Бани разные бывают
Часть 1. Печка жарит, печка парит, печка душу бережет
  Исстари люди на Руси в жилых домах пользовались печным отоплением и готовили в печи еду себе и домашней животине. Печь была как член семьи, поэтому за ней надо ухаживать, чистить от пыли и золы, при необходимости лечить (чинить) и, разумеется, «кормить» хорошими сухими дровами.
   Термин «дрова» - это обобщённое понятие, т.к. чтобы растущее в лесу дерево стало дровами, пригодными для использования в печи, необходимо выполнить множество действий. Это, по сути дела, сложный и растянутый по времени технологический процесс изготовления конечного продукта из заготовки с использованием при этом ряда приспособлений и инструмента, транспортных средств, промышленной площадки для переработки, складских территорий, крытых помещений и специально обученного персонала.
Сперва заготовители леса спиливают под корень деревья, определённые ранее лесником именно для использования в виде дров. Деревья, предназначенные под строительство - строительный лес- помечают отдельным знаком. Потом топором или пилой удаляют боковые ветки и пилят стволы в определённый размер по длине, т.е. из стволов получают брёвна. Размеры брёвен определяются техническими возможностями транспортной техники: с лошадиной тягой или автотранспорт. Далее лесорубы вручную или специальной техникой собирают и укладывают брёвна в колоды на временное хранение до снега. На колёсах по лесу ездить очень трудно, т.к. кругом ямы, упавшие деревья и ветви, мягкая почва и мох. Зимой же на санях по снегу сподручней перемещаться по лесу. При необходимости вывести дрова из леса их грузят на транспорт и везут на перевалочную лесозаготовительную площадку (базу). Покупатель дров на этой базе выписывает нужное ему количество брёвен, при этом измерение и расчёт стоимости ведётся в кубометрах древесины. Стоимость древесины зависит от породы дерева, т.к. разные породы дерева при горении выделяют разное количество тепла. Так всех лучше, но и дороже получается дуб. Однако, пилить и колоть дубовые дрова намного сложнее, т.к. волокна древесины дуба крепкие и перекручены по спирали вдоль ствола. И плотность у дуба высокая, т.е. носить ведро с дубовыми дровами будет тяжелее, чем, скажем, ведро с осиновыми. Берёза, сосна и ёлка несколько меньше выделяют тепла при горении, поэтому дешевле по цене в полтора-два раза, но зато лучше колются под ударами топора. К тому же, сосна и ёлка имеют в своём составе смолу, что улучшает процесс возгорания. Поэтому именно сосна и ёлка используются для изготовления лучины для розжига остальных дров в печи. После оплаты древесину надо погрузить на транспорт, доставить до дома и разгрузить, что тоже требует усилий, времени и финансовых затрат.
    После этого покупатель остаётся один на один с кучей брёвен. Ему для начала предстоит распилить их на чурбаки определённой длины. Длина чурбака, а в дальнейшем и полена, определяется внутренними размерами топки печи, для которой они предназначены. В обычной деревенской печи длина чурбака примерно пол метра. А для топок паровоза или печей некоторых общественных бань длина чурбака может достигать одного метра. Исстари пилить приходилось вручную двуручной пилой вдвоём с напарником. В шутку такую пилу порой в советское время называли «дружбой» в подражании названия бензопилы. Но по сути она таковой и была, т.к. требовала дружного участия. Хорошо, если напарник тоже физически крепкий и взрослый мужчина. А если напарник женщина или подросток, то пилить в паре намного сложнее как физически, так и эмоционально. В процессе пиления надо соблюдать очерёдность: сперва тянет один человек, а потом другой. При этом давить на пилу вниз не надо. Так же нельзя толкать пилу, как бы помогая напарнику, т.к. при толкании тонкое полотно пилы идёт на изгиб и напарнику тяжелей тянуть пилу на себя. Конечно, унылое однообразие многократных повторений телодвижений за день выматывает силы и сознание. Если дрова пилишь в прохладную погоду, то телогрейка сковывает движение рук и тела, а ноги замерзают от малоподвижности и требуется их дополнительно утеплять. В жару тоже не сподручно работать, т.к. работа тяжёлая, на потное тело мухи и комары садятся, а тут ещё солнце печёт.
   При этом, ни в коем случае нельзя при пилении делать какие-то посторонние телодвижения типа поправить свободной рукой полено, лежащее на земле, или шнурок на ботинке, т.к. возможны и были ситуации, когда рука или плечо попадают под движущуюся пилу и травма неизбежна. Так же надо беречь ладони рук от грязи и возможных мозолей, тем более, что если мозоль сорвёшь, то ты уже не полноценный работник. На руки одевали или старые перчатки, или однопалые брезентовые рукавицы – голицы.
    Покупать же бензопилу «Дружба» в советское время было накладно. Надо было её ещё найти по магазинам. К тому же бензопила дорого стоила - более 100 рублей на деньги с 1961г., т.е. это примерно средний месячный заработок. Пила требовала бензина, машинного масла и специалиста по заточке цепной пилы. Чтобы завести двигатель пилы, приходилось долго дёргать шнурок пуска. Пилить такой пилой приходилось при высокой вибрации, шуме и задымлённости. А электропил для домашнего обихода тогда в продаже ещё не было. Вообще, с техникой для личного потребления во времена СССР была беда. Электродрель, электронаждак, электрочайник, сварочный аппарат, болгарку, электролобзик, шлиф. машинку и прочие нужные в хозяйстве инструменты и механизмы в магазине просто так не купить. Была такая установка для предприятий промышленности: «В первую очередь изготавливать средства производства, т.е. станки и оборудования для предприятий, выпускающих станки и оборудование». Производство же товаров народного потребления находилось на остаточном принципе финансирования и планирования. Так, кроме шпуль фабрику «Катушка» по линии шир.потреба заставляли изготавливать деревянные шахматы и деревянные игрушки. Как результат, отечественные товары народного потребления имели очень отсталые характеристики, дорого стоили и были в дефиците.
   Кроме проблем с покупкой чего-либо была проблема как всегда с самими деньгами. Мало того, что их всегда мало платили и не хватало на нормальную жизнь. Так придумали в 1951-1957 гг. способ изъять деньги у населения – облигации, якобы ценные бумаги. Т.е. на предприятии всячески принуждали работников обменять реальную часть зарплаты на цветные бумажки. Но в 1957-м году займы прекратили выпускать и выплаты по ним заморозили аж на 20 лет. Как результат, многие не дожили до этого срока, а кто и дожил получил …. Кстати, аналогичная ситуация с изъятием денег уже у следующего поколения населения произошла в 1991г. по вкладам в сберкассах.
  Голь на выдумки сильна. Умельцы выкручивались своими самоделками из подручных средств. Например, на пузатый электродвигатель от стиральной машины ставили зажимной патрон, принесённый с завода, и получалась электродрель. Или, на вал ручной мясорубки ставили большую звёздочку от велосипеда, а привод цепной от небольшого электродвигателя, принесённого с завода.
Для удобства пиления тяжёлое бревно надо поднять и установить на подставку для бревна – кОзлы. Козлы каждый делал сам себе под свой рост и желание. Кто-то делал из подручных деревянных брусков, а кто-то делал капитальные козлы из сваренных или скрученных между собой болтами стальных профилей. Чем прочнее и устойчивее козлы, тем безопасней и сподручней на них размещать тяжёлые брёвна. Но всё равно, время от времени козлы приходится переставлять с места на место, т.к. их ножки под действием массы бревна и вибрации от пиления проваливались в рыхлую землю, и козлы перекашивались.
https://i.imgur.com/RrLWrIim.jpg

    Если бревно толстое и имеет большой диаметр в сечении, скажем пол метра, то вес одного погонного метра такого бревна составит порядка 150 кг. Это бревно на козлы просто так не поднимешь, тяжело и можно грыжу заработать и самоустранится от работ на полгода. Крупногабаритное бревно прямо на земле или куче брёвен предварительно распиливали на длинные куски из расчёта две-четыре предполагаемой длины чурбака. Конечно, пилить на уровне земли намного неудобней, чем на козлах, больше нагрузка на сутулую спину. Но деваться не куда. Важно, чтобы пила была наточена и у зубьев развод был.
   Зубья пилы разводят следующим образом: один зуб загибают влево от оси полотна пилы примерно на 2…3 мм., а второй право и так далее. Развод нужен для того, чтобы пропил был шире толщины полотна пилы и бревно не зажимало пилу. Вот как описал такую ситуацию Александр Твардовский:
«…А старик, одевшись в шубу
И в очках подсев к столу,
Как от клюквы, кривит губы —
Точит старую пилу.
— Вот не режет, точишь, точишь,
Не берет, ну что ты хочешь!..—
Теркин встал:
— А может, дед,
У нее развода нет?
Сам пилу берет:
— А ну-ка… —
И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.
Повела, повисла кротко.
Теркин щурится:
— Ну, вот.
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Посмотреть — и то отрадно:
Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках прошла.
Обернулась — и готово.
— На-ко, дед, бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инструмент не кори.»   https://www.culture.ru/poems/6997/vasil … va-soldata
Разводка- это стальная пластина с прорезью, чтобы можно зацепиться только за один зуб и немного его подогнуть в сторону острого края. Заточку зубьев выполняют напильником с треугольным сечением, при этом наклон заточки для соседних зубьев разный.
https://i.imgur.com/VBpaPcNm.jpg

   Если нет возможности пилить дрова вдвоём, то приходится пилить одному. В таком случае и только для нетолстых поленьев применяют лучковую пилу или ножовку.
https://i.imgur.com/fnKKHjrm.jpg

   
    Название пилы – лучковая – происходит из-за сходства рукоятки пилы с дугой боевого лука. Рукоятка может быть изготовлена из согнутой ветки дерева или трубы. Согнутая дуга за счёт своей упругости пытается вернуться в исходное положение и тем самым растягивает полотно пилы, делая его прямым. Важно для поперечного распиливания то, чтобы зуб пилы был максимально высоким. Мелкий зуб даёт более гладкий спил, но характер спила для дров не имеет значение. Крупный же зуб быстрее перепиливает поперечные волокна дерева. Вот сколько дров за свою жизнь пилил, а очень редко получался распил ровным и перпендикулярным оси чурбака. Всегда как-то пилу уводит в сторону. Но это и не столь важно для топки печи. Единственно, создаются временные неудобства при установке чурбака в вертикальное положение на другом чурбаке, когда надо этот чурбак расколоть на поленья.
  Процесс пиления очень тяжёлый и длительный процесс, может понадобиться несколько дней, чтобы распилить машину брёвен до состояния чурбаков. Чтобы чурбаки много места не занимали, их укладывают во временную поленницу, а сверху накрывают от возможных осадков. Дрова при этом уже начинают активно сохнуть на ветру и избавляться от лишней влаги. Порой, в таком состоянии чурбаки могут лежать больше года, пока до них руки не дойдут.
   После того, как все бревна всё-таки удалось распилить на чурбаки, надо каждый чурбак расколоть на поленья. Для этих целей всегда применялся или топор или утяжелённый топор-колун с удлинённой рукояткой-топорищем. Рекомендуется перед использованием топора или колуна замочить их на ночь в ведре с водой, чтобы дерево нижней части рукоятки разбухло и топор надёжней седел на топорище. Как вариант, особо сучковатый чурбак можно колоть с применением металлического широкого клина и кувалды.
https://i.imgur.com/NJaQ0dgm.jpg

Чтобы реже глубоко приседать и не перепачкать поленья в земле, раскалываемый чурбак ставят на более широкий невысокий чурбак-опору. Целиковый чурбак не сложно установить на опору. И раскалывать такой чурбак сподручнее держась обоими руками за топорище. Но по мере раскалывания более мелкие части чурбака не хотят стоять по стойке «смирно» и норовят упасть. В таком случае приходится их поддерживать одной рукой, а тяжёлый колун держать в другой руке. За  секунду до удара колуном по остатку чурбака надо быстро отдёрнуть в сторону придерживающую руку, чтобы не поранить пальцы. Этот навык приобретается многочисленными упражнениями и многолетним опытом. https://yandex.ru/video/preview/8121687153804895764
  Приятно, когда с первого удара колуном чурбак разлетается на куски, но это не всегда так. При этом надо помнить, что удар должен быть вдоль возможного сучка, а не поперёк его. Мы же не хотим перерубать достаточно тупым колуном волокна древесины, а хотим лишь расщепить её вдоль волокон. Порой приходится приходить и к народной хитрости. Например, колоть не по средине чурбака, а с краю, как бы откусывая его по не многу. Если же решил колоть по средине, то лучше нанести несколько ударов, чтобы суммарный след от ударов колуна проходил диаметрально из края в край, т.е. ударами намечаешь линию разлома чурбака. Если колун застрял в вязкой древесине чурбака, но не полностью погрузился в неё, то для того, чтобы извлечь колун надо ладонью ударить по краю топорища, чтобы колун как бы провернулся, тогда он легче выйдет из древесины. Если так извлечь не получается, а чурбак не очень большой и не тяжёлый, то обычно переворачивают чурбак вместе с колуном, приподнимают над чурбаком-опорой и с размаху ударяют выступающим из чурбака обухом колуна о чурбак- опору. Так как масса чурбака большая, то он при ударе по инерции будет наезжать на колун, тем самым раскалывая сам себя. Если колун глубоко застрял в древесине, то его вместе с чурбаком приходится поднимать и с размаху ударять чурбаком о чурбак- опору. Порой надо выполнить несколько таких повторяющихся ударов, чтобы одолеть чурбак. Но не в коем случае нельзя бить молотком и обухом другого топора по застрявшему колуну или топору напрямик, без какой-либо прокладки, скажем полена. Жесткий сильный удар по колуну может расколоть его и тогда работа застопорится и надо тратиться на покупку нового инструмента. Для сложных сучковатых и длинных чурбаков сподручней металлический длинный клин и кувалда, т.к. можно по застрявшему в древесине клину бить несколько раз кувалдой, не извлекая клин, пока чурбак не расколется. В этом случае основные особенности колуна - клиновидность и масса на рукоятке - разнесены на два раздельных приспособления: клин и кувалда.
  Если при разделке дерева ветви отпиливали неаккуратно и далеко от ствола, то образуется сучок, который на полене может замысловато смотреться. Именно такой сучок спровоцировал известного папу Карло выточить из корявого полена деревянную куклу – Буратино, чтобы с ней веселить народ на ярмарке. Но, правда, дальше что-то пошло не так…
При раскалывании чурбаков надо быть сосредоточенным и внимательным, чтобы самому себе не отрубить пальцы, чтобы отскочившее полено или щепа не ударили тебя и окружающих. Причём многие считают, что колоть дрова намного веселей, чем их пилить. Сразу на глазах растёт куча расколотых поленьев, что эмоционально подбадривает. Но стоит напарнику эту кучу дров унести в поленницу, так сразу скисаешь и просишь не подгонять тебя. Так видно устроен человек, что для азарта и самоуважения обязательно нужен пред глазами какой-то результат твоей работы, хотя бы в виде горки расколотых тобой дров.
   Размеры поленьев каждый определяет для себя сам по своему опыту. Если полено слишком толстое, то оно будет дольше по времени гореть, превратится в угли и печь успеет как следует прогреться. Но большое полено склонно к образованию головешки, т.е. может получиться так, что все дрова прогорели, а одно никак не спешит гореть, а тепло уходит в трубу. Тогда приходится дополнительно подкладывать в топку более мелкие поленья, чтобы головешка прогорела, а это лишняя трата дров и времени, да и тепло при этом уходит в трубу.  Иногда применяют радикальное средство – головешку из печи вытаскивают и сваливают в ведро с водой, т.е. гасят и выбрасывают потом на улицу. После чего выходную трубу печи закрывают.
Если полено тонкое, то оно будет быстрее гореть и быстрее выделять тепловую энергию, при этом вскипание воды в посуде на печи ускорится, но может не хватить времени, чтобы еда успела свариться и прогреть камни печи, т.е. большая часть тепла улетит в трубу. Применение в печи тонких палок и хвороста имеет те же самые последствия. Одно время некоторые местные жители покупали на фабрике обрезки (длиной 10…20 см.) берёзовых квадратных (4х4 см.) заготовок шпуль – чурки. Вроде здорово: пилить и колоть не надо. Но чурки себя в печи не оправдали, слишком быстро прогорали, не успев нагреть плиту и печь. А это деньги и труд на ветер. Об экономии и рачительном использовании ресурсов людям приходилось думать всегда, чтобы пережить долгую и лютую зиму.
  Но другое дело приспособление для быстрого разогрева небольшого объёма воды до кипения – самовар. Тут как раз нужны тонки палки, лучинки, шишки и пр., т.к. топка маленькая и находится внутри вертикальной трубы. Нагреваемая вода находится между топкой и медной оболочкой.
https://i.imgur.com/vGnZaOSm.jpg

   В кирпичной печи обычно делали специальный дымовой канал для подсоединения к нему трубы от самовара. При отсоединении трубы самовара канал в печи закрывали специальной крышкой, чтобы тепло из избы не уходило. Самовар можно было использовать и на открытой местности вне дома. Готовый самовар ставили на обеденный стол на специальном фигуристом подносе, а под носик крана подставляли плошку, т.к. герметичность конусного вентиля крана не была сто процентной, и он чуть-чуть мог подкапывать. Самовары на дровах и культура чаепития из самовара были востребованы до середины прошлого века, но с появлением электроплиток они окончательно вышли из употребления. Хотя, случись ситуация, когда не будет под рукой керосина, керосинки и электричества, то самовары снова могут войти в обиход, хотя бы на короткое время. Так, что не спешите избавляться от старых самоваров, если они ещё остались где-то на чердаке и кажутся бесполезными.
  Иногда продавцы дров предлагают сразу пилёные чурбаки, а иногда и колотые дрова. Были умельцы с бензопилами, которые предлагали свои услуги по распилке твоих дров у твоего дома. Однако, всё это стоит дополнительных денег, которых очень часто не хватает. Распиливая и раскалывая дрова ты как бы сам у себя зарабатываешь деньги и не отдаёшь их на сторону. Бесплатно ничего не бывает. Да и размеры покупных чурбаков и поленьев может тебя не устраивать.
   Мальчишки по мере их возмужания, сами просятся дать им попробовать не только пилить, но и поколоть дрова, покачать мускулы. Был случай, когда к нам повадился соседский паренёк лет восьми с целью поучаствовать в этой дровяной, как ему казалось, забаве. Ему было скучно, а тут на улице люди, новые знакомства, ранее не известные занятия. Да и нам было с ним повадно, парень общительный и смышлёный. В общем, внешне получилось как у Тома Сойера, когда тот красил забор с участием любопытных соседских мальчишек https://rux.vc/2013.11/that-paints-a-fence  Правда, в нашем случае за его участие именно мы с ним расплатились огурцами, только что снятыми с грядки.
  Когда чурбаки расколоты, надо озаботиться о размещении поленьев. Обычно у поленьев два места хранения: на отрытом воздухе или в закрытом сарае. У каждого места хранения есть свои плюсы и минусы. На открытом воздухе дрова лучше продуваются ветром, их сушит солнце. Но дождь и снег забиваются в поленницу, а мокрые дрова потом сложно растопить в печи. Хранение дров в закрытом сарае защищает дрова от осадков, но и ветра там нет для вентиляции. Иногда, применяют комбинированный способ хранения: сперва, пока тепло, поленница дров стоит на открытом воздухе под навесом, а под осень дрова переносят в закрытый сарай. Но это неизбежные дополнительные затраты сил и времени. Зато результат намного лучше: дрова сухие, чистые и они уже готовы для топки. Но тем не менее, особенно в холода, лучше дрова за раннее принести в избу или сразу уложить в печь, чтобы они согрелись и лучше разгорались. Такая же ситуация и со щепой. Можно каждый раз перед розжигом печи нарезать ножом щепу с соснового полена, а можно предусмотрительно ещё летом заготовить щепу на всю зиму и сложить в определённое место.
  Но есть определённая засада, которая прячется в дровах – личинки жука короеда. https://ru.wikipedia.org/wiki/Короеды
   Если лес был повреждён короедом, то короеды из этого леса вместе с дровами прибудут в ваш сарай и дом. Это беда!  Мало того, что они дрова грызут и с них повсюду летит древесная пудра, так короеды могут перекинуться на деревянные строения сарая и самого жилого дома. Об этом надо помнить и следить за состоянием поленьев, особенно, покрытых корой. И при переноске дров с уличного хранения в сарай надо внимательно осматривать состояние каждого полена и при этом повреждённые в первую очередь сжигать в печи, а до этого хранить вне сарая.
   Но дрова - это не только тепло и еда. Дрова - это возможность осветить жилище. Издревле крестьяне пользовались освещением от лучины сосны или ёлки, т.к. денег на покупку свечей не было. А керосин и керосиновые лампы пришли в крестьянские избы только в середине ХIХ века. Правда, и в начале ХХ века на стройках Кузнецка  применяли лучину, о чём пишет Владимир Маяковский: «…сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут» https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij- … x-kuznecka  Такие же простейшие светильники так же использовали жители деревень и партизаны в землянках в лесах в Великую отечественную войну 1941-1945 годов, когда иных средств освещения не было под рукой.
   https://i.imgur.com/AtBLYUFm.jpg

  Светильник состоял из деревянной держалки для лучины, на верху которой устанавливали три штыря (гвоздя) из металла (или проушину), чтобы в случае догорания лучины, огонь не перекинулся на держалку. Держалку крепили к краю деревянного или жестяного корыта (ведра), в которое наливали воду, чтобы искры от растрескивания лучины при горении не смогли упасть на деревянный пол или иные легковоспламеняющиеся предметы. При попадании искр в воду, они самостоятельно гасли. Правда, для поддержания постоянства освещения требовалось постоянно следить за состоянием лучины и периодически менять огарок лучины на новую лучинку, а огарок тушить в воде корыта.
  Дрова, в отличие от керосина (нефти), каменного угля и газа, возобновляемый ресурс. Лес можно через некоторое время, хоть и длительное, вырастить вновь, тем более, что огромная площадь нашей страны это позволяет. Древесная зола также идёт в дело – это хорошее удобрение для огорода. Шлак же от каменного угля – бедствие, безжизненная твёрдая субстанция, годиться только что для засыпки ям на дороге. На Петушинском заводе силикатного кирпича от шлака, как ненадёжного строительного материала, отказались более 70 лет назад. Но в тоже время, для розжига каменного угля опять нужны дрова, т.к. от огня спички он не разгорится. Конечно, газом намного комфортней пользоваться, но его не хватить нашим последующим поколениям. Тем более, что из газа и нефти можно получить множество полезных химических продуктов. Русский учёный Д.И. Менделеев более ста лет назад сформулировал ситуацию так: «Сжигать нефть в топках преступно - все равно, что топить печку ассигнациями». Тем более, что мы продаём нефть и газ за границу чужим народам и за малые деньги, а полимеры, продукт переработки нефти и газа, покупаем у них за дорого.
  Конечно, заготовка и использование дров сложный, тяжёлый и веками повторяющийся процесс. Поэтому люди исстари мечтали облегчить этот труд, чтобы всего лишь по устному указанию –«по щучьему велению»- сама-собой шла заготовка дров. Ан нет, увы, такое возможно только в сказках. Так же тема дров вошла в скороговорки («на дворе трава, на траве дрова») и анекдоты («если жена –пила, значит муж-бревно»; «Бабка, дрова нужны? Та ответила, что нет. А утром просыпается, глядь, а дров то и нет… а ведь её спрашивали…») и пр.
  Интересен отрывок из письма королевы Франции - Анны Ярославны (1024 года рождения) -своему отцу. Впечатление о Париже.    «Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!
   Ты говорил: французы – умный народ, а они даже печки не знают. Как начнётся зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи – неймут науку, и всё тут. «Мадам, – говорят, – это невозможно». Я отвечаю: «Не поленитесь, поезжайте на Русь, у нас в каждой деревянной избе печка есть, не то что в каменных палатах». А они мне: «Мадам, мы не верим. Чтобы в доме была каморка с огнём, и пожара не было? О, нон-нон!» Я им поклялась….»
https://vk.com/wall-130360681_948025
https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/pervuyu-banyu-v-parizhe-yaroslavny.html
   Правда, и 200 лет тому назад, в некоторых отдалённых деревнях России на печах трубы не было, топили «по-чёрному». Дым, чад и сажа шли сразу в избу, а далее через приоткрытую дверь на улицу.
   Наши прародители, зная, как трудно достаются сама печь и дрова к ней, всегда относились к ним рачительно, зря дрова не жгли и печь не перегревали. Зимой по дому ходили в домашних валенках и свитере, т.к. вечером печь протопишь, а к утру опять зябко в избе. Спустя некоторое время кирпичи в печи от высокой температуры выкрашивались, а чугунные дверцы, плиты и задвижки лопались. Печь периодически требовала ремонта и, соответственно, затрат усилий, времени и финансов. В критической ситуации печь целиком ломали и делали новую, более современную по своему времени. Так постепенно на смену традиционным русским печам в виде «каморки с огнём», сиречь с костром, пришли печи с плитой (варочной панелью) и закрытой топкой под ней. Некоторые печи совмещают в себе и «каморку с огнём» (под хлеб, пироги, куличи и для прогрева лежанки на печи) и плиту (для повседневного пользования под кастрюли, чугунки, сковородки и чайник) одновременно. В крестьянских домах в нашем климате и местности до недавнего времени (лет 60-100 назад) зачастую была только одна жилая комната-изба и одна печь в ней. Сейчас бы такую избу теперешние алчные домостроители назвали бы – «студия». В избе грелись и еду готовили на печке, там же принимали пищу и учились грамоте, там же сучили пряжу и вязали одежду, там же делали простенькие набивные половики и пр., там же спали на лавках на соломенных тюфяках, там же зимой порой хоронили от морозов домашнюю живность, там же умывались и мылись.
Часть 2. Баня на дому
   Маленького ребёнка ещё можно помыть дома в корыте или тазике, но это тоже большая морока.  Надо сперва воды из не ближнего колодца наносить и заполнить баки и чугунки, что стоят на плите печки. Да ещё пару ведер холодной воды принести про запас, чтобы было чем разбавлять кипяток.  Плита печная – это чугунная пластина толщиной примерно 15 мм с одним или двумя отверстиями для установки чугунков или иных ёмкостей. Отверстия в плите закрываются набором кольцеобразных крышек, что позволяет подобрать нужную хозяйке площадь контакта живого огня с поверхностью чугунка или иной ёмкости, тем самым регулировать интенсивность кипения воды. Сухих дров надо принести из сарая и уложить в топку печи на колосник. Колосник – это чугунная решётка с продольными пазами для прохода воздуха из поддувало к дровам и ссыпания золы и мелких угольков прогоревших дров в нишу поддувала. Если же взять дрова с открытой поленницы с улицы, то они влажные и долго будут разгораться. Изведёшься, пока огонь их как следует прихватит. 
   В топку перед дровами мы обычно для розжига укладывали скомканные обрывки старых газет. Потом нарезали большим ножом щепу от сухого соснового или елового полена и укладывали поверх бумаги. Прежде чем спичкой поджечь бумагу, надо не забыть открыть заслонку выходной трубы и прикрыть поддувало под топкой, чтобы тяга воздуха (вытяжка) шла через дверцу топки и дым уходил в трубу и на улицу. Затем только надо поджечь бумагу и дождаться, чтобы огонь прихватил щепу. После этого пора закрыть дверцу топки и открыть дверцу поддувало, чтобы через поддувало и колосник в топку шёл воздух, а дым уходил в трубу. Если что-то сделаешь не так, то можно полную избу дыма напустить. А чтобы дым выгнать придётся открыть входную дверь настежь и полотенцами махать по верху, где дым собрался - выгонять его через дверь на улицу. Пока выгонишь, помещение можно сильно застудить, особенно зимой. 
  Печь топится более одного часа, пока не нагреется помещение и вода на плите. Иногда требуется в процессе горения дров еще подкладывать несколько поленьев для поддержания жара в печи. Прежде, чем подкладывать, надо закрыть дверцу поддувала, открыть дверцу топки и подложить дрова, затем закрыть дверцу топки и открыть дверцу поддувала. Такая последовательность не позволяет раскалённым уголькам через колосник по откосу горки золы в нише поддувала и далее через дверцу поддувала выкатиться на пол. И при укладки новой порции дров воздух в печь пойдёт через дверцу топки, т.е. дым не пойдёт в избу. Аналогичные действия с дверцами выполняют и при помешивании дров кочергой, чтобы дрова равномерно горели и не образовывались головешки.
  Однако, домашняя помывка годится для детей не старше 3-4 лет, т.к. в более старшем воздухе мальчики не хотят находится совсем голыми перед матерями, бабушками и сёстрами, а девочки перед отцами, дедами и братьями. Да и корыто становится маловатым для подросшего ребёнка. Есть опасность, что можно корыто опрокинуть нечаянно: ребёнок упадёт и вода выльется на пол и в подпол. Корыто для совсем малых детей ставили на скамейку, а для тех, кто повзрослей – на пол, иначе ополаскивать поливом из ковша на голову и плечи было не сподручно. Выходную дверь открывать при помывке никак нельзя, т.к. холодный воздух наполнит помещение, и голый распаренный ребёнок может застудится. Остальные же члены семьи должны в это время где-то отсиживаться и не мешать маме мыть своё чадо.
    https://i.imgur.com/YebewULm.jpg

  Всех хлопот на подготовку к мытью часа на два, а реальная помывка ребёнка занимает минут 20. Сплошная канитель. А потом опять надо печь топить, чтобы еду готовить на вечер.
   Одно хорошо, что ребёнка после помывки быстро вытирали полотенцем и сразу укладывали в постель, чтобы не застудить. После этих всех этих водных процедур ребёнок быстро и спокойно засыпал. А маме предстояло ещё что-то постирать в оставшейся тёплой воде, собрать разлившуюся воду с пола, а отцу - вынести корыто, скамейку и лишние вёдра на их прежнее место хранения и развесить стиранные вещи сушиться на улице на верёвке, проследить за печкой.
Примечание. Слово «улица» в обиходном выражении означает «вне дома», а не градостроительный термин – комплекс домов.
Кстати про печь и ребёнка. Сейчас мы используем слово «опекать» в смысле «заботиться». А как это слово возникло в древности? К целительности приносили больного ребёнка. Она разводила огонь в печи, ждала когда останутся только горячие угли, обкладывала хворого ребёнка тестом и засовывала ногами вперёд в печку на некоторое время. Тесто запекалось, ребёнка вынимали, снимали запёкшуюся корку и хворь из малыша уходила. Вот так и появилось слово «опекать».
https://zadornov.net/2015/04/sovet-kak- … -vyhodnie/
  Очень важно правильно завершить процесс горения дров в печи. Надо открыть дверцу топки и убедиться, что все дрова прогорели, нет тлеющих головешек, дым от раскалённых углей почти не идёт, цвет углей затухающий. Для притушивания углей надо прикрыть дверцу поддувала и заслонку выходной трубы, чтобы воздух меньше поступал в топку и жар не сильно выходил в трубу. Как только угли затухли надо закрывать окончательно дверцу поддувала и заслонку выходной трубы. Если закроешь трубу при сильно тлеющих углях, может дым и углекислый (угарный) газ пойти в избу. Угарный газ очень коварный, его не чувствуешь по запаху. Углекислый газ при дыхании человека впитывается в кровь, человек становится вялым и может совсем умереть. И такие случаи, к сожалению, периодически случаются и в наши дни.
  Так как печь кирпичная и толстая, то она прогревается медленно, но зато и остывает медленно. Основной жар на поверхности печи появится только спустя некоторое время после закрытия заслонки выходной трубы. Можно прислониться спиной к печке и прогреть свои внутренности. А во время горения дров очень приятно пристроиться на пол у открытой дверцы топки, при закрытой дверце поддувала, и смотреть на огонь и слушать потрескивание дров. Говорят, человек может бесконечно долго смотреть на огонь и текущую воду, т.к. в каждую последующую секунду меняется картинка языков пламени или струй течения воды и это завораживает внимание. Но в отличие от воды огонь еще и греет лицо и грудь, действует успокоительно на психику. Главное не заснуть и не выпустить раскалённый уголёк из топки на пол или на самого себя. Обычно, перед дверцей топки на полу устанавливают притопочный лист железа, чтобы не было случайного контакта раскалённого уголька с деревянным полом. Желательно и дрова в печи отодвинуть кочергой немного подальше от дверцы топки и быть внимательным, чтобы не допустить пожара в доме.
  Для организации помывки взрослых людей требовалось всё намного серьёзней.  Ставили отдельно стоящую мини избу - сруб с предбанником, крышей и печью. Хорошо, но дорого.

   Некоторые очевидцы рассказывали, что успели мальцами испытать на себе парилку внутри русской печи в деревне в начале 60-х: Бабушка тщательно обметала натопленную печь (печка была большая - пол избы), выгребала золу, постилала солому. Снимала с полатей доску, клала её на шесток. Грозно так: "Раздевайся, озорник!"- чтоб и пикнуть не смел. И вот я совсем голый и дрожащий на холодном полу (зима ж!), как сине-зеленая водоросль, весь в слезах и в соплях от страха и унижения, подгоняемый шлепками по попе, карабкался по полатине на шесток. Бабушка поднимала свободный конец полатины и резко задвигала её и меня с ней в печку : "Переползай на солому!" Полатину - назад, а вдогонку бабушка печку заслонкой закрывала! "Грейся неслух!!" В печке было темно, кроме тонкой щелки у заслонки. Я тихо выл и звал бабушку. Она время от времени открывала заслонку и трогала меня, узнать насколько прогрелся. Жарко, темно, ужас (ужасающий ужас-ужас)! И когда уж совсем становилось невмоготу, бабушка вытаскивала меня из печки. А у шестка уж стояли две шайки: одна шайка с водой, а в другую ставили меня и мыли. Вот и вся моя баня. Как бабушка мылась, я не видел (не помню). Только зимой в печке мылись, чтоб не топить баню на задворках, дрова экономить. Её только летом топили. "По черному", кстати - тоже своя технология… 

Во время Великой отечественной войны именно такие отдельно стоящие бани и строения изымали и в нашей местности для нужд фронта. Строения разбирали, брёвна метили и отправляли на передовую. Там сапёры из этих материалов собирали временные избы под штабы военных частей. Другие брёвна шли для изготовления многослойных крыш блиндажей и землянок https://www.youtube.com/watch?v=fDylCMUqgL0  или переправ через реки. Заодно изымали у крестьян лошадей, телеги, сани и упряжь, чтобы доставить эти брёвна. Всё для победы. Война сильно подкосила лошадиное племя, т.к. на фронте лошадей кормить особо не чем, а использовали их как безропотное тягловое средство и как запас мяса в случае их ранения или гибели.
С потерей личных бань жители деревенских домов стали больше пользоваться возможностями общественных бань.
Часть 3. Баня общественная
   В 50-е годы на территории будущего города Петушки было несколько общественных мест помывки людей:
- деревянная баня на территории нынешней больницы. Ей пользовались в основном жители Старых Петушков и прилегающих территорий.
- городская баня на Вокзальной улице, недалеко от озера Таракашка. Ей пользовались в основном жители центра Петушков и ГоРема.
- баня на территории фабрики «труд. коллектив». Ей пользовались в основном работники фабрики и жители близь лежачей округи. В тоже время сюда ходили некоторые жители из восточной части Старых Петушков.
- деревянная (из шпал) баня на территории фабрики «Катушка». Ей пользовались в основном работники фабрики и поначалу жители Борщевни и катушинских домов.
- городская баня на улице Спортивная 11а. Ей пользовались жители округи и даже приезжали любители на электричках.
- душ на территории завода силикатного кирпича. Им пользовались в основном работники завода и некоторые жители Борщевни.
  За время своей жизни многие жители города успели побывать и попробовать на себе устройство всех указанных мест помывки. Желание попробовать иную баню возникало не только из-за человеческого любопытства, но и по необходимости. Каждая баня на какой-то период в году закрывалась на ремонт и клиентам приходилось искать иное место помывки исходя из расположения и рекомендаций товарищей, соседей, знакомых.
  Считаю, что больше всех повезло тем жителям, кто пользовался баней на Спортивной улице.
https://i.imgur.com/jsJ5Xymm.jpg

Баня была построена фабрикой «Катушка» в начале 50-х годов, когда шло интенсивное строительство катушинских домов. Здание бани спроектировано специально под своё предназначение и выглядит и сейчас очень интересным - выполнено в стиле Сталинский ампир, т.е. крупно и монументально. Толщина наружных стен примерно пол метра.
  При фабрике было создано ЖКО, в ведении которого также входила баня. При бане, с противоположной стороны от входа, изначально была своя автономная котельная на угле, но через некоторое время горячую воду стали подавать с котельной фабрики. Скорее всего это связано с тем, что на заводе силикатного кирпича в конце 70-х построили свою котельную и завод перестал закупать горячую воду на фабрике. А освободившиеся мощности котельная фабрика перенаправила на баню, тем самым оптимизировав производство тепловой энергии.
  На крылечке бани стояла крепкая широкая лавка со спинкой как для ожидающих посетителей, так и для уже помывшихся, которые хотели отдышаться на свежем воздухе. Сидеть на этой лавке было повадно, ничто обзор не загораживало вплоть до здания клуба и конторы фабрики. В начале 70-ых годы через дорогу справа стоял уже состарившийся длинный деревянный барак, а справа от него еще несколько таких же бараков. (На этом месте теперь стоит многоэтажный жилой дом). Рядом с бараками были небольшие палисады, летом покрытые яркими цветами. Жителям бараков, как некоторые иногда завидовали, сподручно ходить в баню: жена скажет «иди ты в баню», а ты дорогу перешёл и уже там.  Правда, преимущества на этом, наверно, и заканчивались. С левой стороны, но уже ближе к железнодорожным путям стоял деревянный дом с двумя входами, т.е. на двух хозяев. С топливом для печей у них проблем, полагаю, не было, т.к. совсем рядом разгрузочная площадка с огромной кучей угля и брошенных деревяшек. Намного позже почти на этом месте построили детский сад. Летом мимо бани проходили местные жители, которые шли на Клязьму или на  стадион. Интересно было смотреть на вереницу туристов с большими баулами, в которых они несли сложенные байдарки и прочий скарб. «Неужели у них дома иных дел нет!?» - вопрошали зрители на лавке. До конца 60-х годов сидя на лавке бани можно было увидеть, если повезёт, паровозик с вагончиками для перевозки торфа для котельной на фабрике. Узкоколейка как раз проходила вдоль улицы Спортивной. Именно поэтому, проезжая дорога вдоль улицы в последствии стала с разделительным газоном по середине, т.к. она была построена на месте прежних автомобильной дороги и железнодорожных путей.
   Архитектурой бани предусмотрено два входа: через левый и правый тамбуры. Но, левый тамбур со временем стал выполнять функцию кладовки, а потому был закрыт на ключ. Все посетители пользовались правым тамбуром. В тамбуре тоже была установлена лавка, как и на улице. Тамбур был перевалочным местом: приходящие счищали с себя зимой снег, а выходящие садились отдохнуть и подготовиться к походу домой. Тамбур был закрыт с двух сторон дверями, поэтому холодный воздух с улицы меньше проходил в зал ожидания.
  Посетители с малыми детьми оставляли зимой в тамбуре свои санки. Ребёнок быстро идти не может, а если и пойдёт, то рот раскроет и надышится холодным воздухом, что после бани чревато осложнениями. Поэтому малых детей в мороз укутывали в верблюжьи одеяла так, что наружу только глаза торчат. (Кстати, глаза человека- единственный орган, который не очень-то боится больших морозов в отличие от щёк, ушей, носов, рук и ног, т.к. в глазной жидкости и омывающих слезах присутствует соль.) Дитё усаживали на детские санки со спинками и с тянущей верёвкой. Тут при движении важно, чтобы почаще озираться на зад, т.к. лёгкие санки по снегу идут бодро, груз не тяжёлый и можно упустить момент, когда ребёнок заиграется и свалится с санок. Если ребёнок при этом и крикнет, то можно не услышать, т.к. в мороз уши у папаши закрыты шапкой-ушанкой, а у мамаши двумя платками. Правда, такие же казусы могли быть и при движении в детский сад или обратно.
Зал ожидания просторный: примерно метра четыре в ширину и метров шесть в длину. Высота потолка в бане метра четыре. Полы в бане литые из мелкого гранита, причём разделение между литыми участками выполнено толстым листовым стеклом с притупленными кромками. Отражение света в этих полосках стекла придавало полу богатство и торжественность. По левую и правую сторону были установлены по две лавки, такие же, как на крыльце и в предбаннике, а также одна лавка под фасадными окнами. На левых лавках своей очереди ждали женщины, а на правых лавках – мужчины. Как правило, сидячие места распределялись строго по очереди и если первый заходил в раздевалку (предбанник), то вся очередь дружно, как тело гусеницы, смещалась по лавкам. Так было удобней держать очередь и не сильно запоминать кто за кем. Лавка под окнами была общего назначения. В период аншлага все лавки, включая уличную, могли быть занятыми и люди еще стояли в проходах. Тогда отслеживать свою очередь становилось проблематично.
  Ближе к дальней стене зала ожидания стояла шестигранная фанерная тумба- касса с окошечком. Цена билета 17 копеек, что было тогда соизмеримо со стоимостью буханки 1 кг чёрного хлеба 18 копеек по ценам денежной реформы 1961 года. Помыться в общественной бане было намного выгодней, чем строить и содержать собственную баню при деревенском доме и организовывать там помывку. В общественной бане было повадно, можно попарится, специально не жалеть горячей воды, не бояться кого-то залить водой. А дорога пешком до бани в один километр была не в тягость для крепких ног. Были посетители, которые в нашу баню ходили из Старых Петушков, а некоторые, судя по разговорам, приезжали даже из Орехово-Зуево. Полагаю, что далёкие гости – это в первую очередь те непоседы и искатели приключений, что когда-то плавали до или от Петушков на байдарках и вынуждены были проходить по улице Спортивной или же это приезжие грибники-ягодники, что шли летом с электрички мимо бани в лес за Клязьму. Да и я сам, побывав по жизни в разных общественных банях столичных и областных городов не приукрашу, сказав, что баня на Спортивной очень хорошая как сама по себе, так и в сравнении с другими.
  Слева и справа от кассы были входные двери в женскую и мужскую раздевалки соответственно. Но подсмотреть в открытую дверь не получится, смущаться не надо, т.к. их дверные проёмы параллельны фасаду здания, да и касса загораживает. Заглянуть в раздевалку можно лишь придвинувшись вплотную к двери. Планировка женских и мужских раздевалок, устройство помывочных отделений и парных полностью симметричны относительно продольной оси здания.
  В раздевалке по периметру были установлены глухие узкие спаренные фанерные зелёные шкафы с лавками. Если дверца открыта у шкафа и в нём пусто, значит он свободен. При уходе тоже надо было оставлять дверцу открытой, чтобы следующим посетителям было  проще искать свободный шкаф. Внутри шкафа - два крючка для одежды и сумки с пересменкой белья, а также полочка для шапки. Обувь ставили вниз шкафа, доходившего до пола. Если посетитель с малым ребёнком, то как правило раздевались вместе в одном шкафе. Перед каждым шкафом на полу лежал резиновый коврик. Чтобы не забыть, где раздевался надо было запомнить номер своего шкафа. Если же забыл посмотреть номер или не запомнил его, то потом приходилось открывать несколько шкафов в поисках своего, приговаривая при этом громко «где ж мой?», чтобы соседи поняли, что ты не жулик, а просто разява. Шкафы ничем не запирались, но и особого воровства в бани не наблюдалось. Правда, народ, предусмотрительно одевался попроще и ценностей с собой не брал, иногда часы и кошелёк оставляли у кассирши.
   Шкаф номер один и первый от входной двери в раздевалку был за банщиком. Внутри раздевалки, помывочного отделения и парной банщик командир и все должны его слушаться. Как правило банщик в мужском отделении- крепкий и выносливый мужчина средних лет, на работе не пьющий, общительный, с характером. Правда, было время, когда в мужской половине банщиком была пожилая женщина, которая набралась смелости работать среди голых мужиков. При этом мужики не стыдились этой женщины, а воспринимали её нейтрально, как доктора в больнице. Однако, случаев, чтобы мужик был банщиком в женском отделении, по жизни почему-то не встречал. Видать мужик, физически здоровый, эмоционально более слаб, чтобы выдержать такое испытание. 
    https://i.imgur.com/GXEnXMRm.jpg

     Помывочное отделение состояло из двух равных частей, разделённых стеной с широким проходом по средине. Этот прямой проход идёт от входной двери в помывочное отделение до входной двери в парилку. По правую руку (мужском отделении) была стена с застеклёнными и закрашенными снизу окнами с форточками, а по левую руку - глухая стена.  В каждой части помывочного отделения установлены по две спаренные каменные лавки по обе стороны от прохода и перпендикулярно проходу. Так же по углам помещений были установлены три одиночных лавки и открытая кабинка для принятия душа. Как правило, на каждой лавке помещалось по два посетителя с жестяными оцинкованными тазиками. После помывки посетитель переворачивал таз вверх дном и оставлял на лавке. Это означало, что любой желающий мог занять это место и пользоваться этим тазом. Если свободных тазов не хватало, то можно поискать в раздевалке сверху шкафов или спросить запасной у банщика. Бывали редкие посетители, как правило женщины или женщины с малыми детьми, кто приходили в баню со своими тазами. Они думали, что так обезопасят себя и детей от возможных грибковых болезней от иных посетителей. Остальные же посетители, подавляющее большинство, довольствовались тем, что ошпаривали кипятком из-под крана имеющиеся в бане жестяные тазы и посадочное место на лавке.
      https://i.imgur.com/6DwUoW3m.jpg

  Краны раздачи горячей и холодной воды были самоварного типа (с поворотом на 90 градусов) и располагались с торцов двух спаренных лавок по одну сторону от прохода. Под кранами располагалась полочка для установки таза. Как правило, очереди за водой не было, струи воды из кранов были сильными и таз наполнялся быстро. Бывали иногда случаи в аншлаг, когда горячая вода была не так уж и горяча. Тогда банщик звонил в котельную и просил прибавить жару, а пока посетители пользовались недогретой водой.
  В парилке тоже было две одиночные каменные лавки, слева и справа от входа, а также деревянные ступеньки на верхнюю широкую полку. В углу парилки установлена каменная печь с открытой дверцей в верхней части, через которую посетители железным черпаком с длинной ручкой подбрасывали в печь на раскалённые камни горячую воду для увеличения пара и ощущений. Самые смелые лезли на верх, да ещё били себя распаренными вениками. Кто по скромней, располагался на ступеньках пониже. Веники посетители как правило приносили с собой, заготовленные заранее по специальным правилам и из определённых пород дерева: дуб, берёза, можжевельник… Но можно было взять хороший веник на прокат за деньги у банщика или плохуже, но бесплатно, с подоконников, предварительно ошпарив его горячей водой из-под крана. Были изредка случаи зимой, когда распарившиеся в парной мужики в одних плавках выскакивали через зал ожидания на улицу и прыгали в снег, будто это не общественная баня, а своя домашняя. Все смотрели на таких людей как на героев, ведь не каждый способен на такое.
  Редко кто заходил в помывочное отделение и парную и после этого шёл одеваться. Обычно помывка проходила в несколько заходов. Сперва полагалось немного ополоснуться из тазика, затем сходить в парную и потом выйти в раздевалку отдышаться на лавке со спинкой, расположенной у входа в помывочное отделение. Так как там все желающие посидеть и поговорить сообща в компании иногда не помещались, то часть из них размещались на лавках ближайших шкафов, чем порой докучали посетителей, которые в этих шкафах оставили свои вещи, т.к. мочили своими мокрыми телами лавки при шкафах.  Так же можно в раздевалке сходить в цивильный туалет с унитазом и испить водицы из общественного эмалированного бачка, к которому привязана цепочкой единственная на всех посетителей кружка. Но не менее важно в бане -это поговорить. Общественная баня – это не только место технической помывки тел, но и социально-значимый объект, можно сказать - «форум». Баня была местом встреч товарищей и родных, одноклассников теперешних и бывших, болельщиков и спортсменов, грибников и рыбаков. Такие бани в малых населённых пунктах, где посетители как-то знакомы между собой – это определённая культура. Даже был отличительный знак принадлежности к этой культуре – толстенький небольшой чемоданчик для мочалки, мыла, шампуни и пересменки белья, типа https://www.youtube.com/watch?v=ypcnUfqk5ns  Порой, не участвуя лично в разговорах, можно было узнать много интересного, что потом можно пересказать и другим. Тем более, что в баню приходили целыми семьями, т.е. информация между людьми передавалась сразу по разным каналам общения. Таким образом люди жили общими интересами, были в курсе происходящего вокруг них. Узнавали то, что по радио и телевидению не расскажут и в газетах не напишут.
  Мне, как малолетке, было интересно услышать из разговоров бывалых рыбаков, что в начале 70-х в местных стоячих водоёмах завелась доселе не виданная рыба, которую рыбаки называли по- разному: бычок или ротан. Название бычок, потому, что лоб широкий и кряжестый. Название ротан потому, что голова и рот рыбы были несоразмерно велики по отношению к туловищу. Да и форма туловища отличается от привычных в наших местах пород рыб. Ротан как бы похож на пескаря, но чёрен и противней на вид, склизкий. Ротан агрессивен, прожорлив и съедает икру иных рыб в водоёме. Он готов броситься без оглядки на крючок с червяком, лишь бы этот червяк шевелился, для чего рыбаку приходилось периодически дергать удилище и создавать видимость движения червяка. Ротан заглатывал крючок с червяком так глубоко внутрь себя, что приходилось с силой вырывать крючок с рыбьим мясом. Рыбаки предполагали, что основная причина появление у нас такой породы рыбы в том, что перелётные утки и чайки с югов приносили на себе или в себе икринки, которые потом попадали в наши водоёмы, а с постоянной миграцией птиц с одного водоёма в другой икра разнеслась по всей округе. Кстати, птицы так же разносят семена деревьев: поев ягоды, например, черёмухи или рябины, в одном месте они вместе с помётом разбрасывают не переварившиеся в животе семена в ином месте.
Было страшновато слушать рассказы грибников, которые встречали в лесу на пеньках клубки из свившихся между собой ужей или гадюк. А вдруг и тебе такая нечисть повстречается, то что делать то… Кто-то рассказывал о встречах с лосями, зайцами, лисами и разными птицами. Кто-то ругался на грибников-варваров, которые использовали для сбора черники приспособления, вырывающие из земли кусты черники. После таких браконьеров нужно много лет, что бы вырос новый черничник на прежнем месте. Таким образом в бане можно было прослушать курс по прикладной ботанике и природоведению, причём выступало сразу одновременно несколько знатоков-учителей по одной обсуждаемой теме, что в обычной школе не бывает.
  Порой банщик выступал в роли рефери и загонял особо разговорчивых на помывку, т.к. другие посетители ждут в очереди, а финансовый план бани всё-таки шёл от посещаемости. Потереть спину мочалкой сам себе не каждый сможет, тут лучше пригласить соседа помочь. И тут начинается состязание двух характеров и сил и неизвестно кто-кого победит: тот, кто трёт спину или тот, кто подставил спину. Посетитель, что трёт спину старается как можно сильнее тереть мыльной мочалкой и дождаться вопля от хозяина спины, мол хватит, спасибо. А тот всё молчит и молчит, как бесчувственный, да еще бока подставляет. Хорошо, если мочалка твёрдая и спина не очень высокая, тогда этого восклицания быстрее дождёшься. А если же мочалка мягкая, спина высокая и большая, то порой из сил выбьешься, пока спину кому-то помоешь. И сил на помывку самого себя не останется. Но через некоторое время, в знак уважения, люди меняются местами и уже другой трёт твою спину, а ты терпишь и тоже не подаёшь вида, когда с тебя, можно сказать, кожу мочалкой сдирают. Спина после такой помывки красная, как ошпаренная, а любители бани только радуются: «эх, хорошо спинку потёр, лет на десять моложе стал!».
  Человеческое тело – оно как книга жизни, как трудовая книжка. Вот у человека шрам от удаления аппендицита или грыжи. У других шрамы от производственных травм. Вот следы укуса собаки. Вот следы сильного ожога. А вот у этого тюремные татуировки и т.д.  По всем этим меткам уже можно составить предварительное описание судьбы человека. Разумеется, владельцу фронтовых шрамов отдельное уважение https://soulibre.ru/Василий_Тёркин._29._В_бане_(%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A2%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) 
В дни соревнований на стадионе у банщика была дополнительная задача- создать резервный фонд пустых шкафов для спортсменов команды фабрики «Катушка». Это обстоятельство сильно усложняло жизнь мужчинам в очереди. Порой, лучше заранее озаботиться и  узнать расписание игр на стадионе, чтобы вовремя отправиться в баню и не сидеть там зря в очереди. Но приходить в баню до обеда тоже было не сподручно. Народу конечно было намного меньше, но и помещение бани за ночь остыло. Отсюда, наверно, и пошёл гротескный анекдот: «Отец с сыном пришли в баню, сын быстро разделся и побежал в парную. Отец вдогонку спрашивает сына: «Пар есть?». Сын выдыхает изо рта пар и отвечает «Есть!». Да и весь выходной день шёл на перекосяк, т.к. после бани заниматься делами по дому уже не сподручно. Всё-таки лучше время посещения бани – это после обеда и перед ужином. Ограничителем посещения бани были и религиозные праздники, в которые мыться нельзя. Женщины, как существа более чувствительные, но так и не читавшие за всю свою жизнь Библию и Новый завет, более ревностно отслеживают эти традиции, аргументируя при этом «железным» доводом: «Мне и без того болячек хватает…».
  По воскресеньям в определённое время банщик должен был выполнять и представительские функции. В предварительно по телефону назначенное время в баню приходил сам директор фабрики: с 1959 по 1980 год Седов Александр Матвеевич. Банщик обязан был к его приходу зарезервировать директорский номер шкафчика, организовать свободную целую лавку для помывки, почистить и подготовить парную (что всех посетителей радовало), предложить хороший веник. Ну, в общем-то, это и все привилегии для руководителя крупнейшего предприятия города. Зато люди видели своего руководителя вблизи и даже без одежды. Люди видели, что руководитель не гнушается баней, которую финансирует для всех людей. Директор при этом видел лично проблемы бани, хотя при нём особых громких разговоров в раздевалке не вели. Такое отношение руководителя вселяло у подчинённых и гостей определённое доверие и единение. В этом плане, полагаю, Седов А.М. был очень демократичным и решительным человеком. Взять в возрасте фанерные  30 лет на себя груз ответственности руководить большим предприятием не каждый способен и не каждому ещё и доверят.  Его дочь Ирина ходила в детский сад вместе со всеми ребятами и особых привилегий у неё не было. Её так же, как и нас, заставляли есть манную кашу, сваренную в общем котле. В школе учителя ей отметок не завышали, да и она не давала для этого повода, т.к. училась очень хорошо. Директор с семьёй жил в таком же доме, что и другие работники фабрики, т.е. всё было на виду.
   К сожалению, немногие руководители пользуются результатом того, чем руководят. Так руководители автозаводов не хотят ездить на авто своего производства. Люди, принимающие законы о величине пенсии и минимальной зарплаты, сами не хотят жить на такие деньги. Руководители медицинских учреждений предпочитают лечиться за границей. Руководитель обувной фабрики ходит в импортных ботинках. И т.д. и т.п.  Рассказывают случай с Председателем Совета министров СССР (1964-1980 г.г.)  Косыгиным А.Н., которого как-то пригласили на торжественное открытие табачной фабрики. Там он, как бы невзначай, попросил у директора новой фабрики покурить, а тот достал из кармана пачку иностранных сигарет. Алексей Николаевич предложенную сигарету скомкал и выбросил, а спустя некоторое время этот директор был уволен. Полагаю, правильно. Если ты гнушаешься результатом своего же труда, то тебе не зачем занимать руководящую должность.
   Пьющий банщик или пьющие посетители бани – беда для них самих и для всех окружающих. Воздух в бане от повышенной влажности тяжёлый, дышится довольно тяжело. А в парной ещё суровей условия. Полы и лавки везде мокрые, скользкие, да ещё с присутствием мыла. Запросто можно поскользнуться и упасть затылком об каменный пол или угол лавки. Выпившие люди первые кандидаты на получение травмы. Поэтому, трезвый банщик ругался на выпивох и не разрешал пить внутри бани, тем более, что банщик в ответе за происходящее в бане. Так что фильм Э. Рязанова «С лёгким паром» просто комедия и по ней изучать быт людей не стоит. А пьющий банщик – плохой работник и на него жаловались посетители. При таком банщике в раздевалке полы грязные, не убран туалет, закончилась вода в питьевом бочке и пр. Конвейер посетителей в грязной уличной обуви приходит в раздевалку и грязь сваливается на пол. Если её своевременно не убрать, то на полу будет месиво от уличной грязи и воды от ног людей, выходящих после мытья. По этому полу помывшийся человек идёт босиком к своему шкафы и пачкает чистые ноги. Некоторые посетители перед окончанием мытья брали свой резиновый коврик и мыли его под струёй воды из-под крана в помывочном отделении. А потом, пройдя босиком по грязному полу, обтирали ноги о постеленный у шкафа чистый резиновый коврик. Были посетители, которые с собой приносили в баню сменную обувь в виде резиновых тапок «вьетнамок». (Вьетнам насколько мог расплачивался за военную и техническую помощь от СССР товарами народного потребления.)
  Для желающих же выпить пиво до конца 70-х годов за правым углом бани работала пивнушка с бочковым пивом. Там всегда было шумно и накурено. Вместо столов там использовали пустые деревянные бочки. Говорят, пиво было хорошим. При этом, у Российского государства в разные периоды времени были и разное отношение к выпивке. Надо полагать, что истина где-то посредине.
   https://i.imgur.com/dXUATuLm.jpg

  Когда баня на Спортивной закрывалась на ремонт, это было стихийное бедствие. Ходить в городскую баню на вокзале далеко, да и народу там много набивалось и очереди. Люди, привыкшие к своей бане на Спортивной, чувствовали себя там не уютно, тесно, закрытых шкафчиков там не было. Некоторые летом в жару шли на Клязьму, чтобы там хоть как-то помыться. Когда ремонт в бане велся только в одной половине, то устанавливали дни поочерёдных посещений для мужчин и женщин. Не удобно для семейного посещения бани, но намного лучше, чем совсем быть без мытья. Мы ведь все любим быть чистыми.
  К сожалению, с развалом СССР в 1991г. и переходом на капитализм фабрика «Катушка» и баня на Спортивной вскоре прекратили функционирование. Законсервированное здание бани с новой крышей стоит на прежнем месте, но уже как памятник ушедшей эпохи.
   Пришли новые времена, провели в частные дома воду и магистральный газ. Люди стали более разобщёнными и моются в личных ванных. Выросло целое поколение людей, ни разу не мывшихся в бане (армейские пятиминутки не в счёт).  Но это уже другая история.
https://i.imgur.com/8AYlGaMm.jpg

P.S. В этом рассказе отражено личное восприятие автором событий 60-80 годов прошлого века, которое может не совпадать с иным мнением. Если что-то не так, Вы поправьте меня.
Фотографии взяты из общего доступа в интернете. Изображение на них может не совпадать с прошедшей реальностью, т.к. актуальные фото прежней обстановки автору найти не удалось.
       2023г.

Отредактировано Пётр Петрович (Ср, 28 Июн 2023 16:21:15)