Форум города ПЕТУШКИ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум города ПЕТУШКИ » Свободный полёт » Рассказы земляков. Школа №3 в 70-е


Рассказы земляков. Школа №3 в 70-е

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

О школе №3 города Петушки в 70-е годы

11 января 1971 года в г. Петушки открыла свои двери средняя школа №3. Школа была построена по новому прогрессивному типовому проекту, который тиражировался по многим городам СССР. Школа состоит из двух корпусов, соединённым между собой двухэтажным переходом. Если смотреть на здание школы сверху, то в плане её планировка схожа с буквой «Н».
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t390284.jpg

      Внутри фасадного трёхэтажного корпуса, напротив главного входа, расположена парадная лестница, ведущая на все три этажа этого здания и на второй этаж второго корпуса, т.е. к актовому залу и столовой. Слева и справа от начала лестницы имеются два портала для прохода на первый этаж второго корпуса.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t448442.png

  Кроме того, в фасадном здании имеются две пожарные/аварийные лестницы по краям здания с отдельными выходами на улицу. Слева и справа от центральной лестницы в каждом крыле располагаются широкие коридоры -  рекреации, учебные кабинеты/классы.  Каждый учебный кабинет имеет три больших окна на южную сторону. В переходе от лестницы до рекреаций так же располагалось по одному просторному помещению с окнами на север.
  В каждой рекреации располагались туалеты с унитазами и сливными бочками на высокой трубе, что сильно отличалось от того, что видели дети в детском саду и предыдущих школах: там были туалеты с выгребными ямами.
    https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t575237.png

В каждой туалетной комнате –отдельная раковина с холодной водой. Слив шёл в единую систему канализации. В некоторых кабинетах, например, химии, были свои раковины и водопровод.
  Есть такая народная примета, определяющая финансовое состояние организации - это состояние туалета. Если в организации благополучие, то и туалет хорошо отделан и на оборот, т.к. туалет, обычно, отделывают по остаточному принципу.
  Сразу на входе в фасадный корпус, с правой стороны располагалась раздевалка-самообслуживание для старшеклассников. В какой-то момент часть раздевалки перенесли в коридор и кабинет, что располагались в близи входа в спортзал. Раздевалки для учеников начальной школы располагались в крайних торцах рекреаций первого этажа, т.к. первый этаж полностью занимали ученики 1- 4 классов.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t650490.png

    Во втором корпусе на первом этаже располагались спортивный зал, столярная и слесарная мастерские, а на втором этаже - актовый зал со сценой, совмещённый со столовой и кухней. На сцене – пианино. В переходе первого этажа располагался кабинет физики, а в переходе второго этажа- небольшой учебный кабинет (с востока) и пионерская комната (с запада). Перед входом в актовый зал, рядом с учебным кабинетом располагались три раковины с холодной водой. Вода хорошая, её запросто можно было пить из-под крана – животы не болели.
   Отопление школы осуществлялось от автономной школьной котельной, расположенной за зданием школы. Котельную топили углём. Был штатный кочегар, к которому дети порой ходили на экскурсию. Для подогрева воды для технических нужд – мытья полов – использовали электронагревательную установка типа «Титан», расположенная на первом этаже в помещении, где обитали технички/уборщицы. Аналогичная водонагревательная установка была и на кухне.
  Перед школой был заасфальтирован участок земли – место для проведения в тёплое время года мероприятий, например, для общешкольных или пионерских линеек. К этой площадке примыкал небольшой заасфальтированный участок, на котором располагался памятник В.И. Ленину. Памятник тоже типовой: дедушка Ленин указывает путь в светлое будущее.

    https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t250444.png
 
 
   С памятником вышла вот какая история. Изначально, Ленин стоял спиной к школе и как бы увлекал всех за собой. Стандартная компоновка, как и на горе у Райисполкома.  Однако на практике выяснилось, что в таком случае все линейки проходят за спиной вождя, что как бы не этично. Поэтому через некоторое время Владимира Ильича развернули лицом к школе. При этом вождь стал указывать светлый путь в стену здания, но на это уже не стали обращать внимание и искать философский смысл.
  Вокруг школы проложены заасфальтированные широкие тротуары, на которых со стороны фасада здания иногда пытались проводить построения школьников. Однако были случаи внезапного выпадения кусочков силикатного кирпича из стены, поэтому вынужденно стали держаться подальше от здания школы, пока все слабые куски кладки не выкрошились и камнепады прекратятся.
  Пришкольный земельный участок был пустой, без большой растительности. Ранее на этом месте располагались огороды жителей катушинских домов и пустырь, но строители всё убрали и разровняли бульдозерами.  Размеры участка были порядка метров сто в ширину (с запада на восток) и метром 150 в длину (с юга на север). Почва на участке – суглинок, вперемешку с остатками силикатного кирпича и прочих строительных материалов, используемых для строительства школы, а также остатков прежних построек. Как результат: окультуривать и возделывать такую территорию было проблематично и этот процесс растянулся на несколько лет после открытия школы.
  Подход к школе был с четырёх сторон: с востока и запада, с юга и севера, но только западный подход имел асфальтовое твёрдое покрытие от тротуара улицы Спортивной. Остальные подходы к территории школы были обычными земляными тропками, покрытыми в межсезонье лужами. Для очистки обуви от грязи перед ступеньками крыльца школы были установлены железные ванночки, наполненные водой. К каждой ванночке прилагались обувные щётки, прибитые к палкам, для удобства оттирания грязи с обуви.
   В кабинетах школы была установлена новая школьная мебель: раздельные столы и стулья из дсп на металлических каркасах. Полы дощатые, крашеные. На главной стене каждого кабинета установлены большие классные чёрные доски. На окнах висят занавески, а на остальных стенах развешаны вспомогательные плакаты.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t384286.png

     
  Непременным атрибутом в каждом классе был портрет В.И. Ленина и плакат с какой-нибудь его цитатой. https://dzen.ru/a/ZEOAUClS3SHUL3pm
Странно как-то, что на всех памятниках в городе и на школьных портретах Владимир Ильич был изображён уже в зрелом возрасте, в то время как школа- место учёбы молодых людей и, вроде бы, напрашивалось видеть вождя тоже в соответствующем возрасте. На пример:

     https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t789882.png

  Наверно, кто-то из молодых спросит: «А кто эта интересная девушка?»  Крупская Н.К. – супруга и соратник В.И. Ульянова с 1898 г.,  см., например, https://dzen.ru/a/Y_x8Yjtq2H-1OHiD
    Учениками новой школы автоматически стали ученики железнодорожной школы №36, а также группа борщевинских учеников из школы №1 – см. «Рассказы земляков. Начальная школа»   Свободный полёт  . Специальной школьной формы для мальчиков не требовалось, лишь бы костюмчики были тёмными.
  Большинство учителей тоже перешли в школу №3 из школы №36, т.е. костяк школы остался прежним. Опустевшую деревянную школу №36 закрыли и со временем снесли.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t660784.png

Борщевенских ребят равномерно распределили по сложившимся классам. В основном в каждом классе, включая восьмой, было порядка 30 учеников, а классы были А, Б и В. Новенькие ребята стали как бы чужаками в сложившихся коллективах; к нам присматривались как ученики, так и учителя. Хотя вместе с учениками в школу №3 поступили и личные дела каждого ученика иной школы, но учителя хотели сами оценить способности вновь прибывших. Не совсем приятно, когда к тебе такое повышенное внимание со стороны и ты как будто должен себя как-то показать, зарекомендовать.
  Однако, адаптация в новом коллективе прошла для меня более-менее нормально. С некоторыми ребятами я был знаком ещё по детскому саду – см. «Рассказы земляков. Детство 60-х». С некоторыми ребятами проводили совместно время в составе отряда октябрят в детском пионерском лагере, куда меня родители определили после второго класса. Часть знакомых ребят влилась из филинской школы №1,где мы вместе учились до этого, т.е. не то, чтобы я был чужак-одиночка. Новички некоторое время «кучковались» отдельно, обмениваясь новыми впечатлениями, сравнивали ситуацию с филинской школой.
  Дорога до школы стала намного короче, почти в два раза, и составляла примерно 1,5 км. А так как я уже подрос и мог быстрее ходить, то время на дорогу с каждым годом тратилось меньше - минут 20-30. Некоторым ребятам из школы №3 очень сильно повезло, особенно тем, кто жил на прилегающих к школе улицах: из дома вышел, два шага и ты уже в школе. Правда, кругозора, разговоров с попутчиками и физической нагрузки несколько меньше, нежели, чем я шёл дольше и дальше, рассматривая окрестности и встречных людей.
   В общем - смена школы не стала большой трагедией, а были даже очевидные плюсы: только первая смена, начало уроков в 8.30, близкое расстояние, безопасность (хоть изредка, но не надо лесть под вагонами), хорошее состояние новой просторной школы, новая мебель, более-менее знакомые одноклассники. А какой был специфический запах в школе – запах новизны. Так пахнут только новые, недавно отремонтированные помещения, новая мебель, новый спортивный инвентарь в спортзале…

  В начальной школе была организована продлёнка, т.е. желающие за определённые небольшие деньги могли остаться в школе после основных уроков под присмотром педагога: пообедать в столовой, погулять, поиграть с ребятами и сделать домашнюю работу, а ближе к вечеру детей заберут домой родители, освободившиеся после рабочего дня. Продлёнка так же была «страшилкой» для неуспевающих учеников старших классов, которых могли оставить на после уроков и воспитывать/выполнять задания в окружении малолеток. Для старшеклассника – это позор, а для младшеклассников – назидание, мол надо всё делать хорошо и вовремя.

По окончании 4-го класса, т.е. начальной школы, нам сообщили, что в разных классах будут преподавать разные иностранные языки. В классе А – английский и немецкий, в Б – немецкий и французский, в В- английский и французский. Однако, мой брат учил английский и мне хотелось использовать в дальнейшем его учебники, словари и домашки, а мне в «Б» классе предлагали другие языки. Папа написал заявление на имя директора школы, чтобы меня перевели в класс, где будут изучать английский. Так волею судьбы я попал в другой - параллельный класс, а в прежнем некоторое время меня обзывали «предателем». Но таких «предателей» в разных классах было несколько, т.е. произошла некая рокировка, как говорят шахматисты, и никакого предательства в этом нет, просто так сложились личные пожелания учеников.
  Зато таким образом я более близко познакомился с большим кругом ребят и в новом классе я самым первым встретил нашу новую классную руководительницу – Галину Михайловну, т.к. именно она меня ввела в новый класс, в который она сама вошла тоже в первый раз после поступления на работу в школу №3. До этого строгая и взрослая Галина Михайловна, целых 22 года отроду, только что закончила Орехово-Зуевский педагогический институт по классу математика.
  Учебники каждый ученик и его родители покупали сами – головная боль, потеря сил и нервов на всё лето. В школьной библиотеке было лишь несколько экземпляров учебников по каждому предмету и их быстро расхватывали. Беда ещё в том, что постоянно менялись учебные программы и учебники, т.е. были случаи, что прошлогодние учебники уже не годились и их нельзя было выпросить у старшеклассников.
  По началу каждое школьное помещение было закреплено за конкретным классом, т.е. обучение по всем предметам проводилось именно в нём и учителя приходили в класс со своими наглядными пособиями и материалами. Учителям было не удобно где-то хранить, искать и приносить в классы карты, глобус, аккордеон, проигрыватель, фильмоскоп и т.д. и т.п.  Ученикам же было удобно, класс всегда открыт, портфели и сменка на стульях, а сам ходи где хочешь, например можешь сходить в буфет и съесть коржик. Кстати, разносолы в буфете и их цены полностью совпадали с меню в филинской школе.
   Однако, вскоре пришла реформа: закрепить каждое школьное помещение за преподавателем, который хранил там все свои наглядные пособия, развешивал по стенам тематическую информацию и держал помещение на переменках и после занятий под замком. При этом, однако, все ученики старше начальной школы сразу стали бомжами (правда такого слова мы тогда ещё не знали), которые вынуждены толпами таскать с собой из одного кабинета/этажа в другой весь свой нехитрый, но объёмистый скарб – портфели/сменку/спортивную одежду для физ-ры. Чтобы не держать в руках, частенько этот скарб ученики кучами вперемежку складывали на подоконники коридора, напротив учебного класса. Присесть стало негде, в коридоре стулья не предусмотрены. Все, кто постарше, стоят и подпирают стены. Кто моложе - носятся по коридору или сидят на подоконниках, обтирая пятками ботинок крашенные стены, пока их не прогонят школьные дежурные.

   Школьных дежурных назначали из состава учеников. По графику каждый класс (кроме начальной школы) должен исполнять роль дежурных в течении недели. Атрибут дежурного- красная повязка на рукаве с надписью «Дежурный». Дежурный класс должен прийти в школу раньше всех, т.е. к 8.00. Два дежурных стоят сразу на входе в школу и проверяют наличие пересменки и чистой обуви. У кого обувь грязная, то отправляли мыть к ванночкам, наполненных водой и расположенных рядом со ступеньками крыльца школы. Два дежурных и классный руководитель стояли на входе на главную лестницу и проверяли, все ли школьники переобулись в сменку, не забыли ли пионерские галстуки. Ученики начальных классов лестницей не пользовались, т.к. учились на первом этаже, но там ходили и проверяли их внешний вид дежурные по рекреациям.  Такие же дежурные пары были на каждом этаже и в актовом зале. Классный руководитель на переменах проверял работу дежурных, не филонят ли они.   
    Дежурить у первачков вроде сподручней, все слабее тебя, но они всё-таки дети и игры у них шумные и подвижные, мы сами такими были. Поэтому дежурили не строго и наводили относительный порядок только по команде учителей, уставших от шума. Следить строго в рекреациях, где обитают старшеклассники, тоже не получалось, т.к. сам можешь нарваться. Максимум, если сильно тебя обидят, можно пожаловаться классному руководителю, но это как-то не по-мужски. Так что дежурство больше носило демонстративный характер, как бы условное самоуправление.

0

2

Было дежурство и иного рода. За каждым классом было закреплено помещение, которое старшеклассники (старше начальной школы) должны каждый день после уроков выполнять санитарную уборку: подметать, мыть полы и доску, вытирать пыль с подоконников. Был заведён определённый график и порядок. Сперва, по малолетству, убирались ученики двух парт, а повзрослев – ученики одной парты. Обычно мальчишки ставили стулья вверх ногами на столы, подметали полы, приносили ведро с тёплой водой из помещений техничек с первого этажа, мыли доску. Девчата мыли полы руками или с применением швабры, после чего ребята относили ведро с грязной водой в туалет и сливали в унитаз. Бывали случае, что в унитаз уходили куски тряпки – тогда беда, туалет потом закрывали и желающие бегали в другие рекреации. Порой решал жребий, кто какую работу будет делать, т.е. кидали монетку.
   
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t953405.png

  Т.к. после мытья пол ещё мокрый и блестит чистотой, то стулья со столов не снимали и дежурные уходили домой. Какое же было удивление и разочарование, когда утром приходишь в класс, а на доске или на полу у доски сплошные меловые вилюны. Надо было всё-таки несколько раз воду менять и хорошо выполаскивать тряпку… Иногда, даже заставляли передежуривать. С годами опыт накапливался и дежурство не было в большую тягость. Хуже было ждать, когда освободится класс, если у тебя, скажем, 5 уроков, а у тех, кто в классе учится – шестой урок. Увы, таковы издержки реформы закрепления помещений за учителями.
  Весь хоз. инвентарь хранился тут же в классе в специальной каморке метр на метр.
  Уборку в остальных помещениях школы вели технические работницы – технички/уборщицы. У них всё получалось ловко и чисто, главное – не пускать школьников ходить по мокрому полу.

  В период летних каникул школьников тоже привлекали для работы по школе. Положено было отработать две недели, с утра до обеда. Кто-то подметал асфальт вокруг школы, кто-то убирался на газонах, кто-то подклеивал книжки в школьной библиотеке, кто-то поливал комнатные растения на подоконниках классов, кто-то ухаживал за школьным огородом, что располагался на задворках школы.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t70905.png

Кто-то брал классные занавески и стирал их у себя дома, а потом снова вешал на окна класса. Когда девчата мыли окна, то ребята подносили вёдра с водой.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t893941.png

Ребята-старшеклассники иногда красили полы в своих классах и даже в общем коридоре. Работа не сложная и вполне по силам, тем более, что, на пример я, уже красил полы и крышу у себя дома.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t548317.png

   Находиться в обезлюдевшей школе даже интересно, чувствуешь себя хозяином положения. При этом общение с учителями становится как бы иначе, учителя разговаривают со школьниками как с равными, что приятно, а не как на уроках в режиме «начальник-подчинённый». Такие отработки как-то разнообразили длинные летние каникулы и давали возможность пообщаться со школьными приятелями, от которых уже несколько отвык. Некоторые школьники конечно отлынивали от отработки под предлогом своего отсутствия в городе в течение всего лета, мол были у бабушки в дальней деревне. Наказаний за это не было, могли просто пожурить на классном часе. Но это уже на их совести.
   Денег с родителей на ремонты классов, на покупку занавесок и пр. не собирали. Для сложного ремонта, скажем водопровода, электрики, сварочных работ и пр., приглашали специалистов с фабрики «Катушка», т.к. именно она была шефом нашей школы и оказывала содействие во всём. Корысть фабрики была в том, что она ждала выпускников школы к себе в трудовой коллектив. 
   Для тех, кто не знает или стал забывать что такое фабрика «Катушка» - см. фото в память 100-летия открытия фабрики https://ok.ru/video/1814048803574   

   Как-то случалось со мной ЧП. Однажды после уроков задержался на уборку класса, спустился в раздевалку, а моего простенького зимнего пальто нет. Кому и зачем оно понадобилось?! В двух пальто ведь не пойдёшь. Одел кто-то по ошибке и оставил своё – ан нет, лишнего не осталось. Обыскал там и сям. Нет. Раздетым домой не пойдёшь – зима. Завуч Нина Николаевна заметила мою беду, позвонила родителям на работу, после чего отец принёс в школу моё старое пальто. Думали, мол кто из вредности спрятал, но завтра отдаст – тоже нет. Пропало пальто. Почему так вышло?! Пришлось нам с отцом идти на станцию в универмаг, где продавали в комиссионке поношенные вещи, и купить другое зимнее пальто за 10 рублей. Может на поношенное не позарятся… Не позарились. Школа потом выписала папе материальную помощь по случаю пропажи пальто - 10 рублей. Как уберечься от такой беды? Не знаю, но такие беды случались с кем-то из школьников, наверно, каждый год-два. Можно, наверно, сделать для каждого школьника отдельный шкафчик, как принято в детском саду или за рубежом. Можно поставить замки на дверцы этих шкафов, но, как известно, все замки только от честных людей, а от плохих людей они не спасают.

  В наше время была добрая традиция водить учеников младших классов на экскурсии на работающие предприятия города. Таки образом мы смогли побывать на молокозаводе, в пекарне, на леоновской зообазе, в кондитерском цехе, на швейной фабрике, на городской типографии, на фабрике «Трудовой коллектив», на фабрике «Катушка»….
   Было повадно сообща посетить предприятия, интересно увидеть своими глазами что и как делается. Принимающая сторона тоже благожелательно к нам была настроена, приглашали на работу и дарили нам на память кто что может. В пекарне нас угостили свежим хлебом, в кондитерском цехе- карамельными петушками на палочках, на молокозаводе поделились остатками разноцветной фольги закупорки стеклянной тары, на типографии – дефектными пластинками с шрифтом, на швейной фабрике – изношенными сдвоенными иглами для прошивки двойных швов. На зообазе некоторым достались пёрышки от совы и других птиц. Малышне всё надо и интересно в своих руках подержать, а потом дома родителям рассказать.
   Но то, что для детей развлечение, то для сопровождающих учителей и родителей детей – головная боль и тревога на всё время экскурсии. Первым и замыкающим выдавали красные флажки для обозначения колонны. Заставляли идти парами и не разбегаться. Но если в колонне возникали несколько отдельных интересных разговоров, то колонна разрывалась на несколько толп. Шум, гам, путаница. Сопровождающим надо постоянно детей пересчитывать по головам. После таких напряжённых походов учителя, как правило, говорили, что больше мы никуда не пойдём. Благо, что через некоторое время учителя переставали сердиться, успокаивались, набирались оптимизма и мы все вместе снова шли навстречу новым приключениям…

0

3

Школы, как большие скопления детей, привлекали внимание некоторых предприимчивых людей типа фотографов и учителей танцев. Разумеется, всё за хорошие деньги.
   Фотографы готовы были навязывать свои услуги чуть ли не каждую четверть. Порой даже не предупредив школьников, что надо завтра прийти в хорошей парадной одежде для совместных фото. Иногда, даже учителя отказывались позировать в неподготовленной компании школьников. Фотографировали классами, парами, индивидуально – лишь бы платили живыми деньгами. Благо, что можно было потом и не брать фото, если оно тебе не понравилось.
   Как-то появился в школе учитель танцев с женой. Четыре урока в месяц, т.е. раз в неделю, по цене 1 рубль за месяц. Это конечно, дешевле , чем в иных местах – «Кавказская пленница» https://www.youtube.com/watch?v=P2_sjEURwgo (19 минута), но подоплёка та же. Собрали нас несколько классов малолеток в актовом зале, выставили в хоровод, как вокруг ёлки, и учитель танцев стал показывать, как надо стоять в «третьей позиции» и в танце переставлять ноги.
   Для тех, кто не в курсе , что такое «третья позиция» - см. фильм «12 стульев» Л. Гайдая https://www.youtube.com/watch?v=P8t2dbJ7YXY (эпизод на 2ч. 1 минуте).
Разумеется, такое навязанное со стороны непацанское занятие (он бы ещё балет в лосинах организовал!), да ещё на коммерческой основе, не вызывало восторг у основной массы ребят и их родителей. Как результат: через пару-тройку месяцев учитель танцев покинул нашу школу в поисках иной, более сговорчивой. А нам на память осталась установка учителя танцев: следите за руками, ногами и осанкой, всё должно красиво смотреться со стороны.
  Кроме частных сборщиков денег были и общественные фискальные общества, типа: Охраны природы, Красный крест, Общество защиты памятников, Добровольное общество пожарной охраны, ДОСААФ и др., т.е.–это добровольно-принудительные ежегодные сборы реальных денег в обмен на «фантики» типа: членские книжки, членские марки для вклейки в эти книжки, значки, лотерейные билеты… Хотя, дети сами денег не зарабатывали и за ежегодный собранный металл и макулатуру им денег не давали. Получалось, что нашими детскими руками хитрые дядьки залезали в карманы родителей. Это всегда казалось странным и лицемерным.

   Были в школе и свои собственные развлекательно - познавательные программы, например, Конкурс художественной самодеятельности. КВНы в школах ещё были не в ходу, люди довольствовались задекларированными политически выдержанными шутками и репризами квн-щиков и «Кабачка 13 стульев» по телевизору.
   Классные руководители, как массовики-затейники, должны были подобрать школьников, чтобы те продемонстрировали свои творческие способности. Благо, что в нашем классе были ребята, кто ходил в музыкалку и могли что-то исполнить на своих музыкальных инструментах. Оля - играла на гитаре, а Миша – на аккордеоне. Но этого мало для выступления класса из 30 ребят. Галина Михайловна предложила поставить мини-спектакль на патриотическую тему: молодые подпольщики борются с фашистами. Мне досталась роль полицая. Декораций ноль. Для сценического образа мне пришлось сшить нарукавную белую повязку со свастикой. Пока шли репетиции (после уроков) вроде как-то терпимо, роль у меня небольшая и я её как-то озвучивал.
   Настал день смотра. В актовом зале расставили стулья и разные классы начали показывать свои номера. Жюри из руководства школы в первых рядах, остальные зрители сидят за ними. Смотреть со стороны чужие выступления и конфузы было забавно. Но вот настало время нашего выступления. Персонажи спектакля вышли на сцену и… потеряли голоса. И я в том числе: раскраснелся, голос дрожит, движения скованные… А на тебя пристально смотрит сотня глаз. Полный провал премьеры спектакля. Благо, что наши музыканты как-то вытянули наш класс.
   В тоже время смотр позволил посмотреть на некоторых ребят с другой стороны. В одном классе учился мальчик Слава Синицын, отличник, маленького расточка, щупленький … Сейчас бы сказали «ботаник», что с него возьмёшь. Ан нет. Слава уверенно вышел на сцену и красиво исполнил песню «Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина…» https://yandex.ru/video/preview/5117543490171602592   под аккомпанемент аккордеона учителя музыки. Зал слушал, затаив дыхание. Всё! Слава получил свою минуту славы! О нем вся школа узнала и когда теперь кто-то хотел что-то сказать о Славе, то говорили: «Ну это тот, что песню про рябину пел…». Девчонки стали на него смотреть совсем другими глазами. Да и ребята зауважали. К Славе мы ещё вернёмся в «Рассказы земляков. Учителя школы №3 в 70-е годы».

  Ежегодно в школе проводились турниры по шахматам в разных возрастных категориях. В них принимали участие мальчики и девочки. Я играл плохо, но мои соперники видимо ещё хуже, поэтому из нашего класса меня и Олю, в совокупности с иными победителями, в том числе и моего брата, отобрали на районные соревнования, которые должны были состояться в воскресенье в школе пос. Городищи. Руководила поездкой старшая пионервожатая Нина. На тех соревнованиях мы заняли почётное командное третье место. Мой вклад в победу – две партии победил, две проиграл и две в ничью. Причём многими подмечено, что понимать, видеть игру и подсказывать другим, хотя бы мысленно, намного проще, нежели когда сам играешь, тужишься, а поля и логики соперника не видишь. Мы все испереживались за себя и за товарищей по команде, устали, аж голова гудит, вышли из школы чумовые… На обратном пути Нина за участие в турнире и волю к победе купила каждому из нас по большой 100г. шоколадке «Алёнка». Вот такая получилась прямоугольная шоколадная медаль.

  Были развлечения и иного рода – разовая помощь в уборке урожая в совхозе «Клязьменский». В какой-то день осени в школе отменяли занятия у какого-то потока, например, шестые классы А+ Б + В. Утром мы собирались у школы в рабочей одежде и соответствующей обуви и организованно, насколько это вообще возможно среди подростков, шли под присмотром классных руководителей пешком на поле, что расположено, например, между школой №2 и Старыми Петушками. Там мы по указанию колхозного бригадира выполняли определённую работу, например, выдёргивали из земли кормовую свёклу и складывали её в кучи ботвой наружу, чтобы осенние заморозки не заморозили корнеплоды. Таким образов вдоль гряд набиралось много кучек свеклы. В другой раз приходили ребята постарше, которым можно доверить работу с большими ножами, типа мачете. Ребята и девчата обрезали ботву и складывали свеклу снова в кучки. Потом, в этот день или в иной, по полю шёл колёсный трактор «Белорусь», если погода была сухая, или гусеничный трактор, если грязь непролазная. Трактор вёз за собой телегу, в которую ребята накидывали свёклу. Затем нашу свёклу сгружали и складывали в гурты в специально отведённом месте рядом с фермой, чтобы можно было зимой кормить свёклой коров. За другими школами были закреплены иные поля и работы, например, уборка картошки.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t292813.png

   Помощь в уборке урожая оказывали и промышленные предприятия города, но их работники работали с утра до вечера, с обедом. Тогда это называли «Битва за урожай», см. рассказы типа
https://dzen.ru/a/YvufHcHGWS5ayZYH
  https://dzen.ru/a/ZTFk4vchNS8DIU9J

  Школьники работали на поле как правило до 13.00…15.00 часов, без обеда, а потом расходились по домам каждый своей тропой: кому в ГоРем, кому в Петушки, кому на Силикат и Борщевню. После работы, уставшему и голодному сложновато добраться до дома. Но т.к. работали не каждый день, то успевали отдохнуть и набраться сил до следующего выхода в поле. А пока мы учились в школе иные классы-потоки шли в поле. Было даже чудно, когда в период полевых работ в школе резко сокращалось количество школьников в коридорах и столовой.
  Считалась ли эта работа у нас эксплуатацией детского труда? Нет. Об этом мы и не думали, просто работали, как и наши родители и деды с бабушками, которые, в основном, были по духу и сути крестьяне. Тем более, что многие жили в частных домах и в какой-то степени занимались крестьянским трудом. Денег нам не платили. Говорили, мол за нашу работу совхоз передаст в нашу школьную столовую какую-то часть урожая за малую стоимость. И даже, если бы нам заплатили за нашу работу, то насчитали бы мизер, т.к. сельхоз труд тогда ценили очень дёшево, унизительно дёшево и цены на сельхозпродукцию в магазинах –копейки. Как результат, пенсия у моей бабушки-колхозницы была всего 15 рублей. Ну и как прожить в мире, где всё за деньги?! Была ли у неё вера в завтрашний день?! На это она загадочно отвечала: «Будем живы - не помрём.»
   Поэтому селяне по возможности уходили на работу на промышленные предприятия, где аванс и зарплата больше и в конкретные даты – 5-го и 20-го, заработки не зависят от погодных условий и можно даже на очередь встать на новое жильё. Да и общие условия проживания в городе намного привлекательней, чем на селе, убитом принудительной коллективизацией, бесхозяйственностью, безграмотностью и волюнтаристическим навязываем выращивания не свойственных нашей широте сельхоз культур, например, кукурузы. Не было конкретного хозяина на земле, который следил бы за хозрасчётом и в убыток бы не работал. А так, земля не своя- государственная, значит - нечейная, председатели – партийцы, несведущие в сельском хозяйстве и постоянно меняющиеся по разнарядке райкомов. 
   КПСС, в лице Л.И. Брежнева, только к концу 70-х спохватилась, мол «экономика (оказывается) должна быть экономной». Как народ откликнулся на этот призыв? Как всегда- «с глубоким воодушевлением и бурными аплодисментами», т.е. никак… и серией новых анекдотов. По глубине мысли этот лозунг может сравниться с древним утверждением типа «дебет должен быть равен кредиту». Но было уже поздно и реальных шагов вовремя сделано не было. Алексей Николаевич  Косыгин, председатель Совета министров СССР в1964-1980 гг., хотел сделать Советскую экономику  более свободной для проявления инициативы. При нём по началу предприятия начали получать больше самостоятельности, у них появилась возможность материально стимулировать работников. Однако нашлись те, кто утверждал, что реформы А.Н. Косыгина не соответствуют «ленинским принципам» и реформы свернули. Страна плотно подсела на импортный хороший хлеб и другие товары, в обмен на общенародные природные ресурсы: нефть, газ, лес, уголь и пр. Корабль тотальной плановой экономики по инерции шёл на рифы реальности, не смотря на суматошную смену капитанов, и к началу 90-х вовсе развалился.

   Для справки. 14 октября 1964 года пленум ЦК КПСС отправил Н.С. Хрущёва в отставку «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Первым секретарём ЦК стал Леонид Ильич Брежнев.
         Фото            https://dzen.ru/a/ZSnJ2oNlVBw5sf5X?refe … _site=mail
                              https://dzen.ru/a/ZSslT2est2rIBJnH?refe … _site=mail
                              https://dzen.ru/a/ZTA6bekACHlNan72?refe … =1400&
       1978г.             https://dzen.ru/a/Y2g__gqDrXp0Gte3?from_site=mail
      Деградация      https://dzen.ru/a/Zc1-WdwXl3zjWzi2
  Хлопковое дело  https://www.tvc.ru/channel/brand/id/388 … e_id/81075
     Похороны    https://dzen.ru/a/ZVSVVQfZDAKYnIKu

Художественные фильмы: «Брежнев» https://ok.ru/video/854580398771
                                              «Галина»  https://www.youtube.com/playlist?list=P … RONAJZhUoK
                             «Дело гастронома №1»  https://okko.tv/serial/delo-gastronoma-1
                              «Змеелов»   https://www.youtube.com/watch?v=MabRmJ2qrjM
                           
   До постройки школы №3 детский летний лагерь в нашем микрорайоне располагался в деревянном старом здании на Фабричном проезде, бывшем здании яслей. Однако, в начале 70-х годов решили, что здание аварийное и больше в нём содержать детей опасно. Намного спокойней, безопасней и сподручней организовать детский пионерский лагерь в новой школе, где уже есть хорошая столовая, кухня, оборудованный медицинский кабинет и пр. Лагерь разместили в левом крыле первого этажа. В одном из классов поставили кроватки-раскладушки для маленьких, т.е. октябрят, чтобы они могли спать после обеда.  Утро начинали с зарядки под музыку радио.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t782067.png

   
  Правда, те, кто прошёл детские летние лагеря в старом корпусе яслей, в школьный лагерь на следующий год не пошли. И я в том числе. Всё-таки должна быть смена обстановки, а так получается круглый год в одних стенах. Но те, кто не знал прежнего деревянного лагеря, им сравнивать не с чем, поэтому им легче смириться с новой действительностью.
  К теме пионерии мы ещё вернёмся отдельно  -  «Рассказы земляков. Пионерия 70-х»
   Раз упомянули медицинский кабинет, то надо и о нём рассказать. Да, была такая комната, наводившая страх на учеников не меньше комнаты «Синей бороды». Особенно напрягали стоматологическое кресло и бормашина. Царапины и ушибы- ерунда, медицинская сестра йодом помазала и бегай дальше. Страх начинался, когда по школе объявляли медицинский осмотр зубов. А вдруг что-то найдут и начнётся пытка?! Кому-то повезло и тот с улыбкой выходил из мед. кабинета.
   А вот девочке Наташе повезло меньше. Её посадили в стоматологическое кресло, осмотрели зубы и вынесли вердикт- удалить больной зуб. Это первый удар под дых. Потом врач стал кипятить шприц и иголки к нему в специальной ванночке, установленной на электроплитке. Вид инструментов пытки и предвкушение их применения – второй удар под дых. Затем толстая игла шприца вонзается в десну и новокаин входит в живую плоть. Глаза Наташи полны слёз и отчаяния. Врач дружелюбно разговаривает с пациенткой пока не почувствует, что её язык заплетается – новокаин подействовал. В несколько заходов сложный зуб извлекается из полости рта и можно с облегчением вздохнуть и идти домой. Спустя некоторое время действие новокаина заканчивается и Наташа чувствует жгучую и нудную боль от раны. Челюсть и голова гудят. Кто всё это прошёл, тот до сих пор с опаской смотрит на все стоматологические поликлиники – увы, срабатывает мышечная память. Но тем не менее, надо отметить, что за здоровьем детей в школе следили профессионалы. Спасибо медикам!

  Под новый год для младших классов наряжали ёлку в актовом зале и проводили утренники с Дедом морозом. Малышам нравилась и ёлка и подарки от Снегурочки. Когда наступил 10 год моего обучения в школе, то я не пошёл на какой-то урок, где уже отметки проставили, а пристроился в уголочке в актовом зале. Было очень приятно и печально наблюдать детские игры вокруг ёлки, слушать реплики Деда Мороза и Снегурочки. Увы, всё когда-то кончается…
  Для старшеклассников порой устаивали в 18.00, когда немного стемнеет, танцы под живую музыку. Приглашали за деньги какой-нибудь местный вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), а школьники оплачивали копеек по 30, как и на танцевальной площадке у РДК или у ж.д. клуба. Исполняли отечественную и зарубежную эстраду в собственном изложении на русском языке  типа    https://www.youtube.com/watch?v=nPr_6m1BmBY
                        https://www.youtube.com/watch?v=wYJYdep4oh4
  При этом весь зал хором подпевал, хлопал в ладоши и это было очень здорово, всеобщее единение людей. Такой же адреналин порой происходит с болельщиками на больших спортивных соревнованиях или у слушателей концертов любимых артистов в театрах.
  Как правило танцевали смешанными группами, расположившись в больших кольцах. Назвать это танцами в понимании учителя танцев, конечно же большое преувеличение, но это была теперешняя молодёжная субкультура.
  На медленные танцы ребята, стесняясь, приглашали девушек, после чего оба медленно на минимальном приближении друг от друга топтались вокруг совместной оси, волнительно прикасаясь руками и телами друг к другу. Ещё более нерешительно и стеснительно приглашали девушки парней на «белый танец». И всё под хорошую музыку и эмоциональную текст, скажем https://www.youtube.com/watch?v=FKv0iP7G8Pc .
   Ребята и девчата многие песни знали наизусть, а кто не знал, тот списывал у приятелей себе в особые песенники. По малолетству в песенниках сперва значились песенки из мультфильмов, типа «Бременские музыканты», но с возрастом палитра песен множилась. Магнитофонов в ходу было мало и стоили они очень дорого. Так бабинный/катушечный магнитофон «Маяк 203» стоил порядка 250 рублей, при зарплате молодого специалиста 120 руб./месяц.
  Для танцев должна быть специальная одежда. Для петушинских ребят середины 70-х писком моды были брюки-клёш, карманы спереди. Клёш был двух видов: от колена и от бедра. В магазине такие не купишь, т.к. ГОСПЛАН не утруждал себя тем, что для молодёжи нужна специальная одежда. В магазинах выбор одежды был скудный и, в основном, продавали всё какое-то стариковское/бабское, из коллекций мод 50…60-х годов, «времён Очаковских и покоренья Крыма».
    Поэтому ребята и девчата вынуждены были шить брюки-клёш индивидуально под заказ в швейном ателье или у частников на дому. Но сперва и соответствующую желанию ткань надо было где-то найти и купить. Выходило дорого (30…50 рублей на круг) и хлопотно, т.к. сначала обмер и открытие заказа, потом промежуточная примерка, а уж потом окончательная примерка и расчёт по деньгам. Благо, если всё получилось, как хотелось, но порой результат вовсе не радовал, а назад деньги, материал и время не вернёшь.   
   Магазинные широкие мужские рубашки обычно ушивали сами - по бокам и по рукавам, чтобы плотно прилегали к телу и выглядели моднее. Цвета рубашек, как правило, яркие и с пёстрым рисунком. Так же у юношей в моде были пиджаки в клеточку. Старшеклассники ходили в школу с солидными мужскими объёмистыми портфелями, как правило, из кож. заменителя, т.к. кожаные стоили намного дороже и предназначались для более деловых людей.
Девушки тоже заказывали красивые платья под заказ в швейных ателье. Как результат, в местном ателье на Горе были очереди на пошив - почва для серых схем, т.е. пошив без квитанции – за наличку в руки мастеру. Некоторые заказывали в Орехове-Зуеве, но там и своих желающих сделать обновку хватало, да и на примерки туда ездить несподручно.
   К концу 70-х мода на клёш совсем прошла, а востребованными у ребят стали джинсы. Однако, плановая экономика и её лидеры и тут не удосужились эти изменения в молодёжной моде как-то своевременно отследить и, как результат, деньги ушли за границу и теневым дельцам-спекулянтам, ибо, как говорил Наполеон: «Не хочешь кормить своих …, будешь кормить чужих». Стоимость заграничных джинсов доходила на чёрном рынке до 200 рублей, а на белом их вовсе не было.  Правда, как это всегда бывает среди равных, для особых людей открыли спец. магазины «Берёзка», по типу довоенного «Торгсина», т.е. в родной стране родные рубли в таком магазине не принимали. (См. «Мастер и Маргарита» 9 серия 29…40 минуты   https://www.youtube.com/watch?v=xWhi4wWx7zs )
  Повторюсь опять: то, что для школьников - развлечение, то для организаторов мероприятий потерянные силы, нервы и головная боль. Одни учителя не справятся, поэтому приглашали родителей-мужчин в помощники при организации танцев.  Надо было не пустить в школу бывших выпускников, которые зачастую были под «мухой». Вход разрешён только реальным школьникам нашей школы. За опознанием следил кто-то из учителей или завуч. Нельзя приносить с собой спиртное и курево, нельзя выпускать на улицу за угол «покурить». Дежурные следили за порядком в актовом зале, во всех коридорах и туалетах просторной школы, чтобы никто не курил и не дрался. Драки порой случались как из-за девушек, так и просто из-за пантов подростков. Хулиганистых школьников всегда хватало.
  Из-за этих всех сложностей учителя не горели желанием часто устраивать танцы в школе, но и не устраивать тоже не хорошо: ребят как-то надо приучать к культурному времяпрепровождению в социуме. Тем более, что на городские танц. площадки подростков младше 16 лет могли не пускать, а милиция могла забрать их для разбирательства, мол почему без родителей в столь поздний час.

   Технический прогресс и новые веяния пробирались и в нашу жизнь. В одном из классов на втором этаже поставили большой цветной телевизор, по которому мы могли на уроке смотреть учебные телепередачи центрального телевидения. Далеко не у каждой семьи дома были такие дорогие (более 500 руб.) и массивные (до 60 кг.) цветные телеки. Цвета, так себе, но намного лучше привычного малоинформативного чёрно-бело-серого. В классе так же был кинопроектор и белый экран, так что можно крутить автономные киноленты. Стоял и проектор для слайдов. Окна на время сеансов закрывали плотными занавесками.  Класс запирали на ключ для сохранности аппаратуры.
     Однако, спустя некоторое время, в данном помещении организовали школьный исторический музей. Каждый желающий мог принести в музей предметы старины, на пример: утюг на углях, коромысло, старинные деньги и фотографии. Мне родители дали для музея старинный безмен, а также мы с братом отнесли несколько лишних купюр царских времён.
  Некоторый музей сформировался и у нас дома- это музей подарков, что подарили нам с братом за все годы девочки на 23 февраля. Что только нам не дарили?! Мальчишки, правда, тоже в долгу не оставались. Открытки, безделушки, сундучки, разные игрушки… Был у нас в коллекции пластмассовый долговязый гусь с длинной шеей и длинными жёлтыми ногами. Весь гладенький такой, лысый. Решили ему волосы сделать из кусочка меха от старого воротника – совсем другой гусь получился: современный, весёлый длинноволосый панк. В таком наряде он долго просидел на почётном месте – на телевизоре, пока совсем не выцвел от солнца и старости.
  Возвратимся к техническому прогрессу.  Если в начале школьного образования мы изучали счёт на деревянных счётах, то в конце обучения освоили таблицы Брадиса и логарифмическую линейку.

    https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t97819.png
     
     

Так же на фабрике «Катушка» можно было увидеть механический арифмометр «Феликс».
  Некоторые будут смеяться, глядя на такие архаичные счётные принадлежности. Однако, именно с их помощью построили атомную бомбу и корабли, построили авиацию и подводный флот, вывели в космос спутники и космонавтов...
    Во второй половине 70-х годов можно было купить в Москве первые отечественные компактные инженерные калькуляторы, например, «Электроника Б3-18А», правда стоимость его была по первости порядка 180 рублей, сопоставима со стоимостью двухскоростного мопеда или трёх обычных велосипедов. Такие дорогие игрушки покупали обычно родители для своих детей-студентов технических ВУЗов для выполнения ими курсовых работ. Хоть образование было и бесплатное, но все вспомогательные средства за свои деньги.

  Каждые 1 мая и 7 ноября по всей стране проводились демонстрации, т.е. проход трудовых коллективов перед трибуной руководства села, города или страны. Руководила всем этим с 1917 года партия большевиков/коммунистов. На каждом предприятии формировалась колонна людей, которые в руках несли транспаранты с лозунгами, портреты вождей, цветные воздушные шары и пр. Чтобы не оставлять маленьких детей одних дома зачастую родители брали их с собой на демонстрации. Таким образом и я приобщился к этому мероприятию с малолетства, с детского сада. Но со временем моё отношение и отношение моих товарищей по школе к этому действу менялось. Не зря говорят: «Многие знания – многие печали».
   Малолеткой мне нравилось участвовать в демонстрациях: повадно, много нарядных и весёлых людей, кто-то даже с гармошкой. Если у кого-то улетит воздушный шар, то детвора на перегонки его ловят. Если шар улетел у малолетки в коляске, то шар возвращали ребёнку. Если же у взрослых, то оставляли себе. Возглавлял колонну фабрики «Катушка» – большой любительский духовой оркестр.
https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t307019.png

   В мои младшие школьные годы как-то в сентябре в нашей школе повесили объявление, что набирают ребят для игры на духовых инструментах в составе школьного оркестра. Мы с братом записались тоже, т.к. до этого некоторое время ходили в клуб на «Катушке» в музыкальный кружок и учились играть на кларнете. Пришли и другие ребята, многие нам знакомые. Руководитель распределил имеющиеся в школе музыкальные инструменты: кларнеты, трубы, валторну, альт, баритон, бас, барабан, ударные тарелки. Ребята выучили аппликатуру своих инструментов и начались совместные занятия – разучивали строевые марши. Т.к. времени до 7 ноября очень мало, то разучили в первую очередь простенький марш «Смело товарищи в ногу» 
https://yandex.ru/video/preview/3451835181527356393 
  Это только потом понимаешь, что марш простенький, а тогда мы все вместе много сил потратили и нервов, чтобы группа из 12-ти инструментов играла впопад, не сбивалась, держала ритм. Как только у руководителя хватало нервов?! Он же даже в сердцах ударить виновника не может. Зато товарищи, в очередной раз проштрафившемуся могли и пендаль вкатить, чтоб других не мучал. Мелкие инструменты можно было взять домой для репетиции, а большой бас и барабан не возьмёшь ведь. Да и где дома репетировать, если живёшь в многоквартирном доме?! Голос трубы слышен до сотни метров, т.е. соседи волком взвоют и побить могут.
  Вот как было в одном дворе  https://yandex.ru/video/preview/6356746047481521290
  Мы то с братом жили в частном доме и то было слышно на улице нашу «музыку». А тут ещё один парень из нашего оркестра – Сергей- напросился к нам ходить репетировать партию трубы, т.к. в многоквартирном доме нет возможности сосредоточиться на нотах. Так у нас дома началась вакханалия: два кларнета и труба, как в песенке https://yandex.ru/video/preview/12945819532281371660
Однако, одно дела играть в статике, стоя на одном месте и совсем иное во время движения, синхронного, нога в ногу, не нарушая строй. А дыхалка то одна: и на инструмент и на ходьбу. Особенно тяжко тем, кто нёс тяжёлые и громоздкие бас и барабан. Репетировали в актовом зале стоя и в движении. Руководитель стоя перед нами задавал нам команды дирижёрской палочкой, и мы её видели, а в движении он ведь тоже движется и нас видеть может только боком, как и мы его, т.е. команды отслеживались плохо.
  Ну вот и наступила наш выход – 7 ноября. Инструменты предварительно начищены до блеска пастой гои. Зябко, голые пальцы мёрзнут от медных инструментов и клавиш, а варежки не оденешь. Мундштуки ледяные. Одежда тяжёлая, инструменты в руках на весу.

  Для справки. В духовом мундштучном инструменте звук/вибрацию извлекают губы, а вся остальная конструкция трубы является резонатором. На морозе губы не очень хотят вибрировать, а если и вибрируют, то в основном от холода «бр-р-р». Поэтому заставить их издавать нужные звуки в холод очень проблематично.

  Колонна школы движется тыр-пыр, сплошные остановки и ожидание движения. На некоторых переходах играли марш, потом отдыхали. Когда добрались до площади, то уже устали, переволновались, замёрзли. Перед трибуной прошли кое-как, сбиваясь как по музыке, так и по строю. Первый блин комом.
   Однако, в других школах и этого не было, поэтому нас заметили с трибун и выразили благодарность руководству школы за воспитание музыкантов и украшение колонны. От той благодарности и нам досталось: разновозрастных оркестрантов наградили поездкой в Кремль на зимние каникулы. Старшей по поездке назначили старшую пионервожатую – Нину Васильеву.

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t528347.png

К первомайской демонстрации мы подготовились уже более тщательно. Расширили  свой репертуар красивым маршем «Прощание славянки»  https://yandex.ru/video/preview/7113128144058223223
  На демонстрации прошли по площади более уверенно, тем более, что было тепло и мы были в лёгкой одежде. Нас даже развернули из школьной колонны и поставили рядом с трибуной, чтобы играть и задавать ритм движения проходящим мимо колоннам, у которых не было своего духового оркестра. Это была наша минута славы и память на всю жизнь.
   Увы, наш оркестр, как это часто и бывает, через некоторое время распался и более духовую музыку в колонне нашей школы я не слышал. Инструменты убрали в кладовку, что в актовом зале на сцене справа. Может они до сих пор ещё там и тоскливо ждут своих музыкантов...
  Музыкантом я не стал, как и мои сотоварищи по оркестру, но тем не менее, занятия в духовом оркестре мне дали некоторые музыкальные знания, в том числе и в том, что могу по внешнему виду сказать название духового инструмента, что, согласитесь, сделает не каждый. Стал узнавать голоса разных духовых инструментов. И меня радует, если я его угадал раньше по голосу, чем по внешнему виду. И когда у А.С. Грибоедова в «Горе от ума» звучит фраза «…хрипун, удавленник, фагот», то я визуально уже представляю себе этот инструмент и его голос. Так что, «ничто на земле не проходит бесследно…» https://yandex.ru/video/preview/3675748163005794350

  В старших классах, по мере постепенного накопления знаний возникло совсем иное восприятие происходящего и возникали нигилистические вопросы: почему мир устроен так, а не иначе? Например, почему мы носим плакаты «Слава КПСС», которая по численности населения составляла только 5…6%, а держит монополию власти уже много лет?  К тому же, это очень странный лозунг, восхваляющий самих себя… Или другой лозунг: «Да здравствует международная солидарность трудящихся разных стран!». Как мы можем быть конкретно солидарны в 70-е годы с трудящимися Европы, Северной Америки и Японии, самых развитых стран мира, если там уровень жизни трудящихся выше уровня жизни в нашей стране? Финансировать компартии стран НАТО?! Быть солидарными в их требовании 35-ти часовой рабочей недели и повышении им зарплат до 1.000 долларов и более?! Вопросы есть, а ответов нет.
  Или возьмём сам праздник 1 мая: «всемирный день солидарности трудящихся впервые отметили в 1889 году. Такое решение приняли на учредительном конгрессе II Интернационала, прошедшего в Париже.  Сам день 1 мая был выбран не случайно — дата служит памятью о событиях 1–4 мая 1886 года, когда в Чикаго пролетарии объявили забастовку, требуя восьмичасовой рабочий день».
   Как вы видите сами, выбрали и учреждали дату праздника люди, не связанные с непосредственной обработкой земли. Американские рабочие тоже не связаны с земледелием. Более того, на государственных гербах РСФСР и СССР размещены лозунги «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», которые никак не относится к не пролетарию, т.е. земледельцам, хотя доля сельского населения в СССР в 1926г. составляла 82%, в 1959г.- 52 %, в 1989г. – 34 47_ Но тем не менее, в угоду политической конъектуры земледельцев заставляли праздновать 1 мая, хотя знали, что «весенний день год кормит», но променяли дело на безделье. Земледельцы- это не только колхозники, но и рабочие, что вынуждены обрабатывать землю в своих садах и на огородах, чтобы как-то улучшить своё скудное благосостояние. Вот и получался конфликт интересов: партия тянет людей на гуляние и демонстрацию 1 мая, а земля-кормилица зовёт людей на труд.
    Ни на одном транспаранте нет конкретных  требований трудящихся, направленных на решение реальных проблем граждан нашего города и района, например, провести магистральный газ и водопровод в частный сектор; или ввести 40-ка часовую рабочую неделю (40-ка часовую рабочую неделю ввели в России в 1992 году сразу после роспуска КПСС); или заасфальтировать дороги и засыпать лужи, или сделать местные спортивные площадки для детей во всех микрорайонах города, или ввести бесплатный круглогодичный проезд для школьников в городском транспорте и по железной дороге и пр.   
   Абсурд состоял, например, в том, что были школьные билеты для льготного проезда в ж.д. транспорте, но они действовали с 15 сентября по 15 мая. А как известно учебный год в стране начинается 1 сентября, а день знаний ещё раньше, и заканчивается учебный 31 мая, а для сдачи экзаменов и того позднее. И что изменилось в жизни школьников, что они могут и должны уже оплачивать проезд вне установленных временных рамок в полной степени по взрослому тарифу? Они вдруг стали тяжелее по весу или могут сами зарабатывать деньги? А ведь некоторые ребята ездили электричкой к нам в школу для обучения в старших классах.
   Странность в проведении демонстраций: постоянная принудиловка, сутолока в организации прохода колонн, верноподданническое приветствие демонстрантами стоящих на трибуне руководителей/хозяев населённого пункта, тех же 5..6%. Это уже военный парад/смотр, а не гражданская демонстрация, как было изначально задумано. Если мы все равны, то трибун начальников и гостей, т.е. привилегий, наверно, быть не должно. Достаточно памятника В.И. Ленину, как основателю советского государства, и памятника жертвам войн. А так получается какое-то зрелище для трибун, шоу. Но и на трибунах не были свободны, в частности, в выборе приветствий, т.к. текст приветствий изначально публиковали в газетах и ему непременно надо следовать.
   Странно было смотреть на отношение демонстрантов и организаторов процессий к транспарантам, портретам лиц ЦК КПСС и знамёнам. После демонстрации, сразу за РДК, все эти политические символы представители предприятий закидывали в кузова грузовиков с размаху как дрова. Люди радовались концу всеобщей повинности и ускоренно группами по три человека шли в магазин или домой, где огородников, а таких много в Петушках, ждали весенне-полевые работы. Когда же мне доверили нести знамя школы в 10 классе, то я его вернул туда, откуда взял, т.е., уважительно, как учили, неся на плече, и в кабинет директора школы.
   Суммируя всё это и прочее, получалось какое-то двуличие, лукавство: на словах одно, а на деле иное. Почему так? Или мы были идеалистами и брали слова старших за чистую монету. Вот такие получались у задумчивых школьников «размышления у парадного подъезда».
  Были занятия, разумеется, и вне стен школы, например, дела по дому, улица, творческие кружки, самостоятельные увлечения…
  Но, как известно, всё когда-нибудь заканчивается. Наступило время выпускных мероприятий. Первый тоскливый момент – это последний звонок после окончания 8 класса. Значительная часть ребят покидало школу и ушла учиться в местное ПТУ или иногородние техникумы, некоторые с общежитиями. Было тоскливо осознавать, что совместно прожитые годы заканчиваются и приходится расставаться с теми, с кем сдружились, а некоторые и с первой любовью.
   Из остатков бывших трёх восьмых классов сформировали два девятых. К тому же в старшие классы прибыло пополнение из д. Крутово (четыре девушки) и из Старых Омутищ – одна девушка Оля. В их местных школах не было старших классов. Оля добиралась на электричке, а девушки из Крутово на совхозном транспорте или просто пешком. Особенно тяжело добираться из Крутово во время весеннего половодья, когда мост через Клязьму разбирали и пускали моторную лодку – см. «Рассказы земляков. Клязьма».
По окончании 9 класса постепенно возникает странное чувство, что теперь мы самые старшие из учеников во всей школе…
  Но вот и пришло время последнего звонка после окончания 10 класса, а потом и выпускного вечера. Вечер был организован в актовом зале школы, где накрыли столы для выпускников, учителей и родителей выпускников. Из спиртного только шампанское.  Каждого выпускника вызывали на сцену и вручали аттестат об окончании школы. Выпускники нарядные, особенно девушки, которые пошили по этому случаю специальные платья и сделали причёски. С приветственными напутственными словами выступали педагоги и родители, кто-то отвечал и от учеников. Все друг друга поздравляли. Были танцы. Ближе к 23 часам выпускники вышли из школы и направились на гору на площадь. Многие парни и девушки шли парами под ручку.  Беседовали, вспоминали прошедшие годы. На площади встретили выпускников из других школ. Конфликтов не было. К тому же нас предупредили в школе, что если кто набедокурит, то ему тут же испортят характеристику и того уже никуда не возьмут учиться. Потом пошли снова на юг, в сторону школы и стадиона, при этом те выпускники, что жили на этом пути постепенно отсеивались и направлялись в домашнюю гавань. На стадион добралось человек пять, посидели на трибунах немного и тоже разошлись по домам. Было уже часов 5 утра. А часов в 11 уже можно было забрать характеристику из школы и ещё раз проститься с родными пенатами и пришедшими за документами одноклассниками.
   Одноклассники расстались, но, как оказалось не все и не навсегда. Через некоторое время встречаю в бане на катушке – насиженное место для местных жителей- Андрея, нашего одноклассника, а тот возьми и скажи, мол женился на Татьяне, нашей однокласснице. А немного погодя узнаю, что и наши одноклассники Миша и Людмила, Вова и Людмила тоже поженились. Вот так! Есть мнение, что одноклассники редко уживаются вместе, а тут всё наоборот, все до сих пор вместе. Совет им да любовь!

P.s.  Вот как-то так кратенько, штрихами о том, что запомнилось и осталось в памяти о школе почти полвека спустя.
        Если что-то не так или упустил, Вы поправьте меня.

В школе теперь обитают совсем другие люди, наступили другие времена, но в школьные окна по-прежнему смотрят вечные облака 
https://yandex.ru/video/preview/16907945336711563318

По воспоминаниям Петра, выпускника школы №3 конца 70-х годов.
2024г.

Продолжение повествования см. в «Рассказы земляков. Учителя школы №3 в 70-е годы» и «Рассказы земляков. Пионерия 70-х»

0

4

Привет из прошлого!

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t430067.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t785178.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t736105.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t799305.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t644776.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t818434.png

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t744462.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0002/10/47/5677/t778197.jpg

0


Вы здесь » Форум города ПЕТУШКИ » Свободный полёт » Рассказы земляков. Школа №3 в 70-е