Это продолжение.
Начало рассказа см. - "Рассказы земляков. Клязьма"
Мост через Клязьму
Кроме как вплавь или в брод Клязьму можно было преодолеть через мост, расположенный в полутора километрах от стадиона и несколько далее от Мазаихи. В конце 60-х годов на этом месте было два моста: один для пешеходов и автомобилей, а второй для железнодорожной узкоколейки.
Узкоколейку пустили в работу ещё в 1942 г. для доставки торфа с места его добычи в посёлке «Клязьменский» (в простонародье – «Болото») к котельной фабрики «Катушка». До этого времени торф возили в повозках на лошадях, причём зимой прямо по льду Клязьмы, так выходило короче.
Хоть торф низкокалорийное топливо и требует специальной технологии его сжигания им пользовались из-за экономии привозного каменного угля, т.е. обходились местными ресурсами, не перегружая железную дорогу в трудное для всей страны военное время. Однако к концу 60-х торф утратил актуальность как топливо и узкоколейку демонтировали. Хотя, некоторое время рядом с железнодорожными путями напротив школы рабочей молодёжи и клубом фабрики еще можно было увидеть привозной торф. Была навалена высокая куча-пирамида, от которой постоянно шёл дымок. Торф склонен к самовозгоранию в глубине, что порой является причиной лесных пожаров, а затушить его сложно, т.к. вода, которая льётся сверху, не проникает в глубь очага возгорания. Это одна из причин того, что сейчас государственную программу осушения торфяных болот закрыли и стали заполнять подмосковные торфяники водой, т.е. приводить в исходное состояние.
Рельсы списанной узкоколейки вывезли на металлолом, а наполовину гнилые шпалы местные жители забрали на дрова. В 70-ые годы дорога шла по открытому полю, теперь же там заросли кустарников и деревьев. Останки прежнего моста ещё долго стояли над водой. Однажды мне довелось как-то раз воспользоваться проездом в тамбуре платформы, спасибо машинисту, когда мы с отцом возвращались из леса после сбора черники. Какое это было наслаждение для уставших путников, тем более малолетки, которые с раннего утра на ногах, устали от пешего пути до места сбора ягод, сбора ягод и обратной дороги по зною и пыли. С тех пор у меня отложилось в голове, что уставшим путникам надо стараться помогать. И теперь, когда на своём авто возвращаемся или едем на дачу и встречаем попутчика, тем более пожилого, то останавливаемся и предлагаем подвести. Это моя своеобразная благодарность тому машинисту с узкоколейки и память о нём, ведь, долг платежом красен.
Автомобильный мост был деревянным и низким, до воды не более двух метров. Перил не было. Для повышения устойчивости моста за счёт массы вдоль него по обоим краям укладывали длинные железобетонные столбы квадратного сечения. На период разлива Клязьмы и ледохода мост разбирали и увозили в безопасное место. А в это время из воды торчали два ряда частокола деревянных свай. Сваи стояли через каждые три метра, примерно. Этот частокол и создавал основное сопротивление проходу воды и тем более льда по весне, льдины при этом выламывали сваи. После прохода паводка на каждый ряд свай крепили брёвна-балки вдоль будущего моста. Затем на эти балки поперёк устанавливали брёвна в ширину моста и скрепляли между собой железными скобами. Поверх круглых брёвен по ширине колеи грузового автомобиля выкладывали два ряда необрезных досок шириной примерно по полметра, чтобы было меньше тряски при проезде по мосту. Для грузовика эти доски конечно помогали, а для велосипедиста были опасны, т.к. между досками были продольные и поперечные щели и колесо велосипеда могло легко в них провалиться и заклинить, а сам велосипедист рисковал свалиться в воду с высоты моста. Велосипедисты, как правило, пешком преодолевали мост. Мотоциклисты же порой проезжали по середине моста, по круглым брёвнам, как по стиральной доске. Для большей устойчивости мотоциклисты ещё и расставляли широко ноги, что со стороны смотрелось смешно.
Если бы мост на период паводка не разбирали, то он мог бы как плот уплыть вниз по течению. Более того, местность рядом с мостом через реку низкая и затапливалась при разливах водой. Дорога при этом прекращала своё существование, жители заречных населённых пунктов оказывались на несколько недель отрезанными от города. Попасть в город на работу, на учёбу в старшие классы в школу, в магазины, вокзал или в больницу большая проблема, почти водная блокада. Дорога в этот период времени превращалась в дорогу жизни.
Кроме того, в деревне Крутово была в те времена молочная ферма совхоза «Клязьменский»
и молоко надо регулярно отвозить на молокозавод, что стоял у железнодорожного переезда напротив фабрики «Труд. коллектив». В качестве временной переправы организовывали переправу на дюралевой моторной лодке. От фермы до моста подвозили молоко в бидонах по 40л. на тракторе, перегружали на моторную лодку, везли до пристани у водокачки и перегружали на автотранспорт. Пустые бидоны возвращали в обратной последовательности. Лодка небольшая, поэтому взять дополнительно и пассажиров было проблематично, а гонять лотку только из-за пары пассажиров было накладно и выполнялось только по договорённости. Сотовых же телефонов тогда ещё не было, чтобы люди могли сгруппироваться в одно назначенное время в одном условном месте.
Дорога от деревни Крутово до молокозавода грунтовая, длинная и ухабистая, поэтому одно время зимой организовывали более короткий путь. Торили трактором дорогу от фермы сразу к Клязьме. К этому же месту торили дорогу от Борщевни. Крутовский трактор привозил молоко в бидонах до реки, затем бидоны на руках, дабы не провалить лёд тяжёлым трактором, переносили на другой берег, грузили на прицеп второго трактора и везли на молокозавод. Так выходило сподручней.
Деревня Крутово – старинное поселение. Отдельное историческое описание его и иных мест юга теперешнего Петушинского района за последние четыре века можно прочитать в книгах краеведа Большаковой Н.В. «Вотчины Троице-Сергиева монастыря по реке Клязьме на юге Покровского уезда Владимирской губернии с конца XVI века до 1764 г.» и «Крутецкий приход Аннинской волоски Покровского уезда Владимирской губернии с 1724 по 1924 годы». Крутец – это поселение рядом с Богоявленским храмом у деревни Леоново.
http://ist-konkurs.ru/raboty/2009/1630- … iii-xix-vv
Только в начале этого века получилось построить крепкий мост и дорогу к нему с твёрдым покрытием.
Лодки
Некоторые жители Борщевни увлекались и промышляли рыболовством и могли себе позволить обзавестись и содержать небольшие деревянные лодки. Пять-семь лодок стояло на приколе на Ключах, и примерно столько же на Бортняшке. Длина лодки примерно три-четыре метра, ширина около одного метра и высота порядка пол метра. Конструкция такая же, что указано на фото.
Прикол – кусок трубы с проушиной наверху, зарытый в землю берега недалеко от воды. Чтобы не было возможности легко вырвать прикол на нижней его части делали изгиб или приваривали какую-нибудь поперечину и укрепляли камнями. Каждая лодка имела крепёжную цепь, которой и привязывали лодку к приколу и фиксировали амбарным замком. Вёсла каждый раз приносили и уносили с собой. По внешнему виду все лодки немного отличаются друг от друга и хозяева легко узнавали свою.
Наличие такой нехитрой противоугонной системы вполне было достаточно для некоторой гарантии сохранности лодки, тем более, как общеизвестно, что все замки и запоры только от животины и честных людей. Были случаи, хоть и редкие, что лодки пропадали. И на наших приколах милиция искала лодки, пропавшие выше по течению.
Летом лодки были на приколе на воде, а на зиму лодки переносили на руках подальше на берег, переворачивали вверх дном и ставили на подкладки, чтобы меньше гнили. И, разумеется, фиксировали цепью и замком к другому приколу. Деревянная лодка тяжёлая, поэтому тащить на руках очень тяжело. Если в компании четыре-пять сильных людей, то они справлялись с некоторыми остановками в пути. При меньшем количестве помощников применяли перекатные валки, как и во времена строительства древних египетских пирамид для фараонов. Валки - это ровные брёвна длиной метр-полтора в количестве трёх-пяти штук, которые по переменно подставляют под лодку. Лодку тянут-толкают, а валки под ней при этом катятся. Лодка в перевёрнутом виде, чёрная, с отметинами, с наростами, напоминает тело небольшого кита.
Лодки деревянные и постоянно контактируют с сыростью, поэтому важно выполнить гидроизоляцию. По весне, в начале тёплого сезона, наружные стенки и дно очищали от прежней наполовину отвалившейся смолы, проводили осмотр и ремонт. Затем промазывали стенки и дно разогретой смолой или битумом. Смолу разогревали в ведре на костре. В качестве кисти для нанесения смолы выступала тряпка, намотанная на конец палки. Внутренние поверхности лодки красили краской. Тот, кто поленился выполнить гидроизоляцию вынужден периодически отчерпывать лужу со дна лодки. А если течь большая, то лодка у прикола могла и затонуть.
Было у битума и иное назначение. Нам часто показывали по телевизору, что американцы и канадцы на спортивных соревнованиях что-то постоянно жуют, вроде какую-то резинку. Мы по-детски пробовали ластик жевать- фигня какая-то. А вот кусочек чёрного битума неплохо поддавался жеванию. Разумеется, в рот несли только чистый кусочек битума, взятый из серединки большого куска. Твёрдый битум хорошо колется и добраться до чистого кусочка не проблема. Вот и такую глупость на себе испытывали, подражая, как обезьянки, иноземным янки.
Некоторые рыбаки имели в своём арсенале для лодки бензиновый мотор «Вихрь». Эх, хорошо прокатиться по реке с ветерком на моторной лодке. Так же было забавно в купальный сезон находиться в воде в момент прохода невдалеке моторной лодки. Чувствуешь себя как на море, хотя из нас тогда никто на море не был. Волна то поднимает тебя, то опускает несколько раз. Увидев и услышав приближающуюся по реке моторную лодку ребятня кидалась в воду. Некоторые чумовые плыли на середину реки, т.к. там, рядом с моторкой, волны самые большие. Такие горе-пловцы создавали напряг на лодке из-за опасения кого-то подмять лодкой или поранить винтом мотора, и такой несчастный случай даже как-то был. Вода ошибок не прощает.
Однако, есть и обратная сторона данной механизации передвижения по воде. Как говорится: «любишь кататься, люби и саночки возить». Мотор очень тяжёлый и его несли от дома до лодки и обратно на себе. Так же надо нести с собой запас бензина в канистре, вёсла и иной рыболовный инвентарь. Порой один человек с этим за один приход не справлялся или приходилось делать несколько ходок, чтобы укомплектоваться всем необходимым, при этом оставляя на берегу принесённый ранее скарб под присмотром случайных прохожих. Наконец все вещи принесены и погружены на лодку. То, что надо прятать от дождя, убирают в крытую нишу носа лодки или в ящик-сиделку на корме. Лодку отвязывают от прикола и отталкивают от берега в свободное плавание. Тут начинается лотерея: заведётся мотор или нет. Механизм запуска автономного бензинового двигателя будь то бензонасос или генератор или бензопила за последние пол века не изменился: надо резко и с силой дёргать шнурок, заставляющий вращаться вал мотора. Занятие нудное и тяжёлое, порой рука отсохнет от многократных телодвижений пока добьёшься запуска двигателя. А лодка тем временем медленно отплывает от места стоянки вниз по течению. Были случаи, когда лодочник отчаялся заводить мотор и грёб вёслами вверх по течению, лишь бы вернуться к своему приколу. Печальные эмоции зашкаливают.
Самостоятельное плавание на лодке
Нам повезло тем, что в нашей компании подростков был парень Виктор, у которого отец, как мы его звали- дядя Валя, был заядлый рыбак и у них в семье была своя деревянная лодка. Периодически мы канючили и уговаривали Виктора выпросить у отца лодку, чтобы покататься всей компанией вместе по реке. Конечно, это было большое событие и развлечение для нас, но в поход брали не более шести человек, да и то из тех, кто уже научился уверенно плавать и мог переплыть Клязьму. Сперва забирали два весла из сарая возле дома и несли их до лодки, сменяя друг друга, т.к. каждому хотелось на плечо взгромоздить настоящее весло. Но нести его не сподручно, т.к. во время постоянных разговоров хочется обернуться, а длинное весло тем временем могло ударить нечаянно другого собеседника, который шёл немного впереди. Если в лодке была вода от дождей или купальщиков, то сперва консервной банкой отчерпывали её. Консервная банка всегда была под рукой на всякий случай. Затем открывали замок, снимали лодку с прикола и цепь с закрытым замком укладывали на нос лодки. Ключ от замка всегда хранился на верёвочке на шее сына хозяина лодки, дабы не потерять и всегда был на виду.
Сразу договаривались, кто первым гребёт, а кто и когда потом на подмену. Взрослый человек в одиночку управляется обоими вёслами и боковым зрением следит за правильностью движения. В нашем детском варианте гребцы садились на центральную лавку лодки, каждому доставалось по одному веслу. Уключину весла вставляли в проушину, закреплённую на корпусе лодки, в качестве смазки использовали воду, чтобы уключина не скрипела при каждом движении весла. Остальная команда садилась на лавки спереди или сзади от гребцов. Рулевой, он же сын хозяина лодки, всегда садился сзади.
Сперва вёсла держали вдоль лодки, чтобы при выходе от прикола их не сломать об соседние лодки или берег. Общими усилиями лодку отталкивали от берега и как только работе вёсел ничего не мешало, гребцы опускали вёсла на воду и брались за работу. Чтобы развернуть лодку на воде, надо работать вёслами в противофазе: одним веслом грести как при движении вперёд, а вторым в противоположную сторону. Сперва всегда наступала путаница, кто куда должен грести, но потом мал-по малу привыкали. Плыли всегда от Ключей вверх против течения, порой поднимались дальше острова, в зависимости от настроения.
Задача гребцов – грести вёслами, причём синхронно, чтобы лодка носом не рыскала курс. Если весло очень глубоко опустить в воду, то грести становится намного тяжелее и велика вероятность, что веслом можно зацепить дно, какую-нибудь корягу или тину. Если веслом только чиркать воду, то усилия толкания лодки будет ничтожным, а вероятность того, что обрызгаешь водой других членов экипажа, велика. Поэтому надо постоянно следить за положением весла в воде, чтобы оно было и не выше и не ниже какого-то среднего положения. Грести против течения намного тяжелее, чем грести по течению, поэтому, против течения гребли более сильные члены команды, а кто по слабее – по течению. Но чтобы зря не мучать гребцов, обычно прокладывали маршрут по той части реки, как правило рядом с берегом, где нет стремнины, основного потока воды. Но для этого при длительном плавании приходилось несколько раз пересекать реку поперёк с галсом (углом) по курсу, к другому берегу. Но и близко к берегу идти нельзя, т.к. есть вероятность наткнуться на отмель или корягу. За всё за это отвечал рулевой, как более опытный из нас, чаще выходивший на реку на лодке вместе с отцом.
В задачу рулевого входило прокладывание маршрута движения лодки и подача команд, которые гребцы должны выполнять, т.к. сами гребцы сидят спиной вперёд хода лотки и правильно оценить свои движения не могут. Рулевой говорил, какому гребцу надо более интенсивно грести веслом, а кому помедленней. Иногда рулевой брал с собой из дому третье весло, широкое и без уключины, как плоская лопата для снега, и сам им рулил, выправляя ход лодки.
Разумеется, весь этот заплыв сопровождался комментариями каждого участника команды, смехом, брызгами, спорами, так, что ор стоял над рекой. Из далека было слышно, что приближается лодка с подростками. Рыбаки, сидящие порой на берегу с удочками, показывали нам кулаки и семафорные знаки, что бы мы помолчали и тихонько объехали его прикормленное место. Знакомые купальщики норовили доплыть до нас и подержаться за борта лодки, а порой и пристроиться к заду нашего речного корабля, держась за него руками. Иногда, мы сами останавливались у берега, чтобы отдохнуть, поплавать или просто походить по округе. При этом всегда вытаскивали лодку общими усилиями из воды, примерно, до половины корпуса и привязывали цепью к дереву, чтобы течением не унесло.
С непривычки на ладонях гребцов образовались водяные мозоли, некоторые из них даже лопались, что доставало неприятности и боль. Кроме того, лодка изготовлена под взрослого человека и подросток за вёслами чувствовал себя не уверенно. Чтобы толкать вёслами воду, надо ногами во что-то упираться. На дне лодки есть выступы от перемычек-лонжеронов, но до них короткие ноги подростков не всегда дотягивались. Получается, что ты при гребле веслом всегда ерзыкаешь пятой точкой на лавке. Так, что работа гребца превращалась в серьёзное испытание и физическую работу для подростков.
Накатавшись, уставшая, но всегда довольная команда возвращалась к месту прикола лодки, ставили лодку на цепь, уносили вёсла на прежнее место. Впечатлений хватало на неделю, не меньше. И родителям было что рассказать об увиденном и пережитом, да и между собой обсудить подробности, на зависть тем, кто по каким-то причинам не участвовал в плавании на лодке. Но именно те, кто не участвовал в заплыве становились основными попрошайками организации следующего похода на лодке и, если хозяин лодки соглашался, то мы- все остальные, по возможности, радостно присоединялись к повторному путешествию.
Во времена СССР в больших городах, где рядом протекает река, организовывались лодочные станции, где можно было взять на прокат лодку и научиться работать вёслами. В малых же поселениях выручали только личные лодки и личные договорённости.
Водные туристы
Часто можно наблюдать в тёплое время года, когда в Мазаихе дружно движется группа молодых крепких мужчин в камуфляжной одежде, неся в руках и на своих плечах огромные баулы. В группе можно видеть женщин и детей. Это водные туристы, любители приключений и новых ощущений при движении по реке.
Сформировались две группы туристов: одна группа плывёт на байдарках до Петушков, а вторая от Петушков. В любом случае, сплав идёт только по течению реки, чтобы меньше уставать на вёслах и оставалось больше сил для наблюдения окрестностей. Начало и конец путешествия один и тот же – станция железной дороги, которая должна быть как можно ближе к реке, т.к. баулов много и они очень тяжёлые. Некоторые туристы даже берут с собой тележки, чтобы хоть что-то не нести на своей спине. А брать с собой приходится много: байдарки (алюминиевый каркас, сиделки, брезент), алюминиевый вёсла, тёплые вещи, спальные мешки, котелки и посуду, запас продовольствия и прочее, что может данным туристам понадобиться в пути.
Во времена СССР спасательные жилеты у водных туристов не были в моде. Резиновые надувные лодки широко не использовались для сплава, т.к. они в основном были маленькие, тяжёлые, не надёжные и требовали наличие с собой лишнего предмета – насоса.
Те, кто плывёт до нашего города начинают сплав, обычно, от железнодорожной станции Усад, там от платформы до реки примерно один километр пути. Этим маршрутом чаще пользуются и жители Петушков при однодневном сплаве по реке. Самые продвинутые туристы из Орехово-Зуево начинали свой маршрут из своего родного города, а заканчивали в Петушках.
Те, кто плывёт от нашего города, обычно заканчивают маршрут в городе Собинка. Но этот маршрут более длинный, чем от Усада до Петушков. Самые решительные могут доплыть и до Владимира, там Клязьма сосем рядом подходит к железнодорожному вокзалу.
С появлением Интернета проплыть по этим маршрутам можно и виртуально, не выходя из дома, т.к. многие путешественники любят выкладывать в сеть свои видеоотчёты для общего ознакомления. Однако, это совсем не те ощущения, что переживает человек самостоятельно двигаясь по реке, ночуя у костра на берегу, вдыхая свежий воздух полей и лесов, окружающих Клязьму. Это отдельная романтика и не всем она подходит. Надо пробовать и ощутить хотя бы один раз в жизни на себе, только тогда поймёшь: твоё это или нет. И даже если это не твоё, то воспоминания о походе всё равно останутся на всю жизнь. Правда, кроме эмоций, финансовая составляющая таких серьёзных походов заставляет человека менять свое отношение к речному туризму, т.к. все сопутствующие походу вещи надо купить и где-то годами хранить в исправном состоянии до следующего похода. Увы, любой туризм – это расходы.
Обычно туристы плыли группами по две-три байдарки. Байдарки бывают разными по длине и количеству гребцов: одиночные, на два или три места. Если на байдарке несколько гребцов и все они синхронно гребут вёслами, то со стороны смотрится очень обворожительно, да и скорость движения приличная. Но особенно в зрелищности и скорости преуспели спортсмены на соревнованиях. Гребцы высокорослые, атлетического телосложения, у каждого по одному длинному веслу. Вёсла закреплены к бортам байдарки в шахматном порядке. Сиделки на роликах. Спортсмены энергично гребут в едином порыве. Байдарка не плывёт, а летит по воде как стрела. Красиво! Лучше конечно наблюдать в живую, т.к. телевизор не даёт таких впечатлений.
Однако, устойчивость таких судов минимальна и стоит налететь на корягу или одному из гребцов сильно наклониться на сторону, то туристическая байдака со всем содержимым может перевернутся, а скарб утонуть.
Местные отдыхающие на берегу всегда с интересом смотрят на гостей и их экипировку, пытаясь понять мотивы, которые движут этими странниками. Человека всегда притягивает экзотика и то, что он не видит в повседневной жизни.
Жители большого города окружены каменными «джунглями», вокруг них нагромождение каких-то искусственных строений. Деревьев и разнообразие их видов в городе ничтожно мало, в основном тополя, липы, американские клёны. Трава и цветы только в отгороженных местах, остальная земля заасфальтирована. Большая вода на улице только в виде луж. Воздух пропитан выхлопными газами и выделениями промышленных предприятий. Из птиц только голуби да вороны, воробьи да синицы. Из насекомых только комары да мухи. Из-за обилия освещения люди в безоблачную ночь не видят звёздного неба, они не знают о его существовании. Даже построили забаву-планетарий, где за деньги показывают жителям нарисованное на потолке звёздное небо. Высокие здания загораживают восход и заход солнца. Многие ребята и дечата не умеют плавать, если рядом нет бассейна и нет туда доступа. Люди устали от телевизора. Квартиры – клетушки. В квартирах всё стерильно, сюда в этом не ходи, туда не сядь. Вода из крана, отопление от батарей. Тёплая, но маленькая ванна. Рыба, неизвестно, когда и где выловленная, и только из магазина. Нет простора и чувства свободы и воли, если нет отдушины хотя бы в виде дачи.
А тут в походе всё совершенно по-другому. Бесконечная природа от горизонта до горизонта, большое разнообразие видов деревьев и трав. Огромная и сильная река, крутые и пологие берега. Воздух пропитан естественным ароматом трав, деревьев и воды. Разные виды птиц и насекомых окружают тебя, в воде плещется рыба, лягушки прыгают с берега. Если повезёт, то можно увидеть ужа, переплывающего реку или стадо коров на водопое. На стоянке в реке можно плескаться, нырять и купаться, размахивая руками и ногами с большими брызгами и не бояться, что зальёшь соседа снизу. Заготовка дров для костра, работа своими руками с пилой и топором. Приготовление еды в закопчённых котелках на открытом огне и воздухе, запах костра. Рыбу для ухи можно самому поймать в этой самой реке, по которой плывёшь. Прекрасные виды заката и восхода солнца, туман над рекой и полями. Ночью, в безоблачную погоду, можно увидеть бесконечную вселенную звёзд. Как тут не вспомнить знаменитые слова Ломоносова М.В.:
«Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.»
https://rupoem.ru/lomonosov/lice-svoe-skryvaet.aspx
Деревенские и жители частных домов малых городков всю эту жизнь, что для городских считается экзотикой, видят почти каждый день и не считают её чем-то особенной. Наверно, поэтому деревенских не так тянет к байдаркам и таким походам. Для деревенских жителей долгое время считалось экзотикой – пожить в тёплом жилище, где есть тёплая вода, тёплый туалет, тёплая ванна, газовая или электрическая плита. Очень жаль, что магистральный газ, как дешёвое топливо, так долго не был доступен большинству населению страны.
Рыбалка
В свободное от купания время дети могли в летние каникулы заниматься другой забавой – рыбной ловлей. Да, я не ошибся, сказав дети, т.к. в 60-70 годы считалось нормальным, когда ребёнок семи-восьми лет, скажем, в семь часов утра или в шесть часов вечера один идёт на речку ловить рыбу. И дети и родители не боялись, хулиганства особого не было.
Обычно моё место ловли рыбы, пока еще был младшеклассником, располагалось от Ключей до водокачки. Но там же могли уже сидеть другие рыбаки, в том числе относительно взрослые, с удочками. Примечательно, если ты пристроишься недалеко от рыбака, тот будет на тебя ворчать. А если ты сядешь поодаль, то он тебя будет уважать, запомнит, как ты выглядишь. Когда мимо пройдёт, то обязательно подбодрит ребёнка, поговорит как с равным. Так заводились сперва шапочные знакомства, а потом и товарищеские отношения. При этом становилось повадней сидеть на берегу, зная, что с тобой не вдалеке сидит знакомый человек. Порой ты его самого даже не видишь за травой и кустами, а видишь только длинное удилище, торчащее от берега, которое иногда поднимается или опускается.
По мере взросления менялись и мои места ловли рыбы. Уже мог на велосипеде съездить за мост или на старицу, что у моста,чуть выше по течению, или на берег ниже по течению. Там места намного тише, рыбаков мало, рыба не пуганная. Хоть и ездил порой один, но беспокойства особого не было, считалось всё само собой разумеющимся. Уже постепенно привык к самостоятельности, а привычка придавала самоуверенности.
Взрослые рыбаки приходили рано утром, на зорьке, ещё туман порой не рассеялся над рекой. Дети же так рано вставать не могут, т.к. сил нет так рано подняться. И даже если с вечера с родителями договорился, чтобы они тебя рано утром разбудили, ну никак нет сил и воли подняться и хочется хоть чуточку поспать ещё. И только когда тебя совсем растолкают и сон прогонят, то вяло идёшь на реку, пообещав родителям, что к завтраку к назначенному времени вернёшься, часы уже были на руке. С утра ловить сподручней, т.к. нет бликов на воде от солнца, которые порой застят поплавок. С утра и ветра меньше. Глаза всегда в напряжении, а любая рябь на воде от ветра сбивает тебя с толку: поплавок качнулся от начала поклёвки или просто от ветра или волны.
На Ключах ловить рыбу было иногда удобно, т.к. можно сидеть на лавке деревянной лодки. Но если приходил хозяин лодки и шумно копошился с ней, плескал вёслами, то рыба с испугу уходила. На ключах ловилась в основном верховка на чёрный хлеб, но лучше брала на мух. Чуть ниже ловили плотвичек, а ближе к водокачке- пескариков.
Удочки у меня и моих сверстников были самодельные. Удилище моей удочки длиной примерно два-три метра было сделано из ствола молодого орешника, что рос на задворках дома. Леску и крючки покупали в универмаге на станции. Поплавок был покупной или самодельный из сплошного белого пенопласта. Грузило делали из кусочка свинца.
Свинец для грузил и иных детских забав добывали сами по отработанной предшественниками технологии. Находили на свалке старый автомобильный аккумулятор, всей ватагой его разбирали и извлекали свинцовые решётчатые пластины. На берегу речки в кустах разводили костёр. Свинец комкали и укладывали в железную консервную банку. К недоотрезанной крышке банки прикрепляли деревянную палку-ручку. Банку ставили на огонь. Когда свинец расплавится аккуратно доставали банку из костра и содержимое банки выливали в формочки – алюминиевые столовые ложки. Каждому из участвующих по одной такой ложке свинца получалось. Когда свинец остынет, его легко извлекали из ложки. Можно отливать и в иные плоскотелые формочки. Но нельзя отливать в тыльную сторону закрытых ёмкостей, типа баллончика от аэрозолей, т.к. остатки аэрозоли могли вспыхнуть от жара и алюминиевый баллончик от избытка давления внутри мог разорваться как граната, калеча окружающих вокруг. Можно заливать расплавленный свинец в ямку в земле, но отливки при этом получались с большой шероховатостью и неприглядным видом. Вот так, в непринуждённой игровой манере, дети, оказывается, учились металлургии, физике и литейному делу.
Каждый у себя дома мог откусить кусачками кусочек свинца от отливки, расплющить молотком в полоску и изготовить нужное по весу грузило: что бы поплавок не тонул, и чтобы поплавок на боку не лежал. Важно добиться, чтобы поплавок на воде стоял торчком, наполовину погруженный в воду, так он наиболее чувствителен к поклёвкам. Испытания положения поплавка проводились на огороде возле дома или в ведре, или в бочке с водой.
В качестве котелков для пойманной рыбы использовали или старые трёхлитровые бидончики из-под молока, или банки из-под краски с приделанной ручкой из проволоки. Котелок хорош тем, что на него порой можно присесть. Иногда на речку вовсе ходили без котелка, а пойманную рыбу нанизывали на кукан – кусочек ветки ивы с поперечным отростком. При этом пойманную рыбу опускали в воду, а край кукана прижимали камнем, чтобы добычу не унесло.
Правда, однажды была история с таким куканом, опущенным в воду. Рыба на кукане живая и шевелится. Вдруг вижу, что-то лохматое плывёт в воде рядом со мной вдоль берега. Я сильно испугался, бросил удочку и с криком отбежал повыше на берег. Немного успокоившись, забрал удочку, улов и убежал домой. Услышав мой рассказ, отец предположил, что это могла быть водяная крыса, которую приманила лёгкая добыча- рыба на кукане, тем более, что обычно рыбак сидит на берегу тихо, как будто его и нет вовсе. https://wildfauna.ru/vodyanaya-krysa
В ловле рыбы не столько важен результат, сколько сам азарт процесса ожидания поклёвки и само выуживание рыбы на поверхность. Ну, конечно, чем крупнее попалась рыбка, тем приятней самому и есть, чем похвалиться перед другими.
Чем ниже спуск крючка, тем серьёзней рыба. При спуске крючка на глубину 20-30 сантиметров наживку берут в основном верховки, ельцы, краснопёрки. У верховки и ельцов глаза черные. Эти рыбки бестолковые - не бояться удара грузила и поплавка о воду при забросе снастей. Быстро клюют, но сами по размеру маленькие, не более 12 сантиметров в длину Их ловить весело, поклёвки частые. Можно ловить в проводку, т.е. забрасывать крючок с наживкой на встречу по течению и наживка естественно дрейфует, пока не выберется вся длина лески. Потом надо снова перезабрасывать наживку вверх по течению. А можно найти место с малым течением, там поплавок почти стоит на одном месте. Можно бросить в воду жесткую корочку хлеба как прикормку, тогда мальки стайкой налетают и толкают его, привлекая внимание более крупных рыбёшек, которые могут попасться уже на твою наживку. При этом поплавок сперва легонько опустится – пробный прикус, а потом резко поведёт в сторону или на глубину. Тут уж не зевай – подсекай. Повезёт – добыча твоя, нет – жди следующую поклёвку. Однажды на моём крючке жало отвалилось, а запасного крючка с собой не было. Беда, рыба клюёт, ты её тащишь, а она легко сходит с крючка. Обидно, а уходить с реки не охота. Мученье какое-то получилось.
При спуске крючка на 50…70 сантиметров можно ловить плотву. У плотвы глаза красные. Ловили на чёрный хлеб или маленьких червей. С хлебом проще- отрезал горбушку и пошёл на речку. Червей же надо где-то выкопать заранее. У одного моего одноклассника Вовы отец был заядлым рыболовом. Так он, чтобы не искать каждый раз где-то червей, сам их разводил в ведре с перегноем в сарае катушинского дома. Чудно! Мне же приходилось искать червей на помойной куче в своём огороде, под прошлогодней листвой. Плотва клюёт редко, пока дождёшься поклёвки изведёшься ждать. Порой в ожидании весь запас чёрного хлеба по крошечки съешь…, так ни с чем домой и вернёшься.
Некоторые девчонки тоже любят ловить рыбу, но никогда в руки не возьмут червяка, страх не позволяет. Поэтому рядом с ними должен быть брат или отец, который бы бесстрашно насаживал червяка на крючок их удочки. Вот такая особенность.
При спуске крючка на донку, поплавок почти у самого края удилища, можно ловить пескарей на песчаной отмели. Ловили на хлеб или червя. Поплавок просто лежит на поверхности воды. Как только пескарь начнёт брать наживку, то леска напрягается и поплавок дёргается. Если на крючке хлеб, то надо сразу тянуть. Если на крючке червь, то приходится ждать более активной поклёвки, чтобы пескарь заглотил червя, а не просто откусил от него кусочек. Но тут уж лотерея, как повезёт. Можно крючок вынуть из воды, а там пусто: не рыбки, ни наживки. Внешний вид у пескаря, как у мелкой копии сома, и отличается от внешнего вида плотвы и верховок.
Пойманный улов приносил домой. Что-то из рыбной мелочи доставалось коту, а остальное курам. Куры и почти все птицы, как потом рассказали на уроках биологии, являются потомками кровожадных плотоядных динозавров. При виде мяса и крови дуреют и могут заклевать до смерти даже своих собратьев, если у тех на теле по каким-то причинам появится кровь. Куры могут клевать даже собственное окровавленное тело, что очень опасно во время линьки, когда курица ходит совсем голая без перьев, а тело алое от кровяных сосудов у поверхности тела. Одно время родители метили своих кур коричневой краской-суриком, несколько похожей на запёкшуюся кровь, так куры очень быстро эту краску обклевали с перьев.
Рыбёшки покрупнее не потрошил, промывал и заливал рассолом на три дня. После чего солёную рыбу нанизывал на проволоку и подвешивал на чердаке, под железной крышей. Через недели две-три получалась вяленая рыба. Перед едой эту рыбу очищают от чешуи и кишок, отрывают голову и такое уже тельце пригодно для еды. Правда еды там кот наплакал, но азарт и желание солёненького всегда присутствовал, как и при поедании жареных семечек подсолнуха.
У взрослых рыбаков удочки были покупные, бамбуковые, составные, длиной до четырёх-пяти метров. Некоторые имели в арсенале две или три удочки одновременно. Снасти с такой удочки можно далеко закинуть, не боясь поймать водяные растения, что обильно росли у берега. Некоторые рыбаки приходили со спиннингом и ловили щук и окуней на живца или просто на блесну. Блесна – блестящая металлическая пластина, имитирующая мелкую рыбку. Забросив блесну рыбак быстро сматывает леску на катушку, при этом у хищной рыбы создаётся впечатление, что что-то съестное движется в воде и та с разбегу заглатывает блесну, на конце которой прикреплён тройной крючок. Чтобы не сломать удилище, рыбаки порой пользуются сачком с длинной ручкой, которым подхватывают добычу из-под низу. У таких рыбаков и котелок был солидный, самодельный, по форме, как приплюснутое с боков цилиндрическое ведро. А сверху котелка крышка с утеплителем из сплошного пенопласта, чтобы можно мягко и не холодно сидеть на котелке. Порой рыбаки одевали высокие резиновые сапоги, выше колен, края, который шнурками крепили к поясу.
Были заядлые рыбаки с резиновыми лодками, на которых переплывали на ту сторону реки и там пытали своё рыбацкое счастье. Некоторые рыбаки на деревянных лодках на вёслах или с мотором плыли вверх против течения. Там рыбаков и людей почти не бывает, места тихие, рыба не пуганная и больше вероятность поймать на удочку более крупную рыбу. Там же ставили закидушку: длинная толстая леска длиной до 20 метров, вдоль которой размещены через каждые метра два крючки с наживкой. Наживка или черви или личинки майского жука. На одном конце лески тяжёлое грузило -ложка свинца, а на втором дощечка с прорезями для намотки лески. Эту дощечку крепили у берега в потаённом месте, чтобы чужой не мог воспользоваться уловом и снастями.
Во время весеннего разлива весь луг за Бортняшкой покрывается водой и рыба из Клязьмы и многочисленных стариц свободно перемещается в поисках пищи и нового места жизни в любом направлении. Но проходит некоторое время и вода спадает. Не успевшая уйти на большую воду, рыба порой остаётся запертой в небольших обособленных водоёмах. Так же однажды произошло в одной из заводей Бортняшки. Местные рыбаки неожиданно узнали о том, что в этой заводи очень много рыбы, в том числе карасей, и облепили берег как мухи, некоторые даже резиновые лодки принесли. Чудно было смотреть со стороны на этот небольшой водоём, по берегам которого почти вплотную сидят рыбаки, а в центре плавают резиновые лодки. Более такой картинки я не встречал на Бортняшке. Самому участвовать в такой коллективной рыбалки не пришлось, так как там берега заводи заросли высокой травой и с моей маленькой удочкой туда не сунешься.
Иногда на Борняшку выходили с опаской рыбаки с бреднем. Бредень – это сетка длиной метров три-пять и шириной метра полтора, ко краям которой закреплены две палки. Некоторые рыбаки снизу тоже привязывают палку на всю длину сетки, чтобы снасть плотнее прижималась ко дну водоёма. Сверху сетки крепили поплавки из сплошного пенопласта. Размер ячейки бредня определялся по опыту и планируемой величине рыбы. При этом, чем меньше ячейка сетки, тем тяжелее тянуть бредень.
Как правило два рыбака тянули бредень, еще пара рыбаков была на заменку, но при этом создавали шум, чтобы рыба шла в бредень. Хоть это и сетка, но фильтровать ей воду очень тяжело, т.к. у берега всегда много травы, а на дне густого холодного салообразного ила. Часть рыбы, особенно покрупней, чувствуя опасность, перепрыгивает через верх сетки. Часть рыбы прячется в ил и траву. Поэтому рубакам надо и низ сетки прижимать как можно плотнее ко дну и верх сети держать высоко над водой. Сделав заход, бредень выносили на берег и вытряхивали всё содержимое. Мальков отпускали обратно в воду, а крупную рыбу складывали в ведро. Таким образом и рыбу ловили и водоём чистили от застаревших гниющих растений, доставали битые или утонувшие бутылки или иные предметы, кем-то брошенные в воду.
Однако, такая рыбалка была запрещена законом и рыб. инспекторы могли за неё конфисковать снасти, оштрафовать и сообщить по месту работы провинившихся для проведения товарищеского суда над браконьерами.
Клязьма зимой
Зимой Клязьма тоже не пустовала, но общепринятого подлёдного лова с ледорубами и лунками вблизи Борщевни не видел. У нас подростков же одно время была забава посидеть с острогой (как первобытные люди) у проруби на мелководье брода через Бортняшку. Острога состояла из деревянной палки, на конце которой поперечина с набитыми на ней гвоздями. Выдалбливали днём во льду прямоугольной формы прорубь с размерами примерно полметра на метр, вычищали остатки льда совковой лопатой. По длинным сторонам проруби укладывали два бревна – сиделки. Ловить приходи по темноте, рассаживались на брёвна и светили в прорубь карманными фонариками. Предполагалось, что рыба пойдёт на свет и отдушину, т.к. подо льдом в воде мало кислорода для дыхания рыб остаётся. Пытались сидеть тихо, чтобы не вспугнуть рыбу громкими разговорами, но это плохо получалось. Иногда какая-то мелкая рыбёшка всё-таки подплывала, тогда несколько острог почти одновременно било о поверхность воды и устремлялись в глубину. Разумеется, ничего не поймали, но впечатлений и разговоров было много. Постепенно эта безрезультатная забава прискучила и от неё отказались. Да и родители были против таких ночных бдений у ледяной воды на безлюдной Борняшке.
Но Бортняшка годилась ребятам не только для рыбной ловли и купания, но и для катания зимой на коньках. Каток мы организовывали для большей безопасности не над самой Бортняшкой, а немного подальше, на противоположном её берегу. Там после осеннего разлива стояла и замёрзла вода.
Подростки приходили на каток с лопатами и клюшками, а некоторые и с коньками. Площадку чистили от снега лопатами до нужного размера. Иногда из проруби вёдрами брали воду и заливали площадку водой, чтобы лёд был прочнее и ровнее. А потом начинались хоккейные баталии, с криком, спорами, общим весельем. Именно из-за этого шума нас и притесняли, когда мы организовывали в Борщевне хоккейные площадки рядом с жилыми домами. На Борняшке было хорошо и просторно, никто из взрослых не ругался, сами себе хозяева. Но, увы, это только в светлое время коротких зимних суток, т.к. в темноте улетевшую в снег шайбу найти уже не представлялось возможным. Увы, всё-таки нужна освещаемая детская площадка и вскоре мы со своим хоккеем вернулись обратно в Борщевню.
Кроме проруби на Бортняшке была еще прорубь на самой Клязьме, напротив Ключей. Это прорубь для полоскания белья. Женщины на санках привозили в кошёлках стиранное бельё и присев на корточки полоскали его в ледяной воде. Руки тут же становились красными от холода и работы. Порой для полоскания использовали палку, чтобы руки меньше морозить. Мало того, что полоскали, так ещё и отжимать бельё на морозе надо, а бельё обычно крупное: простони да пододеяльники. Дома такие большие вещи полоскать особо негде, в плоском корыте места мало, да и разбрызнешь воду по полу. Да и за водой сколько раз за стирку на колодец с вёдрами сбегать надо. Вот и шли бедолаги на ледяную реку полоскать, как и в прежние времена их матери.
Чтобы как-то защитить людей от ветра вокруг проруби, на некотором расстоянии от неё, мужчины делали вал из снега: катали снежные комья, как дети для снеговика, и ставили их друг на друга. Получался некий загон высотой около одного метра с входом. Затем в эту стену по периметру втыкали ветки, чтобы как бы получился плетень и тормозил сильный ветер. Так и прорубь меньше замерзает и снега меньше внутри строения и полоскальщицам малость по приятнее.
Давно подмечено, что в конце каждой стирки должно быть ополаскивание в холодной воде, т.к. после этого бельё будет более душистым, когда высохнет. Тем более, что и сушили на морозе. Домой бывало мама занесёт с улицу такой пододеяльник, а он огромный, врастопырку и твёрдый, как фанера, того гляди сломается.
Летом женщины ходили на реку полоскать бельё с лодок у Ключа. Летом всё сподручней: и вода теплее и на лодке есть место, где можно разложить вещи по лавкам. Хозяева лодок относились к этому обстоятельству с пониманием и не ругались, тем более, что почти все были как-то знакомы между собой. Но летом, без санок, тяжелей носить мокрое бельё на реку, да обратно. Порой, договаривались с хозяевами домов, чьи задние усадьбы выходили на берег Клязьмы о том, чтобы пройти с бельём напрямки через их участок. Но всё равно дорога была тяжёлой, т.к. надо на обратном пути от реки подниматься на большую высоту расположения Борщевни.
С появлением стиральных машин и водопровода нужда ходить на реку полоскать бельё отпала. Но случись какая большая беда, что не будет ни электричества, ни водопровода, то люди снова вспомнят старый промысел и как его обустроить.
Любители лыжных прогулок облюбовали русло Клязьмы и проторили по реке лыжню, уходящую в сторону Крутово. Мои родители не советовали кататься на лыжах по непредсказуемому льду, но я однажды всё-таки проехался по этой лыжне в сторону острова, вверх по течению от Ключей. Моё внимание привлёк туман, поднимающийся в том районе реки. Подъехав по ближе к этой дымке, я увидел промоину во льду, от которой как раз и поднимался туман, т.е. тёплая вода испарялась в холодный сухой воздух. Такое личное наблюдение еще раз подтвердило общее правило, что родителей надо слушаться, даже если пока ещё не понимаешь почему именно так надо поступить. Вода, она ведь и камень точит. А тут всего лишь лёд, да еще на такой стремнине. Конечно, лёд изнутри истирается потоком воды, да ещё с добавлением речного песка, и становится тонким, а на поверхности льда человек об этом не знает, может наступить на тонкий лёд и провалиться в ледяную воду. Был до войны случай, рассказывала мама. Одно время торф для котельной фабрики «Катушка» с посёлка Клязьменский возили зимой в санях на лошадях по льду Клязьмы. Так и дорога ближе и путь ровней. Однако, в какой-то день лёд провалился и лошадь с тяжёлой кладью попала в ледяную воду. Пока её и сани еле-ели вытащили, животина совсем ослабла и пришлось её умертвить.
Кстати, существуют специальные установки для нанесения рисунка на твёрдых поверхностях, будь то металл или камень. Принцип работы такой же: в струю воды под высоким давлением подсыпают песок, который истирает твёрдую поверхность до нужного состояния. Такими установками сделаны, в том числе, барельефы для храма Христа Спасителя в Москве.
Ледоход на Клязьме у нас начинается в конце марта. Так уж сложилось, что ни разу воочию я не застал момент начала ледохода на реке, т.к. это была или ночь, или мы учились в школе. Но когда была возможность посмотреть на Клязьму, нашего льда на реке уже не было, весь уплыл и можно было только наблюдать разрозненные большие и малые льдины, плывущие из далека. Порой проплывали льдины со снежными крепостями вокруг проруби внутри, т.е. место полоскания белья на подобии того, что было у нас. Кататься на льдинах по реке никакого желания не было: холодно, воздух пропитан влажностью от большой площади открытой воды, не уютно. К тому же некоторые льдины, ударяясь о берег или друг о друга, с треском ломались на несколько частей. Но даже эти разрозненные льдины завораживали внимание и приходило понимание, что уже скоро придёт настоящее тепло и лето, а, следовательно, на Клязьме можно будет проводить больше свободного времени. Жизнь продолжается…
Эпилог
Учёные утверждают, что человек примерно на 60% состоит воды. Смею предположить, что часть жителей города Петушки тоже на 60% состоит из воды, причём, из воды реки Клязьмы, фигурально выражаясь.
Фотографии заимствованы из свободного доступа в интернете. Изображение на них может в какой-то степени не совпадать с текстом, т.к. текст составлен по памяти, а фото- это, что удалось найти более-менее похожее на увиденное 50-60 лет назад.
P.s. Впервые идею открыть водное сообщение по Клязьме из Москвы до Нижнего Новгорода подал владимирский губернатор Судиенко Осип Михайлович в нач. 1880-х. Судиенко в своем отчете жаловался на сокращение судоходства выше Владимира из-за обмеления и засорения русла и предлагал заняться очисткой фарватера.
Эта же тема поднималась еще несколько раз. В 1909 году судовладельцы волжского бассейна высказались за необходимость прочистить русло Клязьмы и предлагали установить три землечерпалки под Ковровым, в районе Владимира и около села Орехово (будущий город Орехово-Зуево)…
В 1912 году один из владимирских владельцев пароходов поднял вопрос о соединении с помощью канала Клязьмы с Москвой-рекой для судоходства. В 1917 году, несмотря на революции, были разработаны конкретные предложения по созданию новой водной системы от Нижнего Новгорода до Москвы с шлюзованием Клязьмы и по созданию в Коврове гавани и затона для зимовки судов…
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vla … 7-1-0-1185
https://ozmo.ru/article/sudohodnaya-klyazma-198110
https://dzen.ru/a/XZs3P6P25ACxHX8F
Отредактировано Пётр Петрович (Вс, 28 Май 2023 14:05:27)