В конце 60-х годов в г. Петушки действовали пять общеобразовательных школ:
- Средняя школа №1, Филинская, на улице Чкалова дом 12;
- Средняя школа № 2, Маньковская, на улице Вокзальной дом 2;
- Железнодорожная школа, расположена рядом в ж.д вокзалом (на этом месте теперь церковь);
- Школа-интернат на улице Кирова дом 2;
- Красная школа на улице Ленина дом 96, теперь в этом здании «Водоканал».
Частичное описание историй школ №1 и № 2 изложено в статье «Рассказы земляков. Клавдия».
О городе Петушки
В 60-е годы Филинская школа №1 по-прежнему комплектовалась в основном учениками, проживающими в микрорайонах Филино и Борщевня.
По поводу железнодорожной школы.
В 1897 году на станции Петушки по инициативе начальника московско-нижегородской и курской железной дороги Н.К. Шауфаса была открыта железнодорожная школа-церковь с трехлетним обучением, а в 1908-1910 гг. с пятилетним обучением.
В 1923 году на общем собрании железнодорожников было принято решение о закрытии церкви при школе, а помещение отдать под классы. После школьных уроков сюда приходили неграмотные пожилые люди на занятия по программе ликбеза (ликвидация безграмотности).
В 1930 году железнодорожная школа была передана в ведение Петушинского районного отдела народного образования (РОНО) и была реорганизована в школу колхозной молодежи (ШКМ) и объединена с бывшей Липенской школой крестьянской молодежи. Директором объединенной ШКМ был назначен Романов И.Г.
Петушинская ШКМ кроме центрального здания близь вокзала получила в своё распоряжение два двухэтажных каменных дома братьев Крашенинниковых, организовавших в 1910 г. ткацкую фабрику, впоследствии названную «Трудовой коллектив».
Школа имела двух агрономов в штате своих педагогов, а в хозяйство школы входило три коровы, лошадь с сельскохозяйственным инвентарем и шестью гектарами земли.
Школа получала средства по бюджету только на зарплату и учебные пособия. Деньги на хозяйственные расходы школа извлекала из своего хозяйства: от продажи моркови, посаженной под зиму; от продажи раннего картофеля и овощей и т.п. Основная же часть продуктов, полученных в хозяйстве, шла в столовую для питания учеников, проживающих в общежитии.
С ростом производства стране нужны были инженеры. Надо было готовить учащихся школ для поступления в ВУЗы, а ШКМ с семилетним обучением этого делать не могла. Поэтому Петушинская ШКМ в 1933 году была преобразована в среднюю школу с 10-летним обучением. Это была первая и единственная в поселке Петушки средняя школа, поэтому наплыв желающих учиться в ней был большой, а классы переполнены. Дети учились в две смены.
Здание школы располагалось в подтапливаемой низине, отопление раньше было печное. Постоянный шум от проходящим мимо железнодорожных составов. Туалет с выгребной ямой.
Как мы видим на фото 1956г. некоторые ребята из ансамбля струнных инструментом обуты в валенки, которые спасали ноги музыкантов от холода. Валенки использовали не только как уличную обувь, отдельно или с калошами, но и как домашнюю обувь. Жители частных домов из-за нехватки тепла в помещении тоже носили по дому валенки – домашние чистые сухие валенки, т.е. в них по улице уже не ходили. Я тоже ходил в такой обувке по дому – очень тепло, ноги не потели, уютно.
Даже была популярна задиристая песня с припевом про валенки, слова из которой до сих пор помню https://www.youtube.com/watch?v=TZjI1xYkPdg
Школа-интернат
В 1957 году по адресу улица Кирова д.2 было построено здание ведомственной железнодорожной школы-интерната, общежитие для учащихся и жилой многоквартирный дом для учителей интерната. Школа предназначалась для обучения детей работников железной дороги (проводников, машинистов и т.д.), которые могли быть в длительных разъездах и не имели возможность ежедневно уделять время своим детям.
На нашей улице в Борщевне жила семья железнодорожников, чьи дети – два брата, почти наши ровесники, учились в этом интернате. С нами они играли очень редко, т.к. основное время они проводили в стенах интерната. Там учились, питались в столовой и ночевали. Наверно, очень тоскливо быть так долго оторванными от папы и мамы, с которыми виделись только несколько раз в месяц, когда те возвращались с работы и забирали детей к себе домой погостить.
Красная школа
Школа, которую мы все сегодня величаем «Красной», в 40-50-е годы официально называли Петушинская семилетняя школа №2. Она собирала детей из деревни Старые Петушки, окружающих улиц. Также в школу шли ученики из Кибирёва и других близлежащих деревень, дети которых окончили местные четырёхлетние (начальные) школы.
«Красная школа» получило такое своё простонародное название из-за цвета кирпича, из которого она была построена в начале Х1Х века в том числе на благотворительные средства местного фабриканта- Ивана Павловича Кузнецова. В тоже время, этим словом из-стари подчёркивали красоту, например, красная девица или Красная площадь в Москве. Действительно, внешний вид здания впечатляет и теперешнего зрителя, а уж тем более жителей деревень того времени. Отопление в школе было сперва печное, дрова в печки закладывали со стороны коридора. Позднее проложили паровое отопление от котельной, причём отдельные секции батарей не вешали, а использовали трубы большого диаметра.
Со временем в Красной школе образование стало 8-ми летним, а для получения среднего образования ученики вынуждены были ходить в средние школы № 1 (Филинскую) или №2 (Манько) или в ж.д. школу.
Красную школу закрыли в 1977 году из-за аварийного состояния, но здание и теперь стоит живее всех живых, украшая наш город памятником истории.
Дети из Старых Петушков в наше время вынуждены учиться в школе №17, преодолевая сложный маршрут от дома до школы и обратно по замысловатой траектории маршрутов автобусов из-за установки разделительных отбойников вдоль шоссе на протяжении всех Старых Петушков.
В Красной школе учился в своё время генерал Чиннов Иван Иванович, 1911г.р. – см. «Рассказ земляков. Генерал».
Из дневника Евгении Ильчук (Богомолова), выпуск 1950 года с уточнениями Саломатиной Г. А. (выпуск 1956 г.): «Я пошла в школу в 1943 году. Помню, когда нас ввели в класс, мне он очень понравился. В классе стоял настоящий рояль! Мой папа играл на многих музыкальных инструментах, хорошо пел и меня приучал к музыке, поэтому радовалась, что буду учиться в этом классе. Первой моей учительницей была Холодова Ольга Ивановна. По окончании первого класса она ушла из школы. Я очень жалела. В школу ходила с удовольствием. Училась хорошо. Особенно любила чтение и физкультуру. Много внимания в школе уделялось спорту. Проводились зарядки, организовывались соревнования, спортивные игры. Мы много катались на лыжах, которые делали сами из старых деревянных бочек, «гоняли» на коньках по реке Берёзка. В школе детей приучали к труду. Ходили на колхозные поля заниматься прополкой, собирали колоски. А ещё собирали ягоды во фруктовом саду на территории районной больницы.
Красная школа работала в две смены, и стайки школьников тянулись по дорожкам и тропинкам весь светлый день. В школе встречали нас умные, добрые, но требовательные, красивые учителя: Коноплёва Вера Алексеевна, директор школы, литератор; Журавлёва Татьяна Васильевна, заведующая учебной частью, географ; Сюзева Анна Ивановна, строгая учительница математики, позднее она стала директором школы; Пискарёва (в замужестве Кулагина) Нина Александровна, красавица, преподавала физику. Пыркова Зинаида Сергеевна и Волкова Наталья Алексеевна учили нас русскому языку и литературе. Биткова Нина Владимировна преподавала ботанику. Смесова Надежда Андреевна учила нас немецкому языку.
С особым трепетом вспоминаются учителя начальных классов: Лысых Анна Михайловна с тихим спокойным голосом; Лёвкина (Денисова) Анна Ивановна, яркая, требовательная; Горбачёва (Ляпакина) Мария Петровна, уверенная, с красивым тембром голоса.
Шла война. Было тяжело. Но были и радости. Радовал кусочек хлеба, который нам давали в школе. Хлеб был из ржаной муки с примесями, но нам казался самым вкусным. Иногда в школу приносили кусочки жмыха (отжимки подсолнуха, основа халвы), это было лакомство лучше любых конфет. Войну мы видели по похоронкам и голоду. Буханка хлеба на рынке стоила 650 рублей. Думалось только о еде.
Лесина Мария Михайловна и Чиннова Екатерина Лаврентьевна преподавали историю. Они много рассказывали нам о выпускниках школы, учувствовавших и погибших в Великой Отечественной войне, об истории наших Петушков, об обстановке в стране и в мире.
Интересно в школе было на переменах и после уроков. Наша пионервожатая Буянкина Клавдия Дмитриевна устраивала хороводы, игры в коридоре второго этажа. К праздникам готовили концерты, ставили маленькие спектакли, регулярно проходили пионерские сборы и линейки.
На втором этаже между классами раздвигались двери, получался большой зал. Ни один праздник не обходился без музыки. За рояль садилась руководительница школьного хора, и чарующие звуки заполняли зал и лились из окон школы.
Красивой керамической плиткой был выложен пол вокруг ажурной лестницы, ведущей на второй этаж, по перилам которой так и хотелось скатиться и скатывались.»
Очень голодными были 1945, 1946 и даже 1947 годы. Как только мы их пережили!? В 1950 году я закончила Петушинскую семилетнюю школу №2 и пошла учиться в ж/д школу».
-----------------------------------------------------------------------------------------
Как видите, все городские школы расположены севернее железной дороги и детям из южной части города в любом случае надо было преодолевать железную дорогу с интенсивным движением. В середине 60-х годов рядом с вокзалом построили высокий пешеходный мост через железнодорожные пути.
Однако он был единственным и расположен вдалеке от натоптанных годами тропок к школам №1 и 2 и железнодорожной школе. Да и в зимнее время года часто ступеньки моста не успевали очистить и он превращался в непреодолимую скользкую горку, падение с которой чревато травмами. Пожилым людям и детям было тяжело физически взбираться и спускаться с моста и в хорошую погоду, поэтому люди по старинке (и тому обычаю уже добрая сотня лет) шли напрямки через ж.д. пути, поглядывая по сторонам. Хотя, в принципе, мост более безопасный переход через ж.д. дорогу, особенно, если на путях стоял длинный грузовой состав, а в руках бидончик с молоком.
В середине 60-х, в южной части города на большом пустыре началось строительство новой средней школы №3 со своей отдельно котельной на угле и хоз. блоком, но из-за постоянных задержек в строительстве ввод школы постоянно откладывался. То не хватало финансирования, то материалов. А то вдруг фасадная стена треснет, т.к. окна большие, а простенки маленькие. Да ещё строительство порой велось в холодный период года с низким качеством. Более того, школа проектировалась и строилась как гражданский объект двойного назначения, т.е. в мирное время – школа, а в военное – госпиталь. Именно поэтому в ряде кабинетов, предполагавших размещения в них рентгеновских установок, в стены вмурованы свинцовые пластины.
Так что у ребят из Борщевни, к котором относился и я, было всего два варианта по выбору близь лежащих школ: железнодорожная у вокзала или Филинская, в которой ранее учились большинство жителей Борщевни из поколения в поколение. Железнодорожная школа конечно расположена ближе к нам, но она была перегружена и туда записаться было проблемно. В Филенской школе уже учился мой старший брат, так что и мне была туда дорога.
За несколько месяцев до окончания моего воспитания в детском саду, мы с папой пошли в Филинскую школу, где меня должны были поставить на учёт как будущего ученика 1 класса. Погода была весенняя, солнце слепило глаза, настроение было приподнятое. Школа и дорога до неё предвещали быть интересной экскурсией.
Мы шли сперва привычной мне дорогой, по которой я ранее уже не раз ходил с родителями на станцию в магазины или на демонстрации. Как всегда прошли мимо скульптуры В.И. Ленина и плаката «Слава КПСС» по территории «силиката» (см. Рассказы земляков. Силикат) и вышли через выездные ворота завода. Выезд автотранспорта тогда был через ворота проходной, расположенные со стороны фабрики «Катушка». Не так давно закрыли магазин с детскими товарами, что располагался на этом перекрёстке, в южном торце длинного здания общежития, выложенного из шлакоблоков. В дальнейшем в здании магазина открыли вечернюю школу рабочей молодёжи (ШРМ), которая ранее располагалась у дома №6 по Спортивной улице. Школу возглавляла завуч Александра Афанасьевна Додонова. А учительницей русского языка и литературы в ШРМ была миниатюрная Эра Григорьевна Воронцова. (См. Рассказы земляков. Оккупация Свободный полёт ).
Что такое ШРМ и общение учеников с преподавателями показано в приукрашенном виде в фильме «Большая перемена» https://www.youtube.com/watch?v=I8jxR2asjRQ . Однако, в жизни всё суровей и прозаичней. Иногда в школе били оконные стёкла, надо полагать, что это дело рук нерадивых агрессивных учеников. Был даже как-то в здании пожар (возможно – поджог), после которого ШРМ долго восстанавливалась.
Многие люди удивлялись мужеству и характеру Эры Григорьевны, которая сумела поставить себя в обществе прокуренных (и не только…) рабочих парней, увлечь темами уроков, завоевать доверие ребят при соблюдении школьной иерархии.
Далее мы с папой прошли мимо клуба фабрики «Катушка».
Рядом с проходной фабрики из любопытства посмотрели афиши с названием кинолент, которые предлагались к просмотру в клубе.
Напротив проходных и клуба была небольшая лесополоса - сквер, заросший американским клёном, семена которого с крылышками. Когда семена падали с дерева, то крылышки вертелись как пропеллер вертолёта. Мне и другим детям нравилось разрывать семя пополам и клеть его себе на нос, получался «носорог». Вдоль сквера от клуба до киоска располагалось несколько симпатичных лавочек со спинками, на которых было приятно отдохнуть и посидеть в тенёчке.
В сквере были организованы две Доска почёта: передовиков производства фабрики и участников Великой отечественной войны, работников фабрики. Фото моего папы с наградами висело на Доске почёта участников ВОВ. Папа не любил рассказывать мне о войне, т.к., наверно, пережитое угнетало и правдивые рассказы о войне не для детского уха. У многих моих приятелей по детскому саду папы и дедушки тоже воевали и имели боевые награды. Например, дядя Коля - Николай Васильевич, 1924 г.р., (на групповом фото крайний слева) в госпитале в Польше,1945 год. Так же дедушка Федя - Фёдор Леонтьевич (фото в полный рост).
Доски почёта были огорожены единым невысоким железным заборчиком, при чём штакетники выполнены в виде «спичек», т.е. железный прутик, а на конце гладкая наваренная головка. Забор был покрашен бронзовой краской, а головки коричневые. Перед каждой Доской почёта были организованы клумбы с весёлыми цветами. Смотрелось очень красиво и интересно.
Слева от сквера стояла палатка «Союзпечать», где продавали газеты, журналы и какую-то канцелярию. Газет в ту пору печати очень много, боюсь всех не упомяну: Правда, Комсомольская правда, Московский комсомолец, Пионерская правда, Труд, Советская Россия, Красная звезда, Спортивная газета, Гудок, Литературная газета, Вперёд и др., плюс разные журналы. Стоили газеты в прямом смысле копейки, да и применение у них было не только почитать…
Членов партии, комсомольцев и пионеров обязывали оформлять годовые подписки на соответствующие газеты, а это 6…8 рублей из семейного бюджета по каждой газете. А если учесть, что комсомольцы и пионеры в семье ещё не получали заработка, то сумма становилась тяжёлой ношей для семьи. Содержание статей мало чем отличалось от содержания телевизионных передач «Новости» и «Время», которые люди и так регулярно смотрели, т.е. интереса читать газеты особо не было.
Зато на создании этих газет, написания статей, командировки по заданию редакций, фотографирования событий, выработку газетной бумаги и типографской краски тратилось много средств и человеческих сил. Эти средства и люди были исключены из процесса создания материальных ценностей – основы развития любого общества, т.е. развитие замедляется. Да и теперь, к сожалению, сколько людей и средств не используются для создания материальных благ, хотя производства испытывают дефицит рабочих рук и специалистов. Учителя и врачи не в счёт, т.к. они участвуют в создании материальных ценностей опосредованно.
Ходил в ту пору анекдот, что одного киоскёра забрали в «кутузку» по навету стукача, которому всюду мерещится антисоветчина и русофобия; мол на запрос покупателей киоскёр отвечал: «Правды нет, Россию продали, остался труд за две копейки…».
Тогда это было смешно. А теперь грустно.
Затем мы прошли немного вперёд по тротуару между двух рядов тополей, повернули направо и по накатанной автодороге пересекли ж.д. пути, идущие на разгрузочные площадки напротив клуба. Далее мы двигались по улице Покровка в сторону моста через железную дорогу. Тогда на этой улице ещё было несколько жилых деревянных домов с левой стороны, ближе к ж.д. путям. Улица Покровка была без твёрдого покрытия, с большими накатанными ямами, которые в мокрую погоду надо было обходить, т.е. ходить зигзагами. Чуть далее, слева за забором, располагались две огромных бочки с дизельным топливом для тепловозов.
Перед мостом через пути Горьковской железной дороги стоит интересное двухэтажное старинное здание трансформаторной подстанции с замурованными окнами. Благо, что этот исторический памятник и сейчас там стоит, украшая собой местность.
На заборе у основания ступенек висели афиши с информацией о предстоящих матчах на стадионе и кинофильмах в клубе фабрики. (См. Рассказы земляков. Стадион)