы читать и слушать пьесы в ролях, т.е. когда учитель назначал каких-нибудь учеников исполнителями определённых персонажей. При этом требовалось не просто сухо озвучить текст, но и выразить эмоции. Получался радио-театр. Забавно.
  Даже когда кто-то у доски читает заданный ране на дом стих, то один и тот же стих в разных исполнениях звучал по-разному. Учитель показывал нам, на что надо обратить внимание и с какой интонацией произносить слова.

    На летних каникулах нам, как правило, рекомендовали прочитать длинный список литературных произведений, несколько десятков. В какой-то раз рекомендовали, например,
Г. Марков «Отец и сын»  https://homeread.net/book/otec-i-syn-georgiy-markov 
Виталий Закруткин  «Сотворение мира»   https://librebook.me/sotvorenie_mira
Алексей Югов «Шатровы» https://libcat.ru/knigi/proza/istoriche … trovy.html и продолжение – «Страшный суд»  https://vk.com/wall-70198670_16248   и др.
  В 1978 году обязательным для всей страны стало прочтение мемуаров Л.И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». За эту трилогию в апреле 1980 года автору «по просьбе трудящихся» будет присуждена Ленинская премия по литературе. Хотя все понимали, что вместо одного указанного автора в создании произведений участвовал коллектив писателей, оплаченных из бюджета страны.
   Из этих рассказов о фронтовиках до сих пор запомнилась фраза:
«Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче бы не было в мире гвоздей.»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фаина Фёдоровна Протасова, рисование. К сожалению фотографии у меня нет.

  Дети начинают рисовать раньше, чем выводить на бумаге буквы, правда не всех это хорошо получается. Рисование всегда считалось в школе лёгким предметом, потому что оно было творческим- каждый рисовал так, как умел и видел. Но чтобы видеть, нужен наставник, который объяснил ребёнку, а собственно говоря, что он видит. Смотрят вроде все одинаково, а вот видят каждый по-своему. Но тем не менее, есть общие особенности: построение композиции, передний план, задний план, откуда идёт свет и где будет тень. Повторить шедевры Третьяковской галереи не получится, но хотя бы осознать замысел и способ его выражения на бумаге.  Специально классом нас в Третьяковку не возили, т.к. очень хлопотно справиться с такой толпой малолеток, но, полагаю, многие самостоятельно посетили в школьные годы этот очаг культуры. И я, в том числе, не исключение.
  Как-то узнав о том, что мы с братом и папой собираемся в Третьяковку, к нам напросился родственник Толя, мой ровесник, живший в Леоново. А выезжать в Москву надо рано утром, поэтому Толю привезли к нам домой ещё загодя. Толе было в новинку побывать в нашем доме, поэтому я провёл для него экскурсию по дому и окрестностям, а потом мы все вместе с братом играли. Было очень повадно и весело. Спали с Толей вместе на одной кровати. В Третьяковской галереи было много посетителей. Картин тоже очень много, но благо в каждой комнате были диванчики посреди зала, где можно было немного передохнуть от ходьбы и смотреть на картины издали, тем более, что некоторые картины огромные по размеру. Ходить на экскурсию малой компанией единомышленников намного удобней, чем если бы целым классом («лебедь, рак и щука»). Было очень интересно и познавательно. Правда, чтобы понять сюжет многих картин надо много знать и читать, в том числе Библию.
   Когда на переменке в классе стоял шум, то Фаина Фёдоровна часто говорила: «Ну что вы устроили Садом и Гоморру?!» А мы даже таких слов и не слыхивали и однажды спросили учительницу, а что это такие странные названия. Она ответила, мол это города, упоминаемые в Библии, рассадники разгула. Ребята удивились, мол как это, когда шум создаёт сразу целый город или даже два города.
  КПСС всячески притесняла религию, например, церковного служителя Николая Александровича Столетова из Леоново или известного артиста Евгения Лебедева – поищите в интернете. Но всё одно народ, даже коммунисты, тайком крестили своих детей, отмечали Рождество, Пасху, Троицу и другие религиозные праздники. Иконы висели во многих частных домах в самом почётном – красном углу. Многие люди прошли войну, а там, как известно, атеистов не бывает.
  Кстати, Моральный кодекс строителя коммунизма (ХХII съезд КППС 1961 г.) во многом схож с древними Библейскими заповедями. И теперешние коммунисты, не таясь, ходят в церковь…
  Школьникам в советское время строго настрого запрещалось посещать церковь и тем более в ночь на Пасху. Милиция могла поймать подростка и в школу жалобу написать, мол ваш пионер/комсомолец общается с Богом. Чтобы отвлечь молодёжь в ночь на Пасху всегда крутили по телеку интересные фильмы или даже крамольные «Ритмы зарубежной эстрады». Но, как известно, запретный плод всегда сладок. Некоторые из нас набирались смелости и ходили на ночной крестный ход, собиравший много прихожан. Необычное явление.
  Саму Библию и четыре Евангелия я прочитал уже после школы и узнал много интересного из истории мироздания и нравах людей – наших предках. Замечательные познавательные произведения, которые позволили лучше понять сюжеты картин и скульптур великих мастеров.

------------------------------------------------------

Панова Антонина Григорьевна, ботаника. К сожалению фотографии у меня нет.

  Запомнились пророческие слова Антонины Григорьевны: «При таком отношении людей к природе со временем вы будете питьевую воду покупать в магазине на ровне с другими продуктами питания.» Мы тогда не верили и смеялись, мол воды в колодцах и водопроводе всегда в достатке. Ан вот как вышло на нашем веку. Теперь покупка обычной питьевой воды в магазине за деньги стала нормой. И как такому не случиться, если в погоней за деньгами люди совсем потеряли «берега» , например,  https://ok.ru/petushkifavoritecity/topi … 5376117811   

  Так же запомнилось высказывание Антонины Григорьевны, что навоз – это золото для сельского хозяйства. Мы, неучи, тоже смеялись. Однако, пока крестьяне занимались сельским хозяйством, то был естественный и полезный для всех круговорот в природе. Животина поедала траву и выдавала «на гора» навоз, который крестьяне закапывали в землю для поддержания плодородия почвы и увеличения урожайности культур, которые опять таки поедались с выделением опять таки навоза. Со временем сельское хозяйство разваливалось и теперь приходилось покупать для личного участка навоз со стороны за отдельные деньги. Если частник ещё мог ужаться и как-то купить, порой краденный, навоз с фермы, то школе купить навоз для своего огорода не на что.
   В качестве удобрения мы на уроке ботаники или в субботник закапывали в землю отходы текстильной промышленности – ватин с фабрики «Трудовой коллектив». Ватин за год не перегнивал, поэтому перекапывать землю с ватином одно мучение, т.к. лопата не могла его разрезать и воткнуться в землю.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t714701.png

  Если нас направляли копать землю во время школьных занятий, то копать суглинок=грязь приходилось в чистой школьной одежде и обуви, а потом долго их очищать. Земля твёрдая, с камнями, копали на половину штыка лопаты. Только спустя годы, усилием нескольких поколений учеников, школьный огород под руководством учителя ботаники как-то окультурили. Летом, в период каникул, в качестве отработки тоже работали на грядках.
  Это было более интересно тем, у кого не было своего огорода. Но у большинства школьников были свои огороды, т.е. была возможность сажать полезные растения, за ними ухаживать и убирать. Таким образом урок ботаники затянулся на всю жизнь.

---------------------------------------------------------------------

  Куклова Наталья Константиновна, уроки домоводства для девочек.
  К сожалению фотографии у меня нет.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t220350.png

  В советское же время девочек обучали домоводству – шитью и кулинарии хотя бы на самых простых уровнях. В каждой школе был специальное помещение, оснащенное кухней и швейными машинками.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t670391.png

    Учили пользоваться швейной машинкой - смазывать, регулировать натяжение нити, подбирать иглы к ткани и нитки к шитью, делать прямую строчку и т.п. А ещё пришивать пуговицы, обмётывать края и делать свои собственные выкройки, по которым они потом шили кухонные фартуки, ночные рубашки, халатики, юбки и пр.
  С вещами в магазинах было туго, поэтому в некоторых журналах «Работница» или «Крестьянка» печатали выкройки, по которым можно вырезать из ткани заготовки и самому сшить обновку. Швейные машинки подольского «Зингер» были почти в каждом доме. Женщины на работе обменивались выкройками между собой и обсуждали фасоны. Магазины «Ткани» были людными и хороший товар в них не залёживался.
  На занятиях по кулинарии учились приготовлению простейших бутербродов, салатов и несложных супов. Не говоря уж о разных печеньях и пирожках. По окончании восьмилетки девочки умели неплохо готовить, варить, солить, шить, вязать, штопать и выполнять другую женскую работу по дому. Это давало им возможность после школы устроиться на работу в общепит и на швейные производства.
  Был в ходу такой анекдот. Мама спрашивает дочь: «А вам дают попробовать то, что вы приготовили?» А дочь со слезами отвечает: «Заставляют…».
Когда девочки что-то на уроке домоводства готовили, то запах вкусности стоял на весь школьный коридор. Порой оголодавшие мальчишки выпрашивали у девчат их творение, ну хоть попробовать…

--------------------------------------------------------------------
Отрывки из школьных сочинений

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t459492.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t554536.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t70550.png

   И вот что удивительно: некоторые ученики, насмотревшись на тяготы педагогов и поведение своих сверстников, вдруг сами воодушевляются быть школьными учителями, до конца не ведая о скрытых невзгодах этого титанического труда  https://dzen.ru/a/ZdXU3UtrLyVvy-p6

    Возможно, ученики хотят быть учителями с целью хоть что-то изменить в этом мире…

  Это чудо педагогики произошло аж с тремя девушками из нашего класса: Оля, Люда и Надя. Ну ладно, они женщины, у них в крови кого-нибудь поучить. Но тут и парень из соседнего потока – Слава, ну тот, что пел на школьном конкурсе песни про рябину (см. «Рассказы земляков. Школа №3 в 70-е»), насмотревшись на труд учителя Ирины Павловны, вдруг тоже воспылал педагогикой, да еще по русскому языку и литературе. 
   Вячеслав закончил Орехово-Зуевский педагогический институт в 1983 г., стал кандидатом педагогических наук, Заслуженным учителем РФ, ведущим консультантом по вопросам развития системы образования России. Как он всего этого добился?! Может сам когда-то расскажет….
https://sch1329.mskobr.ru/teacher-card/ … atol_evich
Вот и получается, что одна из основных заслуг учителя: научи ученика, чтобы было у кого учиться…самому и другим.

Как это происходит?! Не знаю. Но уважаю!

  И каково это учителям каждый раз переживать, провожая со школьного двора своих воспитанников, ставших за многие совместные годы совсем близкими?!   https://yandex.ru/video/preview/5407085846343258860

------------------------------------------

Часть 2. И это всё о ней…

    Письмо выпускника 1979 года школы №3 в районную газету «Вперёд»:

   С тех пор, как появился на Земле человек, были, есть и будут Ученик, Учитель, Школа…
   Я горжусь своей родной Петушинской школой №3, которая 35 лет назад выпустила нас на необозримые просторы постижения жизненного пути, дороги взросления.

   Оглядываясь назад, вспоминаешь учителей достойных и славных, любимых и дорогих: Евдокию Ивановну Грачеву (дорогого классного руководителя),
Ирину Павловну Часовских (любимого учителя русского языка и литературы),
Мягкова Александра Дмитриевича (авторитетного директора школы)…

   Их много было у нас - любимых учителей. У каждого - свои:
Александр Васильевич Макаров (математическая глыба!),
Владимир Григорьевич Сентюлев (физик - вечный оптимист и неунывайка),
Шаханов Борис Григорьевич (мастер-труженик и добряк),
Нина Васильевна Покраснетьева (интеллигентнейший и честнейший историк),
Марья Ананьевна Хлебущева (химик-юморист),
Вячеслав Павлович Воронцов и Полохин Виталий Дмитриевич («братья» - наставники по физической культуре)…

    Выпускники школы – мыслители, мечтатели, исследователи, художники, писатели, инженеры, учителя, рабочие… Мы можем быть, кем захотим, но только если система образования поддерживает нас, а не удерживает назад. Дерево может расти, только если его корни опираются на твердую почву.

    Моя родная Петушинская №3 – это и есть та почва, дающая нам путевку в свою личную, самостоятельную жизнь; почва, на которой взросли ростки твоих первых жизненных успехов, побед и поражений, первой школьной любви, веры и надежды; почва, отзывающаяся до сих пор в наших сердцах эхом: «Ребята, будьте крылатыми!»…

     Мы, выпускники успешного и незабываемого10А 1979 года, любим и благодарим тебя, родная Школа! Благодарим Тебя за что-то очень важное, простое, Незабываемое в жизни, вечное и дорогое. Разные школы подобны соревнующимся парусникам, несущимся на своих парусах по пути, определяемому им самими.

   Что отличает и выгодно выделяет мою родную школу среди других, казалось бы, таких же обычных и рядовых школ?! Моя родная школа – это мир, в котором правит все многоцветье нашей суетной и суровой жизни, но все же больше добра и миролюбия, свободы и творчества, стремления к преодолению трудностей, неудач и покорению победных вершин. Эта школа дает возможность выпрямиться во весь рост, задать вопросы, быть критичными и иметь собственную точку зрения. Удивительной особенностью моей родной школы, по отзывам абсолютного большинства в разные годы выпускников, является не подавление внутреннего, личностного, самоособенного, а, наоборот, уникального и неповторимого. Неповторимого во всем: успехах своих «поющих и танцующих учеников», многочисленных победителей конкурсов лучших учителей РФ, большом количестве медалей своих «золотых» и «серебряных» выпускников.

    Не случайно МБОУ СОШ №3 – единственная из школ города удостоилась звания победителя всероссийского конкурса лучших школ РФ. Ну, скажите, в какой из школ Петушинского района вы встретите не одного, не двух, а более пяти выпускников, вернувшихся в родной дом в знании учителя и в будущем ставших победителями районного конкурса «Учитель года». Еще удивительный факт и рекорд (!): учительница русского языка и литературы Часовских И.П. дважды стала победителем конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО (приоритетного национального проекта «Образование»). Счастлив, радуюсь неисчезающим успехам своего наставника, друга, вдохновителя!

    Нет другой такой школы не только в Петушинском районе, но и во всей Владимирской области, где бы учитель начальных классов стал финалистом всероссийского конкурса «Учитель года 2013» (Чекмарева Е.В.). Так держать!

     Сегодня Школа №3 – лидер и новатор, творец. Она под руководством своего опытного и умелого директора, Лидии Алексеевны Поспеловой, не отстает от реальности, а кое в чем опережает время. Школа продолжает быть ответственной, рассудительной, оригинальной, знает и верит в свое дело. Любопытная и познавательная, инициативная и работоспособная, умеющая заручиться поддержкой своих настоящих и прошлых любящих её учеников, умеющая завоевывать популярность и престиж, умеющая брать на себя риск и ответственность, организовывать и убеждать, шутить и понимать юмор, формировать позитивный имидж своего образовательного учреждения в районе и области. Приятно, что «через годы, через расстояния» ты снова вернулся в стены своей родной школы уже в ранге научного руководителя областной опытно-экспериментальной площадки по теме «Формирование инновационной образовательной среды школы средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности в условиях новой образовательной политики государства».

   История школы, её славные традиции и достижения, культурологическая направленность содержания, желание администрации школы и ее педагогов позволили подготовить долгосрочную Программу ОЭР в целях повышения качества образовательной деятельности. И снова размышления, поиски, находки: разработка интегрированных программ урочной и внеурочной деятельности школьников, программ повышения профессионального уровня учителя, мастер-классы, семинары, конкурсы, выпуск информационно-практических сборников - методических альманахов «МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА: ОПЫТ. ПОИСК. ОТКРЫТИЯ» серии «Наша Новая Школа».

   Школа моя родная на верном пути, а главное - твердая почва: Сотрудничество, Содружество, Сотворчество. Так держать!
    Школа моя № 3, родная! Какая Она? Зрелая, в расцвете сил и красивая. В ней постоянный педагогический коллектив, значит – терпеливая. Здесь много улыбающихся лиц, значит – счастливая. Здесь всегда рады своим выпускникам, значит – гостеприимная. Здесь готовы помочь каждому ученику, значит – добрая. Сюда бывшие ученики готовы приводить своих детей, значит – любимая.

Синицын Вячеслав Анатольевич, 2014г.

------------------------------------------------------------------------------------------
  11 января 2021 года Петушинской средней школе №3 исполнилось 50 лет.

https://m.ok.ru/petuschkivlad/topic/152 … 252?__dp=y

----------------------------------------------------------------

Некоторые фотографии из истории Школы №3  https://ok.ru/video/2721456327244

---------------------------------------------------------------
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t509648.png

Выпускники 2024г. О своих преподавателях и о себе они в своё время расскажут сами…
А пока …. https://ok.ru/video/7387404765896

P.S.
Благодарю всех тех, кто сам вспомнил и помог мне вспомнить нашу школу №3 и наших учителей из далёких 70-х годов ХХ века. Один бы я не справился, память уже не та.

  Разумеется, каждый учитель запомнился каждому ученику какими-то своими случаями, эпизодами жизни. Поэтому, для полноты картины, можете дополнить этот рассказ своими личными наблюдениями и воспоминаниями и поделиться с читателями.
  Это повествование прошу рассматривать как заготовку более полного рассказа, который может получиться после Ваших дополнений и уточнений.

Спасибо за внимание!
Пётр, выпускник школы №3 конца 70-х годов

0


Вы здесь » Форум города ПЕТУШКИ » Свободный полёт » Рассказы земляков. Учителя школы №3 в 70-е